Задачи клиники внутренних болезней

Дата публикации или обновления 17.04.2024

В системе медицинского образования курс внутренних болезней занимает большое место. Он последовательно излагается на трех кафедрах терапии — пропедевтической, факультетской и госпитальной, каждая из которых имеет свои задачи, все же они, вместе взятые, обеспечивают подготовку студента-медика по разделу внутренних болезней в объеме учебной программы медицинского института.

Пропедевтическая клиника внутренних болезней знакомит студента с методикой исследования больного, с семиологией (учение о симптомах и признаках болезней), отдельными синдромами. Здесь студент изучает приемы физического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), знакомится с основами рентгенологического исследования, совершенствуется в приемах лабораторного исследования (которым его обучали на кафедрах физиологии, биохимии, патологической физиологии).

Разумеется, уровень знаний и возможностей, которые студент при этом получит, несопоставим с возможностями научно-исследовательского центра компетенций в области клинических исследований лекарственных препаратов https://qbioresearch.com/, там не менее, надо же с чего-то начинать на длинном и сложном пути от студента до специалиста широкого профиля.

Пропедевтическая клиника внутренних болезней учит студента приемам исследований, которыми он будет пользоваться у постели больного в условиях любой другой клиники, но только с добавлением специальных приемов.

Факультетская клиника внутренних болезней излагает систематический курс внутренних болезней. Здесь студент изучает на примерах болезней причины возникновения последних (этиология), механизмы развития их (патогенез), принципы и приемы лечения больных, а также исходы заболеваний. Данная клиника приучает студента наблюдать за движением болезни (динамика), воспитывает у него умение обосновывать предсказание (прогноз) для жизни больного, его здоровья и трудоспособности. На основе анамнеза, материалов физического исследования и наблюдений у постели больного студент определяет характер и объем профилактических мероприятий, рекомендуемых больному.

Профессор, ведущий данную клинику, в изложении курса пользуется типичными формами болезней, представляя их в свете положений физиологического учения И. П. Павлова. При этом анализируется вся совокупность условий, которые могли привести именно этого больного к данному заболеванию: условия труда и быта, характер питания, перенесенные ранее болезни и интоксикации, наследственные факторы.

В факультетской клинике внутренних болезней в основу познаний больного кладутся положения физиологического учения И. П. Павлова, законы диалектического материализма:

  • а) организм как единое целое,
  • б) единство структуры и функции,
  • в) единство анализа и синтеза,
  • г) положение о нервизме,
  • д) единство противоположностей,
  • е) детерминизм,
  • ж) единство организма с внешней средой.

На базе этого формируется клиническое мышление студента.

В клинике студент приобретает навык прослеживания хода болезни у больного от начала ее развития до данного периода; он изучает характер изменений органов, физиологических систем и высшей нервной деятельности больного, особенности течения болезни у разных людей (учится индивидуализировать проявления болезни), характер и объем лечебных мероприятий, а также определяет предсказание и характер последующих мероприятий (после выписки больного из клиники). Таким образом, в факультетской клинике внутренних болезней перед студентом-куратором стоят задачи:

  • 1) познать причины развития данной болезни;
  • 2) изучить фон, на котором развилась эта болезнь;
  • 3) определить природу заболевания у данного человека;
  • 4) проследить особенности течения этой болезни;
  • 5) обосновать приемы лечения данного больного; ;
  • 6) определить прогноз для жизни, здоровья и труда;
  • 7) наметить профилактические мероприятия.

Факультетская клиника внутренних болезней знакомит студента с различными приемами лечения и с разными видами терапии (каузальная, патогенетическая, симптоматическая), из них особое внимание уделяется патогенетической терапии.

Госпитальная клиника внутренних болезней представляет следующую ступень в обучении студента по курсу внутренних болезней. Можно сказать, что данная клиника вводит студента непосредственно в поток жизни, знакомя его с вариантами болезней из области внутренней патологии, наблюдаемых в стационаре и, главным образом, в условиях поликлиники.

Если факультетская клиника внутренних болезней является клиникой по преимуществу академической, то госпитальная клиника внутренних болеэней является клиникой по преимуществу практической.

Госпитальная клиника внутренних болезней производит клинические разборы больных по преимуществу в условиях поликлиники. Здесь вырабатываются навыки возможно быстрой ориентировки в состоянии больного — умение найти главное, оперативность в определении лечебной тактики и решении вопроса неотложности врачебной помощи. Госпитальная клиника внутренних болезней завершает «формирование» студента-медика по курсу внутренних болезней, готовя его к практической работе и к врачебной деятельности по окончании института.

Таким образом, три клиники внутренних болезней, не повторяя, но дополняя друг друга, представляют последовательно восходящие ступени в подготовке студента-медика по вопросам внутренней патологии. Усилия их, как и других клиник, направлены к единой цели — подготовить широко эрудированного врача, врача-философа, умеющего предупреждать болезни и распознавать их на ранних этапах возникновения, на различных стадиях течения.

С использованием: Зайцева Е.И., Степанов П.Н. Пособие к клиническому исследованию больного. Смоленск. Смоленское книжное издательство. 1961 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос