Проверка автотранспорта

Дата публикации или обновления 02.05.2021
  • Уголовная практика в Украине

  • Участие специалистов в расследовании уголовных дел оказывает следствию существенную помощь, особенно при расследовании дорожно-транспортных происшествий.

    В Винницкой области экспертизы по уголовным делам о преступлениях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, в основном, проводят эксперты оперативно-технического отдела.

    Наличие эксперта-автотехника в штате ОТО УВД положительно сказалось на качестве расследования уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях с тяжкими последствиями.

    Эксперт-автотехник постоянно принимает участие в осмотрах мест ДТП. С его помощью следователь может не только выявить следы, но и закрепить их с помощью научно-технических средств, детально зафиксировать сложившуюся дорожную обстановку, расположение транспортных средств, следов и т. п. Эксперт-автотехник может помочь в определении последовательности осмотра, его объема, подсказать, на какие моменты необходимо обратить первоочередное внимание. Он помогает изымать вещественные доказательства, необходимые для последующего экспертного исследования, в частности, различные детали транспортных средств.

    При оформлении кредита под залог авто участие специалиста по осмотру технического состояния автомобиля также может только привествоваться.

    7 мая 1976 г. в г. Виннице водитель, управляя автомобилем ГАЗ-52, совершил наезд на девочку. Скрываясь с места происшествия, он выехал на полосу встречного движения и столкнулся с мотоциклом. В результате водитель мотоцикла и его два пассажира погибли.

    В осмотре этого места происшествия принял участие эксперт-автотехник ОТО УВД. Изучив положение транспортных средств после столкновения, установив направление их движения до момента происшествия, специалист определил участок дороги, на котором могли остаться какие-либо следы.

    При тщательном осмотре на проезжей части был обнаружен слабо видимый след контакта днища кузова коляски мотоцикла с полотном дороги, который следователь зафиксировал в протоколе осмотра места происшествия и на схеме.

    На допросе водитель автомашины заявил, что водитель мотоцикла по своей вине столкнулся с его автомобилем. Для проверки этих показаний была назначена комплексная криминалистическая и автотехническая экспертиза, которая установила, что при столкновении в контакт вступили сначала правая сторона переднего буфера автомобиля ГАЗ-52 с передней боковой стороной коляски мотоцикла МТ-9, потом — колесо и средняя часть правой стороны коляски со средней частью буфера автомобиля.

    Ознакомившись с заключением экспертов, водитель грузовой автомашины сознался в совершенном преступлении.

    При подготовке к назначению экспертиз по уголовным делам о преступлениях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, следователь должен собрать исходное данные, достаточные для дачи достоверного заключения. Для этого прежде всего необходимо полно и точно зафиксировать следы, оставшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, и отразить их в протоколе осмотра и на схемах.

    В ряде случаев возникает необходимость воспроизвести обстановку и обстоятельства события происшествия. При этом следует уточнить координаты места столкновения или наезда, условия видимости и обзорности, а также скорость движения пешеходов (при наезде на них). В случае столкновения автотранспортных средств комплексная криминалистическая и автотехническая экспертиза позволяет разрешить вопросы о механизме их столкновения. На допросе водитель автомобиля показал, что в момент обгона водитель автобуса выехал на середину проезжей части дороги и поэтому он вынужден был выехать на левую обочину. От этого автомобиль занесло, и он столкнулся с автобусом. В свою очередь, водитель автобуса утверждал, что он не создавал помех для обгона его грузовому автомобили?.

    С учетом данных, полученных при воспроизведении обстановки и обстоятельств события, а также следов контакта на автомобиле и автобусе экспертизой было установлено, что водитель автомобиля, вопреки требованиям Правил дорожного движения, начал обгон на узком участке дороги. Не выдержав необходимого интервала, он своим автомобилем зацепил автобус, который от этого опрокинулся, и многие пассажиры получили телесные повреждения.

    При расследовании преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, возникает необходимость трасологической экспертизы. Ее предметом могут явиться следы шин и других частей автотранспорта, в определенных случаях — следы рук. Трасологическая экспертиза дает возможность установить взаимное расположение транспортных средств и их деталей при столкновении или наезде, вид и модель транспортного средстве, направление его движения и др.

    Рассмотрим другие дорожно-транспортные происшествия, к расследованию которых были также привлечены специалисты.

    8 октября 1976 г. неизвестной автомашиной в Литинском районе был совершен наезд на велосипедиста, от чего последний скончался. В результате проведенных оперативно-розыскных и следственных мероприятий было установлено, что наезд совершен автомобилем ГАЗ-69.

    При осмотре автомобиля обнаружили на правом буфере след потертости, а между подфарником и фарой — царапину длиной 7 см; заднее колесо и щиток велосипеда шириной 7 см были согнуты. Эксперт-трасолог установил, что взаимные следы образованы в момент удара передней частью автомобиля ГАЗ-69 при наезде на велосипед.

    6 июля 1976 г. в пос. Вапнярка Томашпольского района неизвестный угнал автомобиль «Москвич-412», который был обнаружен брошенным в поле. При осмотре автомобиля с участием эксперта-криминалиста ОТО УВД на рулевом колесе обнаружили четыре следа пальцев рук, пригодные для идентификации. В результате розыскных и следственных действий была установлена личность гражданина, которого видели возле машины.

    Им оказался Валей, склонный к угону автотранспорта.

    Несмотря на то что Валей отрицал свою причастность к преступлению, дактилоскопической экспертизой было установлено, что следы пальцев рук на рулевом колесе оставлены им.

    Ознакомившись с заключением экспертизы, Валей сознался в совершенном преступлении.

    23 декабря 1975 г. на дороге в пос. Липовец Винницкой области водитель неизвестной автомашины совершил наезд на пешеходов Гавриленко и Леонова. Водитель автомобиля с места происшествия скрылся. При осмотре следователь обнаружил пять кусочков стекла от рассеивателя фары и изъял их в присутствии понятых. Были проведены необходимые оперативные и следственные мероприятия, которые дали возможность установить автомобиль ГАЗ-93 с разбитой правой фарой.

    В фаре, за ее ободком, обнаружили кусочек стекла от рассеивателя. Водитель отрицал свою причастность к наезду, однако криминалистическая экспертиза установила, что кусочки стекла, обнаруженные на месте происшествия, и кусочек стекла, изъятый из-под ободка; фары, ранее составляли одно целое.

    Э. Ф. Петрик, старший следователь следственного отдела УВД Винницкого облисполкома

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос