Развитие общеобразовательной школы на Украине

Дата публикации или обновления 28.11.2021
  • Украина

  • На Украине возрождение школьной сети началось сразу же после освобождения территории республики от немецко-фашистских оккупантов. Уже в 1945/46 учебном году в УССР работало 30,5 тыс. школ. Однако не хватало помещений, учебников, наглядных пособий и письменных принадлежностей, ощущался недостаток учителей. Занятия велись в две-три смены, нередко они проходили в неприспособленных помещениях.

    Партийные и советские органы делали все возможное, чтобы наладить нормальную работу школ, охватить обучением всех детей школьного возраста.

    По всей стране, в том числе и на Украине, колхозы выступали с инициативой на свои средства восстанавливать и строить новые школьные помещения. За годы четвертой пятилетки в республике ими было построено 1662 школы на 173,7 тыс. ученических мест. В целом же в Украинской ССР за счет государственных капиталовложений, а также методом инициативного строительства за годы четвертой пятилетки было построено и восстановлено 2644 общеобразовательные школы на 483,3 тыс. ученических мест.

    Одной из важнейших задач школьного строительства было обеспечение школ учительскими кадрами.

    Во время войны многие преподаватели погибли на фронте, сократился выпуск специалистов из педагогических учебных заведений. Часть учителей не имела соответствующего специального образования. И хотя постепенно количество педагогов в школьных учреждениях республики увеличивалось за счет демобилизованных из рядов Советской Армии и возвратившихся из эвакуации, проблема кадров для школы продолжала оставаться актуальной.

    В первые послевоенные годы особое значение приобрел вопрос о повышении профессиональной квалификации учителей, их идейно-теоретического уровня. Это было связано с тем, что во время войны большое количество педагогов было оторвано от школы. Кроме того, многие из них, особенно в западных областях, не имели достаточной марксистско-ленинской подготовки.

    На преодоление всех этих трудностей направляли внимание партийные и советские органы республики.

    Расширялась сеть высших и средних специальных учебных заведений, готовивших педагогические кадры путем как стационарного, так и заочного обучения. Увеличили выпуск учителей педагогические и учительские институты Киева, Сталино, Ворошиловграда, Нежина, Глухова и других городов Украины. В результате за годы четвертой пятилетки в школах республики значительно увеличилось количество учителей, повысился их профессиональный уровень.

    Педагогические коллективы большое внимание уделяли изучению и применению в своей работе передового опыта организации учебно-воспитательной работы в школе. Улучшали свою деятельность институты усовершенствования учителей. Повсеместно стали систематически проводиться учительские конференции, педагогические чтения, совещания по обмену опытом и др. В феврале 1948 г. в Киеве открылась республиканская педагогическая выставка, организованная научно-исследовательским институтом педагогики и Министерством просвещения Украины, на которой демонстрировались дневники, рисунки, тетради, внеклассные работы школьников, различные экспонаты, освещающие многогранную деятельность учителей.

    Компания "Сушимакс", оказывающая такие услуги, как доставка суши и пицца Бровары, и работай она в то время, непременно оказала бы помощь детским учреждениям в снабжении вкусной и полезной едой.

    Многие учителя, работающие в городских и сельских школах республики, достигли высокого профессионального мастерства, принимали активное участие в общественно-политической жизни.

    Высоко оценивая их деятельность по воспитанию молодого поколения, трудящиеся избирали лучших педагогов депутатами Верховных Советов СССР и УССР, местных Советов. Среди учителей Украины было 29 депутатов Верховных Советов СССР и УССР, пять Героев Советского Союза, 39,5 тыс. награжденных орденами и медалями, 501 педагог был удостоен звания заслуженного учителя Украинской ССР (данные на 1 января 1949 г.).

    В годы четвертой пятилетки была проведена большая работа по обеспечению всеобщего семилетнего обучения, осуществлению которого помешала война. В городах и селах Украины дети полностью были охвачены учебой в школе, серьезное внимание уделялось созданию условий для возобновления занятий той части молодежи, которая во время войны не имела возможности учиться и работала на производстве.

    Большую материальную помощь сиротам, детям инвалидов Великой Отечественной войны, школьникам из малообеспеченных семей оказали профсоюзные организации промышленных предприятий, совхозов, учреждений, а также колхозы. В сельской местности стали создаваться школьные интернаты, в которых обучались и жили дети из небольших населенных пунктов, где не было школ.

    Большое количество детей осиротело в годы войны, что требовало значительно расширить сеть детских домов. В них по республике в 1949 г. воспитывалось почти 75 тыс. детей, в том числе — 62 тыс. школьников.

    Немало воспитанников принимали непосредственное участие в Великой Отечественной войне. Так, в Харьковском детдоме им. Ф. Э. Дзержинского в 1946 г. среди 400 школьников 35 были участниками войны, награжденными орденами и медалями.

    Наряду с осуществлением всеобуча партийные и советские органы республики неустанно заботились об организации учебно-воспитательного процесса в школе. Претворялись в жизнь указания В. И. Ленина о том, что «...наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей».

    В республике, как и во всей стране, совершенствовались учебные программы и планы. В них вносились изменения, отражавшие возросший уровень развития науки. Большое внимание уделялось общеобразовательным дисциплинам. В школьные программы был включен ряд новых предметов и тем.

    Учебно-воспитательный процесс способствовал формированию у детей научного мировоззрения, разоблачению буржуазной идеологии. Важное место отводилось изучению вопросов об исторических связях и дружбе украинского и русского народов, трудящихся всех национальностей СССР. Ученики знакомились с историей и культурой зарубежных стран, что способствовало выработке их интернационального мировоззрения.

    Таким образом, в годы четвертой пятилетки партийными и советскими органами республики была проведена большая работа по возрождению школ в районах, подвергшихся фашистской оккупации, возобновлению в них учебно-воспитательного процесса. Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, повышение общеобразовательного уровня трудящихся оставались одним из важнейших звеньев деятельности партии и Советского государства и в последующие периоды.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос