Полуприцепы грузовых автомобилей

Дата публикации или обновления 07.03.2022

Полуприцепы могут работать только со специальными тягачами. В отличие от автомобилей тягачи не имеют грузового кузова и служат тяговым и частично грузонесущим средством для полуприцепов. Нагрузка полуприцепа распределяется между его осью (или несколькими осями) и осями тягача; сцепной вес при этом увеличивается за счет той части нагрузки, которая передается на ведущие колеса тягача от полуприцепа.

При использовании полуприцепа можно увеличивать общую грузоподъемность автопоезда, не повышая давления на полотно дороги и не подвергая его разрушающим действиям.

В данном случае тягач с полуприцепом работает как трехосный автомобиль; конструктивное отличие при этом сводится лишь к тому, что при тягаче с полуприцепом отсутствует цельная рама, которая в трехосном автомобиле является жестким основанием для всех осей одновременно. Вследствие отсутствия трансмиссии в шасси полуприцепа можно иметь низкую раму и малую погрузочную высоту, позволяющую устанавливать кузова большой емкости.

У тягача, работающего с полуприцепом, должен быть обеспечен пропуск за мкад. Такие тягачи имеют опорно-сцепной прибор, систему трубопроводов, электропроводов и шлангов (с кранами), управляющих механизмами полуприцепов. База этих тягачей укорочена, а задний свес рамы уменьшен.

Для облегчения сцепки тягача с полуприцепом на балках рамы, перед опорно-сцепным прибором, устраивают неподвижную наклонную площадку или полозья.

Шасси тягачей для перевозки полуприцепов целесообразно унифицировать с шасси самосвалов соответствующей грузоподъемности. Разница между ними будет при этом заключаться лишь в том, что на одном из них вместо кузова самосвала будет установлен опорно-сцепной прибор, на который опирается передняя часть полуприцепа.

Рациональное использование сцепного веса тягача зависит главным образом от положения опорно-сцепного прибора и расположения центра тяжести по длине полуприцепа.

Расположение опорно-сцепного прибора на тягаче между задней и передней осями, в свою очередь, зависит от грузоподъемности последних (в соответствии с установленными шинами), а также от ширины кузова полуприцепа, так как в случае поворота тягача относительно полуприцепа на 90° угол нескругленного кузова должен пройти мимо кабины с установленным на ней запасным колесом.

Шасси полуприцепа состоит из рамы с кронштейнами, поддерживаемой задними колесами 8 и передними опорными колесами. Опорные колеса являются опорой только тогда, когда полуприцеп стоит без тягача под погрузкой или разгрузкой. Их приподнимают при соединении тягача с полуприцепом. При этом подъем и опускание колес производятся автоматически или вращением отдельной рукоятки.

Ходовая часть полуприцепа состоит из колес и оси, подвешенной к раме на рессорах.

В передней нижней части рамы закреплены опорная плита и сцепной шкворень. При помощи последних полуприцеп соединяют с опорно-сцепным прибором тягача.

Если грунт на месте погрузки или разгрузки мягкий, то в дополнение к опорным колесам (под которые подкладывают доски) иногда применяют два опорных домкрата с широкими башмаками у основания.

Для надежного закрепления полуприцепа на месте погрузочно-разгрузочных работ, а также при оставлении его на уклонах, под колеса подкладывают колодки.

Для возможности эксплуатации полуприцепа в качестве прицепа может быть использована подкатная тележка, представляющая собой обычную поворотную прицепную тележку с дышлом, на которой вместо поворотного круга устанавливают опорно-сцепной прибор.

Для того чтобы сцепить тягач с полуприцепом необходимо:

  • 1) проверить, не опустилась ли опорная плита полуприцепа ниже наклонной площадки или полозьев, расположенных на раме тягача, и при необходимости поднять переднюю часть полуприцепа опорными домкратами;
  • 2) затормозить полуприцеп рычагом ручного тормоза;
  • 3) подложить под колеса (сзади) клинообразные колодки;
  • 4) выключить все стопорные устройства, препятствующие действию захватывающих щек;
  • 5) подавать тягач под опорную плиту передней части полуприцепа с таким расчетом, чтобы шкворень попал в прорезь плиты опорно-сцепного прибора; при этом тягач должен двигаться до момента, когда произойдет автоматическое сцепление (в неавтоматических опорно-сцепных приборах захватывающее действие щек производится от руки);
  • 6) включить стопорные устройства, предохраняющие от произвольной расцепки;
  • 7) соединить муфты трубопроводов тормозной системы и открыть концевые разобщительные краны;
  • 8) соединить вилку и розетку электропроводки;
  • 9) убрать колодки из-под колес; растормозить полуприцеп;
  • 10) поднять специальные опорные колеса вращением рукоятки подъемного механизма.

Расцепку тягача с полуприцепом производят в обратной последовательности.

На скользкой дороге, когда сцепка бывает затруднительной вследствие буксования ведущих колес тягача, необходимо применять цепи противоскольжения.

Соответственно требованиям эксплуатации на шасси полуприцепов могут быть смонтированы универсальные бортовые кузова платформы, цистерны и т. п.

Трофимов В.И. Автомобильные прицепы. Москва. 1953.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос