Дорожная сеть в микрорайонах
В жилом микрорайоне и квартале мы встречаемся со следующими видами транспорта, обслуживающего жителей микрорайона или квартала:
а) пассажирским транспортом (индивидуальными автомобилями);
б) грузовым транспортом (на доставке продуктов и товаров, перевозке домашних вещей и мебели, выезде на дачу и т. п.);
в) специальным транспортом (скорой медицинской и санитарной помощью; мусоровозами и электрокарами на очистке микрорайона или квартала от домового мусора и уличного смёта; пожарными машинами во время пожара и т. п.).
Интенсивность движения всех этих видов транспорта зависит от размеров микрорайона или квартала, плотности населения и степени насыщенности города автомобилями.
Кроме движущегося транспорта в микрорайонах и кварталах постоянно находятся стоящие транспортные средства: легковые, грузовые, специальные автомобили.
Для выполнения всей этой транспортной работы в микрорайонах и кварталах устраиваются проезды и площадки для автомобильных стоянок – при необходимости на такую стоянку при помощи эвакуатора можно доставить сломавшийся автомобиль.
По своему назначению и характеру движения проезды разделяются на проезды с двусторонним движением, с односторонним движением и тупиковые с односторонним движением для подъезда к отдельным домам.
Тротуары устраивают с одной стороны проездов.
Расположение проездов может быть весьма разнообразным в зависимости от общей планировочной композиции застройки микрорайона или квартала.
Особенно разнообразно решается сеть проездов в микрорайонах при свободной системе планировки. Современная тенденция — всячески изолировать жилые дома от автомобильного движения (а эта тенденция с возрастанием степени насыщения городов автомобилями будет все усиливаться) — требует расположения проездов не вдоль фасадов жилых домов, а со стороны глухих торцов зданий.
Внутримикрорайонные проезды нельзя устраивать сквозными, допускающими транзитный проезд через микрорайон (квартал). Трассы проездов целесообразно делать с изломами при небольших радиусах поворота, что снизит скорость движения и повысит степень его безопасности.
В современных микрорайонах, как правило, пешеходное движение в сообщениях между отдельными зданиями в микрорайоне отделяют в самостоятельную систему пешеходных дорог — аллей, изолированных от автомобильных проездов.
Это создает большое удобство для пешеходов и обеспечивает безопасность пешеходного движения.
При проектировании системы внутри микрорайонных и внутриквартальных проездов следует иметь в виду, что наличие значительных поверхностей с асфальтовыми покрытиями нежелательно в жилом комплексе с точки зрения микроклиматических условий, особенно в жаркое время года. В силу этого следует стремиться к достижению наибольших удобств транспортного обслуживания микрорайона (квартала) наименьшей суммарной площадью с асфальтовыми покрытиями.
Проезды на территории микрорайона или квартала должны иметь дорожную одежду, удовлетворяющую следующим требованиям:
- прочности и долговечности в соответствии с характером движения;
- водонепроницаемости при воздействии на покрытие проездов ливневых и талых вод, а также вод от поливки и мойки;
- шероховатости, обеспечивающей сцепление колеса и дорожного покрытия;
- высоких санитарно-гигиенических качеств, к числу которых в первую очередь относятся - беспыльность и бесшумность при движении транспорта;
индустриализации и механизации при строительстве;
- механизированной уборки проездов в эксплуатационных условиях.
По материалам: Бакутис В.Э., Бутягин В.А., Лунц Л.Б. Инженерное благоустройство городских территорий, Москва, 1971.