Шаровые опоры
Едва ли не каждому автомобилисту со стажем памятны неприятные минуты, когда износ шаровых шарниров подвески давал о себе знать повышенными люфтами и стуками. Нередко автолюбители пытаются восстановить эти узлы, плохо представляя себе, насколько долговечны и надежны они будут после ремонта.
Продукция бренда СС20, и в том числе шаровые опоры, никогда не подведет вдороге и будет долгие годы служить верой и правдой на страже вашей безопасности.
Одна из самых ответственных деталей в подвеске легкового автомобиля — шаровой шарнир (его еще называют шаровой опорой или просто опорой). Шарниры воспринимают большие нагрузки от массы автомобиля, от силы тяги и тормозных сил, действующие в разных направлениях! Их надежность непосредственно влияет ив безопасность эксплуатации автомобиля.
Применение тефлоновой ткани с высокой износостойкостью позволяет сделать шарнир достаточно долговечным и без компенсаторов износа. Износостойкость настолько велика, что даже если защитные чехлы потеряют герметичность, узел сохранит работоспособность еще две-три тысячи километров.
Конструкция таких шарниров предъявляет дополнительные требования к технологии изготовления. Так как зазора между головкой пальца и тканью быть не должно, то собранный шарнир подвергают точный обжимке для получения определенного натяга в паре трения. Натяг этот строго контролируют.
В процессе эксплуатации появляется зазор, и, когда он достигает критической величины, шарнир становится неработоспособным. Водитель слышит характерный стук и ощущает «рысканье» автомобиля при движении. Оно происходит из-за изменения параметров подвески (развала, схождения) при воздействии дорожных неровностей.
Долговечность подвески, подшипников колес и шин уменьшается. А главное — на таком автомобиле небезопасно ездить, особенно по неровным и скользким дорогам.
Следовательно, если при эксплуатации зазор в шарнире превысил допускаемый, узел нужно заменить новым.
Необходимо отметить, что проблема ремонта шарниров не ограничивается изготовлением вкладышей. Большого внимания требует и палец, о котором до сих пор упоминалось лишь вскользь. Кроме высокой точности и твердости головки, палец должен иметь значительную прочность, поскольку воспринимает все усилия, передаваемые от колеса ил кузов. Поломка пальца чревата серьезными последствиями не только для автомобиля, но и для находящихся в нем людей. Поэтому использовать самодельные детали из подручного материала недопустимо. Нельзя также устанавливать и шарнир сильно изношенный палец: его головка при эксплуатации может выдавиться из корпуса, что также приведет к аварии.
Есть еще один важный параметр работы узла — минимальный угол качания пальца, относительно корпуса шарнира. Если не обеспечить требуемых углов, может произойти поломка пальца даже заводского изготовления.
Инженеры объединения «Ижмаш» Ю. Касаткин и С. Матюшкин
По материалам журнала «За рулем» № 11 1991 г.