Экспертиза при дтп

Дата публикации или обновления 27.07.2021
  • Уголовная практика в Украине
  • Экспертиза – важное средство раскрытия дорожно-транспортных происшествиях

    В дежурную часть УВД Черновицкого облисполкома поступило сообщение о том, что на 13-м километре трассы Черновцы — Порубное произошло столкновение автомобиля «Волга» с автоцистерной, приведшее к человеческим жертвам.

    На место происшествия выехала следственно-оперативная группа: следователь следственного отдела УВД, эксперт-криминалист, инспектор Госавтоинспекции УВД. Возглавил группу заместитель начальника УВД. Оказалось, что автомобиль «Волга» 40-11 ЧВЖ, принадлежавший автохозяйству Черновицкого облисполкома, находится под прицепом автопоезда, выехавшего на полосу встречного движения. Кузов «Волги» был смят спереди и сверху, рядом с ним лежала автоцистерна, из которой вытекала патока.

    Шофер автомашины «Волга» и один из пассажиров были мертвы, второго пассажира без сознания доставили в больницу.

    Водитель Гакман, управлявший автопоездом, в состав которого входили автотягач ЗИЛ-130 и двухосный прицеп модели ГКБ-817, заявил о том, что, двигаясь по автотрассе, заметил ехавший ему навстречу со скоростью около 130 км/ч автомобиль ГАЗ М-24. Когда кабины поравнялись, он услышал резкий скрип тормозов и, посмотрев в зеркало заднего вида, укрепленное с внешней стороны кабины, заметил, что «Волга» ударилась в стоявший на дороге автоприцеп с цистерной. При этом последняя сорвалась с платформы, упала на кузов «Волги», смяла его и опрокинулась в кювет, справа от дороги.

    Момента отрыва прицепа от тягача он не почувствовал.

    При первоначальном осмотре транспортных средств было установлено, что отрыв тягача произошел ввиду разрушения сварного шва, соединявшего серьгу с дышлом прицепа.

    Зная о том, что конструкция прицепа в соответствии с п. 1.ч. I ГОСТ 3163—69 г. «Прицепы и полуприцепы» предусматривает аварийное торможение при отрыве от тягача, водитель Гакман заявил, что прицеп, оторвавшись, остановился, а столкновение произошло только лишь по вине водителя «Волги», который превысил скорость движения и перед непосредственным контактом не справился с управлением. Отметка в путевом листе о том, что автопоезд находился в технически исправном состоянии и выезд ему разрешен, сделанная дежурным механиком контрольно-технического пункта АК-2260, подтверждала заявление Гакмана о том, что оторвавшийся по независящим от него причинам прицеп должен был остановиться.

    При осмотре прицепа было установлено, что тормозные колодки его передних и задних колес не замаслены, их регулировка соответствовала Техническим условиям.

    В рессивере воздуха не оказалось, трубки воздухопровода (металлические трубки и гибкие шланги) в передней части прицепа смяты, погнуты, разрушен и сорван воздухораспределитель тормозной системы. Все это создавало впечатление о том, что тормозная система прицепа действительно исправна и виновен в данном дорожно-транспортном происшествии водитель «Волги».

    Однако при осмотре места происшествия было установлено, что следы торможения колес прицепа на дорожном покрытии отсутствуют. Кроме того, при увеличении радиуса осмотра были обнаружены три выбоины на асфальтовом покрытии дороги, образовавшиеся от ударов дышла прицепа, первая из которых находилась на расстоянии 40 м от места столкновения прицепа с «Волгой».

    На предварительном следствии водитель автопоезда Гакман утверждал, что выехал в рейс на технически исправном автопоезде и все неисправности в тормозной системе прицепа, установленные при осмотре транспортного средства, явились результатом данного дорожно-транспортного происшествия. Дежурный механик контрольно-технического пункта АК-2260 Довганюк подтвердил заявление Гакмана о том, что перед выездом на линию автопоезд был в технически исправном состоянии.

    При исследовании тормозной системы прицепа на трубках воздухопровода были обнаружены множественные вмятины, возможность образования которых при одном ударе вызывала сомнение.

    Кроме того, трубки воздухопровода в некоторых местах были обмотаны полихлорвиниловой изолентой, под которой обнаружили трещины в стенках трубок, установили также, что крышка воздухораспределителя была укреплена только одним болтом, в связи с чем между нею и корпусом воздухораспределителя образовался зазор.

    Для установления давности появления обнаруженных повреждений и их влияния на нормальную работу тормозной системы были назначены металлографическая и автотехническая экспертизы.

    При проведении указанных экспертиз было установлено, что с учетом наличия пыли, коррозии и загрязнений на металле в местах изломов и примыкания крышки к корпусу воздухораспределителя, значительного количества деформированных (сплющенных) участков трубопровода указанные повреждения образовались не в результате удара, имевшего место при данном дорожно-транспортном происшествии, а задолго до него.- Тормозная система прицепа при наличии указанных повреждений практически не функционировала.

    Выводы экспертиз были подтверждены и во время воспроизведения обстановки и обстоятельств события, проводившегося для установления степени эффективности работы воздухораспределителя при креплении крышки одним болтом. Выяснилось, что воздух из системы уходил в атмосферу и в тормозную систему не поступал.

    Все это явилось решающим и неоспоримым свидетельством вины дежурного механика автоколонны Довганюка, выразившейся в ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей по контролю за техническим состоянием выпускаемых на линию автотранспортных средств, и водителя автопоезда Гакмана, который нарушил Правила дорожного движения и Руководство по эксплуатации автомобильного прицепа 2-П5 модели ГКБ-817. В совокупности это и стало причиной дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погибли два человека и одному причинены телесные повреждения средней степени тяжести; автохозяйству Черновицкого облисполкома причинен материальный ущерб на сумму около 3 тыс. руб.

    Таким образом, проведение металлографической и автотехнической экспертиз, других необходимых следственных действий позволило установить истину по делу и в соответствии с законом принять решение о привлечении Гакмана и Довганюка к уголовной ответственности.

    И. Н. Довгань, ст. следователь следственного отдела УВД Черновицкого облисполкома

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос