Предпосылки формирования мемориальных ансамблей

Дата публикации или обновления 13.07.2024

Время все дальше отодвигает от нас события Великой Отечественной войны, естественно поэтому, что в поисках "связи времен" мы обращаемся к тем истокам проектирования и строительства памятных объектов, которые и сегодня сохранили свою значимость.

В дни жестоких сражений под Москвой, Ленинградом - ныне Санкт-Петербургом - и на берегах Волги идея создания мемориальных ансамблей приобрела особую историко-патриотическую остроту. Это была пора напряженных поисков градостроительных средств выражения событий всемирного значения.

Зодчими — современниками военных баталий — фиксировалась тематика монументов, осмысливались их композиционная идейно-образная направленность, их долговечность, место в городе.

В проектировании монументов принимали участие архитекторы В.Андреев, В.Асс, Л.Баталов, Г.Захаров, Н.Колли, Л.Кулага, В Лебедев, Б.Мезенцев, И.Мельчаков, М.Оленев, М.Посохин, Л.Руднев, П.Штеллер, Ю.Шевердяев, А.Щусев и др.

Среди многих предложений отбирались лучшие и на их основе разрабатывались конкретные проекты.

Стремление охватить все стороны военно-исторических событий рождало многочисленные варианты проектов памятных объектов, наполненных разнообразным содержанием - от простейшего памятного знака (архитекторы В.Андреев, М.Оленев и др.), или надгробия до мемориальных сооружений многофункционального назначения (архитектор Л.Руднев и др.). Авторы проектов сами уточняли в процессе работы тему, взятую ими для монументального воплощения. Они озаглавили свои проекты: "Героям Отечественной войны", "Героическому Ленинграду", "Героям обороны Москвы", "Памятник 28 гвардейцам", "Слава гвардейских частей", "Памятник в честь победы Н-ской дивизии", "Памятник полководцу Красной Армии", "Богатырям земли русской", "Музей Красной Армии", "Храм Славы" и тд.

В самом наименовании тем прочитывается определенное смысловое содержание, ставшее основой дальнейшего развития памятных объектов не только в послевоенные годы, но и на современном этапе ("Героическим защитникам Ленинграда", "Героям обороны Москвы" и др.). Новое содержание потребовало и соответствующих ему новых форм. Сложность творческой задачи состояла и в том, что почти все мемориалы задумывались в исторической среде города. Так, памятник Великой Отечественной войны в Новгороде (архитектор П.Скокан) читался непосредственно в силуэте ансамбля Новгородского кремля.

Конкурсные проекты были первым шагом в осмыслении проблемы мемориальной архитектуры, которая впоследствии станет одной из ведущих в советском градостроительстве.

Следующим этапом в разработке проектов памятников Великой Отечественной войны явился проведенный в 1942-1943 гг. Всесоюзный открытый конкурс, в программе которого уже были определены основные темы памятников, получившие развитие в дальнейшем. Как видно из программы, конкурс объявлялся "на нижеследующие самостоятельные темы:

  • 1. Пантеон героев Отечественной войны.
  • 2. Пантеон партизан Отечественной войны.
  • 3. Героическим защитникам Ленинграда.
  • 4. Героическим защитникам Москвы.
  • 5. Героическим защитникам Севастополя.
  • 6. 28 гвардейцам-панфиловцам.
  • 7. 8 волоколамским комсомольцам.
  • 8. Партизанке — Герою Советского Союза Зое Космодемьянской.
  • 9. Братская могила Героев Великой Отечественной войны.
  • 10. Герою Великой Отечественной войны (памятник на месте погребения)".

В зтом перечне тем ясно прочитывались три основные типологические группы: монументальные архитектурные сооружения многофункционального назначения, памятные объекты, посвященные героическому событию, и памятные объекты, посвященные героической личности.

Хотя программой конкурса места расположения памятников не были обусловлены и выбор градостроительной ситуации и размеров монументов предоставлялся самим участникам соревнования, некоторые положения конкретизировались, в том числе возможность размещения памятника непосредственно на местах героических событий или же в городах, освобожденных от фашистских оккупантов, в соответствии с генеральным планом, существующей или предполагаемой городской застройкой; соответствие расположения и размеров памятника его назначению, размерам участка и масштабу окружающей застройки или характеру окружающего пейзажа; возможность решения памятников в архитектурных или пластических формах, используя художественный язык архитектуры, скульптуры, монументальной живописи.

Таким образом, в программе была заложена определенная градостроительная направленность, внимание участников конкурса было зафиксировано на взаимосвязи памятников с планировочной структурой города и исторической подосновой.

Конкурсные проекты экспонировались на выставках в Союзе архитекторов, обсуждались широкой общественностью. Это был весьма ценный материал для размышлений о поисках наиболее выразительных композиционных приемов решения памятных объектов, для осмысления городской среды как носительницы информативной функции образа города в целом.

Наряду с традиционными формами увековечивания (обелиски, стелы, архитектурно-скульптурные памятники) в конкурсных проектах предлагались по-новому переосмысленные формы древних курганов, шатровых храмов, маяков, скальных гробниц и тл. Проекты этого конкурса подчас излишне усложнены: реальное проектирование еще было далеко впереди, а авторы, преувеличивая масштаб проектируемых сооружений, старались тем самым передать величие подвига советского народа.

Одновременно шла работа над пригодными к строительству в трудных условиях послевоенных лет проектами памятников, результатом которой явился выпущенный Воениздатом в 1947 г. альбом "Типовые проекты памятников братских и индивидуальных могил воинов Советской Армии, Военно-Морского Флота и партизан, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны". Выпуск этого альбома был продиктован необходимостью массового строительства такого рода памятников. Их простые архитектурно-скульптурные композиции обладали способностью передавать зрителю информацию о содержании исторического факта.

При оценке конкурсной практики военных лет необходимо обратить внимание на процесс развития мемориальной темы от единичного объекта — надмогильного знака - к более сложным и содержательным композициям и далее — к тем проектным предложениям по восстановлению и реконструкции центров городов, которые емкостью своего содержания и глубиной градостроительных замыслов до какой-то степени предвосхитили дальнейшее развитие советского градостроительства.

Нетрудно заметить, что на формирование структуры художественного образа некоторых памятных объектов и поиски возможных путей его реализации оказали влияние национальные и классические традиции русской архитектуры.

Так, традиционные мотивы народного зодчества очевидны в работах архит. М.Оленева, характерных интересной попыткой применить простые средства для достижения запоминающегося образа. Конструкции из рубленых бревен, идущие от художественных традиций деревянного зодчества, использовались для реализации идеи памятного знака над индивидуальными и братскими могилами. Поражает выразительность образов в различных предложениях - от единичных композиций до создания системы памятных знаков — своеобразного фрагмента мемориального ансамбля.

В то же время проектировались памятники из долговечных материалов (над братскими захоронениями и др.).

В проекте памятника-некрополя бойцов и командиров Красной армии (архитектор В.Асе) сделана попытка новыми средствами создать законченный мемориальный ансамбль, компонентами которого служат стены-колумбарии с мемориальными досками и плотные ряды вертикалей деревьев. В проекте некрополя пафос утверждения, победы памяти над временем (стройный ряд деревьев) символически сочетается с выражением поминовения, скорби (горизонтальные ряды мемориальных знаков).

Одновременно были начаты поиски новых архитектурных форм прославления массового и индивидуального подвига - временных триумфальных арок, павильонов для экспозиции военных трофеев, памятников-бюстов героическим личностям.

Идея героического начала воплощалась в формы, традиционно связанные с иными художественными задачами. В композиции памятника-кургана архит. А.Никольский новое содержание раскрыл через переосмысление традиционной статической формы, превратив ее в форму динамическую, полную напряжения и взлета.

Понимая, что проблема увековечивания героической борьбы и подвигов советского народа сложна и многогранна, авторы стремились создать новые, не традиционные формы памятных объектов. Одновременно велись поиски композиций крупных мемориальных сооружений многофункционального назначения, традиционных для русской архитектуры (например, памятник-маяк, памятник-мост).

Так появились проекты, в которых монументальные формы архитектуры трактовались емко, содержательно и пыли рассчитаны на громадные масштабы и эмоциональное воздействие на огромные человеческие массы. В конструировании многофункциональных пространств особое внимание архитекторы уделяли поискам художественного облика.

С использованием: Зайцев А.К. Мемориальные ансамбли в городах-героях. Москва. Стройиздат, 1985 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос