Художественное конструирование и композиционная целостность

Дата публикации или обновления 14.03.2022

Одной из актуальных задач, стоящих перед нашей промышленностью, является повышение качества продукции.

Далеко не последнюю роль в решении этой задачи призвано сыграть художественное конструирование, а значит, необходимо непосредственное участие художника-конструктора в творческом процессе создания изделий.

Может возникнуть вопрос: почему именно сейчас понадобились новые методы конструирования? Разве наши станки и машины, радиоприемники и телевизоры, фотоаппараты и мотоциклы, весь огромный по своему разнообразию предметный мир не создавался руками одних лишь инженеров и рабочих? Разве не обходились они без художника?

Конечно, обходились. В тех случаях, когда инженер счастливо сочетал в себе способности конструктора и талант художника, ему удавалось создавать предметы, не только хорошо выполняющие свою прямую функцию, но и обладающие высокими эстетическими качествами.

Интернет реклама тоже зависит от качества продукции – никакая рекламная кампания не сможет поднять уровень продаж, если не будет обеспечено достойное качество товара.

Однако такое соединение способностей в одном человеке — скорее исключение, чем правило. Между тем потребитель предъявляет к изделиям все более высокие требования, хочет, чтобы они отличались подлинной красотой формы и высокой степенью удобства.

Таким образом, рождение нового специалиста — художника-конструктора — явление не случайное, а закономерное. За относительно небольшой промежуток времени, прошедший со дня организации ряда специальных художественно-конструкторских бюро, Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, а также художественно-конструкторских групп на предприятиях, в различных отраслях промышленности освоено производство многих новых изделий, которые, бесспорно, можно считать достижением отечественного художественного конструирования.

Чтобы читатель мог достаточно наглядно представить себе эффективность нового метода конструирования, его благотворное влияние на качество изделий, проанализируем несколько художественно-конструкторских решений в разных областях промышленного производства.

На примере сопоставления этих двух станков можно сформулировать некоторые общие принципы художественного конструирования.

Прежде всего в его задачу входят достижение органической связи между формой и назначением предмета (его функциональным назначением), создание такой формы, которая обеспечивала бы оптимальные условия работы и одновременно была наиболее целостной композиционно. Композиционная целостность — это не только художественное понятие, художественная категория; в приложении к функциональным предметам это высокая степень общей организации, наиболее ясной и логичной, учитывающей окружающую среду и ее элементы, а следовательно, необходимость придания предмету соответствующей масштабности, пластики, правильного цветового решения.

Художественное конструирование, таким образом, обеспечивает не только решение чисто эстетических задач, но и наиболее рациональную и эргономически обоснованную организацию предмета или целых систем, состоящих из многих элементов, например автоматических линий, комплексов производственного оборудования, оборудования для интерьеров жилых и общественных зданий и т. п.

Но разве все это инженер не может сделать сам, без участия художника? Нет, не может.

Гармоничность формы, ее высокие эстетические качества, подлинная красота вещи — это та область, где художник-конструктор должен помогать инженеру, у которого множество своих серьезнейших, специфически инженерных задач. Сегодня, когда речь идет о достижении нового качественного уровня промышленных изделий, их создание требует участия многих специалистов, в том числе художника-конструктора.

Сомов Ю.С. «Художественное конструирование и качество изделий». 1967. Типография изд-ва «Знание». Москва.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос