Гибель океанского сейнера

Дата публикации или обновления 12.11.2021
  • Следственная практика в СССР
  • Дело о гибели океанского сейнера «Арктур»

    Команда рыболовного траулера «Пограничник» обнаружила на поверхности воды матроса океанского сейнера «Арктур» Трусова, державшегося на спасательном поясе, старшего помощника капитана сейнера Сологуба, поддерживаемого неводом, а недалеко от них — шлюпку с членами команды этого сейнера, в том числе капитаном Галкиным и начальником колонны судов рыбного флота Шаталовым.

    Как оказалось, за 30 мин. до подхода траулера «Пограничник» к месту, где были обнаружены и подобраны эти люди, затонул сейнер «Арктур», груженный свежей рыбой, причем погибли три человека из его команды. Материальный ущерб составил свыше 30 000 руб.

    Судя по исходным данным, можно было предположить, что кораблекрушение произошло в результате одной из следующих причин:

    а) неблагоприятных условий погоды в темное время суток, в результате чего могли быть получены повреждения корпуса или механизмов судна, что вызвало катастрофу;

    б) неправильного размещения груза на судне; принятия груза больше положенной нормы, а возможно, и то и другое нарушения могли вызвать потопление сейнера;

    в) технической неисправности судна, допущенного к плаванию в сложных осенних условиях в бурном Охотском море;

    г) иных нарушений правил безопасности плавания со стороны судоводительского состава судна в процессе его эксплуатации.

    Что же произошло в данном случае? Чем была вызвана гибель людей и судна? На эти вопросы, о, исчерпывающей поляотой должно было ответить следствие.

    Основными мероприятиями плана расследования было предусмотрено:

    1. Установить, где находился сейнер в день его гибели, откуда и куда следовал, с каким грузом, его.количество, размещение по судну. Не замечалось ли тогда командой судна каких-либо неисправностей в корпусе, механизмах.

    2. Добыть все данные, относящиеся к техническому состоянию судна с момента его постройки и до гибели. Выполнить это как сбором необходимых документов, так и допросом свидетелей — лиц из числа судовой команды, непосредственно занятых эксплуатацией судна, а также лиц, принимавших участие в его ремонте,- осмотре, контроле за эксплуатацией, и др.

    3. Собрать метеорологические данные о времени, предшествовавшем событию.

    4. Истребовать документы, подтверждающие сдачу рыбы сейнером в осеннюю путину, с указанием, сколько ее сдавалось отдельно каждый раз.

    5. Отыскать документы о грузоподъемности сейнера и допустимых условиях размещения груза на судне.

    Кроме того, планом расследования были предусмотрены и другие работы, имеющие второстепенна значение.

    В начале расследования установлено следующее.

    В июле из г. Мурманска в бухту Нагаево пришли своим ходом для Магаданского межколхозного объединения активного морского рыболовства (сокращенно ММОАМР) несколько океанских сейнеров, в том числе и «Арктур».

    Этот сейнер был'принят капитаном Галкиным и вошел

    В группу судов, переданных в подчинение в промысловых условиях начальнику колонны судов Шаталову.

    По прибытии сейнера в порт Нагаево и до последних чисел августа на судне производились ремонтные работы.

    Путем ознакомления с документами на ремонт, а также допросом свидетелей из числа судовой команды и лиц, непосредственно занятых Производством ремонтных работ, установлено, что как по корпусу, так и по механизмам и оборудованию никаких серьезных повреждений на судне не имелось.

    25 августа инспекторами Морского регистра СССР в порту Нагаево «Арктур» был подвергнут специальному осмотру, и в акте отмечалось, что корпус судна, его устройства, механизмы, электрооборудование находятся в хорошем техническом состоянии, и судну на основании этого дано право плавания до 1 декабря в пределах до 100 миль от базы убежища.

    В последних числах августа совместно с другими рыболовецкими судами объединения сейнер «Арктур» вышел на промысел сельди в Охотском море. Капитан Галкин находился в непосредственном подчинении начальника колонны — флагмана Шаталова, который избрал этот сейнер флагманским судном и все время с 10 сентября до момента гибели находился на борту последнего, 1 октября рано утром, в районе мыса Алевина в Охотском море командой «Арктур» кошельковым неводом был сделан замет. Было выловлено рыбы значительно большее, количество, чем судно могло взять себе на борт, а поэтому начальник колонны Шаталов, находившийся на судне, вызвал по рации для приема рыбы сейнер «Итуруп» и траулер «Ломоносов».

    По прибытии этих судов капитан Галкин до окончания погрузки рыбы на свой сейнер отказался отпускать рыбу другим судам, а поэтому команда «Итуруп», не желая ожидать, отправилась без груза в-бухту Нагаево на ремонт невода. Траулер «Ломоносов» принял рыбы 220 ц.

    Допрошенные матросы, боцман, а также лица командного состава «Арктура» показали, что рыбы было принято в грузовой трюм до заполнения его по верхнюю кромку комингса, а, кроме того, как объяснил капитан Ралкип, на палубу взято около 150 ц рыбы.

    В бухте Нагаево, когда судно постепенно кормой погружалось в воду, капитан Галкин дал команду сбрасывать с палубы рыбу за борт. Но, поскольку судно шло с креном на корму и правый борт, при сбрасывании рыбы судно повалилось также на правый борт и этим создались еще худшие условия остойчивости, что повлекло полное погружение сейнера в воду кормой.

    Практика расследования дел об авариях и кораблекрушениях на водном транспорте показала, чхо помимо допроса свидетелей, располагающих данными об исследуемом событии, имеют особое значение документы о техническом состоянии погибшего судна: ары осмотра судна инспекторами морского регистра для последующей выдачи удостоверения на годность к плаванию, чертежи судна и его механизмов, информация об остойчивости, судовые вахтенные журналы и др.

    При гибели сейнера судовые документы не были спасены и затонули. Когда же затонувшее судно было поднято из воды, удалось отыскать на нем лишь часть документов. Остальное, возможно, вымыло водой. Отсутствовали документы, касающиеся так называемой «информации об остойчивости», т. е. документы, определяющие грузоподъемность и порядок размещения груза на судне. Безусловно, утрата технических документов в значительной степени осложнила расследование.

    Известно, чго в Инспекции Морского регистра СССР по месту приписки судна к порту на каждое судно ведется «дело», в котором сосредоточиваются все документы, характеризующие его техническое состояние. Такого рода документы могут бьдь и у судовладельца (пароходство, рыбтрест, межколхозное объединение и пр.).

    В Инспекции регистра в порту Нагаево и по прежнему месту приписки «Арктура» в Мурманске, а также в отделе флота межколхозного объединения удалось получить все имеющиеся там документы об «Арктуре». Но не было самого важного — «Информации об остойчивости», и этим затруднялось решение вопроса о грузоподъемности судна и порядке размещения груза.

    В то же время с учетом показаний об обстоятельствах, предшествовавших аварии, определение допустимого к погрузке груза и порядка его размещения, а также определение фактически взятого на борт количества рыбы составляли важнейшую задачу следствия.

    В практике расследования дел о кораблекрушениях нередко необходимые сведения о погибшем судне восстанавливаются по данным, относящимся вгяругич судам, однотипным с затонувшим. Решили воспользоваться этим способом. Выяснили, что в ММОАМР были суда односерийные и однотипные с сейнером «Арктур», построенные одним и тем же предприятием: это сейнеры «Итуруп» и «Аккан». По документам этих судов, максимальный вес груза рыбы к .перевозке в трюме определялся в 320 ц с запрещением помещать рыбу на палубу.

    Возник вопрос о допустимости распространения этих данных и на «Лрктур».

    В целях наибольшей полноты и объективности расследования институту «Дальгппрорыбфлот» было дано задание произвести расчеты о разных вариантах загрузки и размещения груза на судне, а также снабжении водой, топливом с тем» чтобы определить количество фактически взятой рыбы на «Арктур» 11 октября. Произведенный институтом расчет указывал на значительный перегруз судна рыбой. Помимо этого нарушепия при допросах лиц судовой команды установили, что еще в процессе погрузки рыбы на палубу старший, механик Комов'обнаружил неисправность осушительной системы. Попытки Комова устранить эту неисправность ни к чему не привели, о чем тут же были извещены капитан Галкин и начальник колонны Шаталов.

    Положение сейнера «Арктур» 11 октября осложнилось еще и тем, что во внутреннее помещение сейнера попадала забортная вода, которую нечем было удалить, так как осушительная система вышла из строя.

    Как выяснилось, о поступлении значительного количества воды во внутренние помещения Галкин и Шаталов знали еще 30 сентября, однако никаких мер к устранению дефекта не приняли.

    После окончания погрузки рыбы 11 октября корма судна оказалась под водой.

    После подъема затопленного сейнера-наряду с другим был подвергнут осмотру люк, расположенный в кормовой палубе по левому борту. Оказалось, что крышка этого люка не была рассчитана по своим техническим условиям на обеспечение герметичности при пребывании под водой.

    Все это дало основание полагать,, что забортная вода поступала во внутреннее кормовое помещение и через неплотно закрывавшуюся крышку люка кормовой палубы.

    По расчетным данным института «Дальгипрорыбфлот» к моменту гибели судна корма шла под слоем воды в 23 см, а полное затопление судна наступило при попадании в кормовое помещение 15,6. г забортной воды.

    Метеорологические условия ©о время попрузюи рыбы и следования на базу для сдачи улова были благоприятные.

    Зная о чрезмерном перегрузе судна, неправильном размещении рыбы, попадании забортной воды в корпус судна и невозможности ее откачки из-за неисправности осушительной системы, капитан Галкин и начальник колонны Шаталов не принимали никаких мер к обеспечению безопасности плавания.

    При расследовании выяснялось, не допускался ли и ранее в других рейсах перегруз судна рыбой и как это отражалось на остойчивости судна.

    Не считаясь с опасностью плавания при водотечности судна, капитан Галкин не принял мер к устранению такого серьезного дефекта, а начальник колонны Шаталов не запретил выход в море, и сейнер продолжал находиться на промысле рыбы.

    Следствием хотя и было собрано много материалов, объясняющих обстоятельства гибели сейнера, однако всего этого было недостаточно для окончательного решения вопроса о непосредственной: причине катастрофы и об ответственности конкретных лиц за кораблекрушение. Требовалось по ряду вопросов получить заключение специалистов-экспертов.

    Особенностью производства экспертизы по делам об авариях и кораблекрушениях на водном транспорте является, как правило, постановка вопросов, относящихся к компетенции разных специалистов. Соответственно комплектуется и их состав.

    В данном случае требовалось разрешить вопросы, связанные с устранением дефектов в осушительной системе, предотвращением поступления воды в корпус судна. Непосредственное выполнение таких работ относится к обязанности машинной команды судна. Следовательно, для участия в экспертизе должен быть включен специалист-судомеханик.

    Устройство палубных люков, расчеты о грузоподъемности, размещении грузов на судне относятся к компетенции специалиста-кораблестроителя.

    В соответствии с уставом службы на судах рыбного флота капитан является единоначальником и все необходимое для безопасности плавания производится только по его приказанию или с его ведома, и поэтому в состав экспертов требовалось включить судоводителя.

    С учетом этих особенностей и был подобран состав экспертов.

    Экспертам предложено дать заключение по вопросам:

    а) возможно ли было по техническому состоянию выпускать в эксплуатацию сейнер «Арктур» в осеннюю сельдяную путину;

    б) были ли соблюдены 11 октября на сейнере правила размещения балласта, топлива, пресной воды, снаряжения и др.;

    в) какова максимально допустимая загрузка рыбой сейнера «Арктур» и каков порядок размещения ее в трюме и на палубе;

    г) что явилось непосредственной причиной, вызвавшей потопление сейнера.

    В своем заключении эксперты пришли к выводу о том, что по техническому состоянию сейнер «Арктур» возможно было выпускать на промысел в осеннюю путину.

    Поскольку судовые документы «Арктура» погибли, эксперты при определении грузоподъемности и условий размещения рыбы на сейнере исходили из аналогичных данных о других судах типа СО-300, построенных по тому же проекту и на том же заводе. По заключению экспертов, максимально допустимая загрузка сейнера «Арктур» равна 32 г, при условии погрузки всей рыбы только в трюм.

    Размещение судовых запасов (топливо, пресная вода, снаряжение) 11 октября отвечало требованиям правил технической эксплуатации.

    Количество рыбы, принятой в трюм в соответствии с расчетами Института «Дальпйфорыбфлота» и показаниями тих судовой команды «Арктур», экспертами определено в 75 г, что почти в 2,4 раза превышало максимально допустимую загрузку. Сейнер был загружен рыбой неправильно, как по тоннажу — допущен перегруз, так и по размещению — груз, был принят на палубу, чтй не допускается даже и при нормальной загрузке.

    По заключению экспертовг, причинами гибели сейнера «Арктур» были:

    1) чрезмерная перегрузка рыбой, неправильное размещение груза;

    2) попадание забортной воды в корпус судна в районе кормовых отсеков;

    3) невозможность откачки забортной воды из-за неисправности осушительной системы;

    4) неправильное решение командования судна сбросить рыбу с палубы в момент, когда элементы остойчивости судна приобрели почти пулевое значение. Этими действиями капитан Галкин и пачадышк колонны судов Шаталов допустили нарушения требований Устава службы иа судах флота рыбной промышленности, правил безопасности мореплавания, правил технической эксплуатации.

    По делу были привлечены в качестве обвиняемых по ч. 1 ст. 85 УК РСФСР капитан Галкии и начальник колонны судов срыбного флота Шаталов.

    Магаданским областным судом Галкин и Шаталов осуждены к лишению свободы на три года каждый. Верховным Судом РСФСР приговор оставлен без изменений.

    Бюро Магаданского обкома КПСС обсуждался этот случай затопления судна и гибели людей и принято соответствующее решение. В газете «Магаданская правда» помещена статья о нарушениях правил безопасности плавания, приведших к гибели сейнера «Арктур».

    В статье обращалось внимание работников рыбной промышленности на необходимость серьезного отношения к соблюдению этих правил.

    Старший советник юстиции П. В. Харитонов

    Примечания.

    Флагманское судно — судно, па котором флагман (в данном случае начальник колонны судов) имеет местопребывание.

    Трюм — самая нижняя часть внутреннего пространства судна. Та часть, в которой помещаются грузы, называется грузовой.

    Комингс люка — вертикальные металлические листы, окаймляющие периметр люка над палубой и крепящиеся к палубе посредством угольников.

    Остойчивость судна — способность судна плавать в устойчивом положении равновесия, которое обычно совпадает с прямым положением.

    Регистр СССР — учреждение, осуществляющее технический надзор за безопасностью плавания судов.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос