Обучение как движущий стимулятор развития

Дата публикации или обновления 03.05.2024

В наше время обучение многим дициплинам, получение каких-то новых для себя навыков, даже обучение само-выздоровлению стало доступно в любой момент времени благодаря онлайн курсам. Не выходя из дома, находясь в любой части планеты, можно учиться, самообразовываться, повышать уровнь своей квалификации.

Ведь обучение, являясь основным движущим стимулятором развития, в то же время само на него опирается. Наличный уровень умственного развития, уже достигнутый человеком, стремление к познанию нового, сформированные у него качества ума, отношение к учебной деятельности, мотивация учения — все это оказывает влияние не только на конечный результат обучения, но и на самый процесс учения. Вся совокупность этих особенностей отражается не только на темпах усвоения знаний, умений и навыков, но в существенной мере определяет и качественное своеобразие процесса учения. Один и тот же метод или путь обучения воздействует по-разному, в зависимости от психологических особенностей разных людей.

Так, различный путь обучения — от конкретного к абстрактному и противоположный ему: от абстрактного к конкретному — обнаруживает значительные различия в эффективности, в зависимости от того, каков общий уровень развития мышления учащегося и каков тип соотношения в его мыслительной деятельности двух компонентов — конкретного и абстрактного, какой из них является относительно преобладающим.

Вот почему оптимальным может быть только такое обучение, которое учитывает особенности уже достигнутого развития. Вместе с тем обучение никак не может опираться только на уже достигнутое развитие, а само должно вести его вперед, т. е. само должно ставить более широкие задачи: изменение качества ума, мотивация учения. Подобрать же нужные для себя онлайн курсы можно на сайте courselandia.ru.

Обучение может заметно раздвинуть возрастные границы, значительно расширить возможности познавательной деятельности. Конечный результат обучения (равно как и самый процесс учения) детерминирован не только извне, но и изнутри.

Необходимо различать два плана развития в процессе обучения — «макро-» и «микропланы». В первом случае имеется в виду развитие в процессе обучения — при переходе с одного возрастного этапа на последующий. Во втором случае речь идет об изменениях в процессе овладения какими-либо знаниями на одной и той же возрастной ступени.

Параметры, характеризующие уровень развития в планах макро и микро, имея нечто общее, в целом не совпадают.

А между тем это различие не учитывается и это мешает правильному решению многих важных вопросов.

Исследования показывают, что вместе с увеличением возраста и степени учебной подготовки у обучаемого наблюдается рост способности как к более быстрому свертыванию суждений (операций), так и одновременно к развертыванию (там, где это необходимо) логических звеньев рассуждения (операций). Таков макроплан развития.

Что же касается микроплана, то в этом случае для процесса овладевания знанием характерна только одна тенденция: к свертыванию операций, т. е. к выпадению промежуточных звеньев в процессе автоматизации усваиваемого процесса.

С использованием: Менчинская Н. А. и др. (ред.). Обучение и развитие. Москва. Московское отделение общества психологов при АПН РСФСР. 1966 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос