Основанные принципы рационального питания учащихся

Дата публикации или обновления 17.01.2022

2.1. Рациональное питание учащихся должно предусматривать поступление пищевых веществ и энергии в количествах, соответствующих их возрастным физиологическим потребностям.

2.2. Основными принципами рационального питания являются:

  • соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма; удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах;
  • оптимальный режим питания, т. е. физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня.

В соответствии с этими принципами питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ.

При этом обязательна регулярная дезинфекция помещений в Москве, в которых производится прием пищи учащимися учебных заведений.

2.3. Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14%, жиры — 31 и углеводы — 55% общей калорийности рациона.

Необходимо выдержать содержание незаменимых компонентов: белка животного происхождения, содержащего незаменимые аминокислоты, — 60% и растительных жиров, богатых полинасыщенными кислотами, — 20% от их суточной нормы.

2.4. Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии, а также витаминах и минеральных веществах для учащихся различных возрастных групп определяется в соответствии с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденными решением Коллегии Минздрава СССР от 22 марта 1982 г., представлена в соответствующих таблицах.

2.5. Важным элементом организации рационального питания учащихся является правильное распределение объема дневного потребления пищи между отдельными ее приемами.

Количество приемов пищи устанавливается в зависимости от возраста, состояния здоровья и распорядка дня учащихся.

Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня следует считать четырехкратный прием пищи с интервалами между приемами 3,5—4 ч.

Завтрак в школе должен составлять 20%, обед — 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

2.6. Для детей шестилетнего возраста в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10% суточной калорийности рациона. Учащиеся, посещающие группы продленного дня, должны обеспечиваться по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в школе — и полдником. В школах, где нет группы продленного дня, должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей всем учащимся может предоставляться и обед.

2.7. В распорядке дня учащихся рекомендуется соблюдать следующий примерный режим питания:

при посещении школы в первую смену:

  • домашний завтрак — в 7 ч 30 мин — 8 ч,
  • второй завтрак в школе для учеников I—V классов — после второго урока,
  • для учеников VI—XI классов — после третьего урока;

обедать они должны после возвращения из школы.

  • Для учеников I—V классов обед следует организовывать в 13—14 ч,
  • а для учеников VI—XI классов — в 14—15 ч;
  • ужинать этим школьникам необходимо в 19—20 ч;

при посещении школы во вторую смену:

  • домашний завтрак — в 8 ч,
  • второй завтрак не предусматривается, а обед принимается перед уходом в школу — в 12—13 ч.

В школе

  • ученики I—V классов получают полдник после второго урока,
  • а ученики VI—XI классов — после третьего урока;
  • ужинают эти школьники также в 19—20 ч;

для учащихся шестилетнего возраста:

  • домашний завтрак — в 7—7 ч 30 мин;
  • первый прием пищи в виде горячего завтрака должен быть организован в школе на второй перемене,
  • обед — после занятий — в 13—13 ч 30 мин,
  • полдник — после дневного сна — в 16 ч 30 мин.

Ужинать шестилетие ученики должны за 1,5—2 ч до сна.

2.8. Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка; обед — из закуски, первого, второго и сладкого блюд. На полдник рекомендуется 200 г молока или кисломолочных продуктов с хлебом или булочкой.

2.9. В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготовляться из этих продуктов.

2.10. При составлении рационов питания должны предусматриваться: нормы выхода блюд: салаты, винегреты — 50, 75, 100 г; первые блюда — 200, 250 г; гарниры — 75, 100 г; напитки — 100, 150, 180 г; сладкие блюда — 50, 100 г. Нормы выхода вторых блюд должны соответствовать указанным в Сборнике рецептур блюд 1981 г. с учетом возрастных особенностей учащихся.

Хлеб включается в рацион питания стоимостью на 1 коп. в каждый прием пищи; при наличии в меню мучных и кондитерских выпеченных изделий хлеб можно исключать.

2.11. Перечень блюд, рекомендуемых для включения в рационы питания учащихся с указанием количества белков, жиров и углеводов, калорийности и стоимости блюд (приложение 2), включает в себя большое количество разнообразных блюд из мяса, рыбы, молока, творога, муки, фруктов и овощей. В целях организации щадящего питания в рецептурах полностью исключен костный бульон, уксус заменен лимонной кислотой, кулинарный жир и маргарин заменены на масло сливочное.

2.12. Примерное двенадцатидневное меню рационов питания учащихся общеобразовательных школ для двух возрастных групп (6—10 и 11—14 лет) разработано для зимне-весеннего сезона на стоимость (приложение 1): для учащихся I—V классов: завтрак — 15 коп., обед — 30 коп.; для учащихся VI—XI классов: завтрак — 20 коп., обед — 40 коп.

В летне-осенний период рекомендуется включать блюда из свежих овощей, фруктов и ягод. Перечень сезонных блюд, рекомендуемых для включения в рационы питания учащихся в летне-осенний период, приводится в приложении 3.

2.13. При отсутствии какого-либо продукта для сохранения пищевой и биологической ценности рациона следует производить его замену в соответствии с таблицей взаимозаменяемости по Сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий 1981 г. При замене одного блюда другим в целях сохранения сбалансированности по основным пищевым веществам и энергии, а также по стоимости блюд следует руководствоваться приложением 2. Стоимость блюд рассчитана по ценам II торгового пояса.

2.14. Учащихся общеобразовательных школ необходимо обеспечивать рациональным питанием, разнообразным на протяжении дня и учебной недели, основу которого должна составлять организация профилактического (щадящего) питания, предусматривающая специальную кулинарно-технологическую обработку продуктов: мясо и рыба отвариваются или готовятся в рубленом виде на пару, крупы и овощи развариваются до мягкости, допускается легкое запекание блюд, исключается жаренье.

Организация общественного питания. Справочник. Т. А. Баранова. М.: Росагропромиздат, 1988.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос