Автобусы и автобусные перевозки

Дата публикации или обновления 04.06.2021

Автобусные перевозки в системе общественного пассажирского транспорта всегда играли большую роль.

В СССР в 70-х годах автобусное сообщение имелось в 1640 городах, трамвайное — в 107 и троллейбусное — в 67 городах. Для 1500 городов автобусы являлись единственным средством сообщения. В 140 городах автобусы осуществляли перевозки вместе с другими видами городского транспорта.

В междугородном и пригородном сообщении автобусы перевозили 67% всего потока пассажиров страны. Каждый год объем этих перевозок возрастал более чем на 10%. билеты на автобус можно было приобретать как непосредственно в автобусе, так и в кассах на автовокзалах.

По назначению автобусы, перевозящие пассажиров, делились на пять типов: городские, пригородные, внутрирайонные, туристские и междугородные. Городские автобусы перевозят пассажиров в пределах городской черты, пригородные — за пределами городской черты на расстояние до 50 км, междугородные — на расстояние свыше 50 км.

Внутрирайонные автобусы предназначены для перевозки пассажиров в определенных районах, чаще сельских. На туристских автобусах пассажиры перевозятся на любое расстояние по заказам.

Интересно будет рассмотреть историю отечественного автобусостроения на протяжении трех десятилетий после окончания Великой Отечественной войны.

В 1949 г. Московский автомобильный завод разработал и стал выпускать автобусы ЗИС-155, на которых были установлены двигатель, коробка передач и другие агрегаты автомобиля ЗИС-150. Автобус имел вместимость 52 пассажира, вес автобуса в спаряженном состоянии равнялся 6290 кг, а полный вес 10 190 кг. Двигатель (рабочим объемом 5,55 л) был расположен в передней части автобуса и развивал мощность до 95 л. с.

В 1950 г. на Павловском автобусном заводе началось серийное производство автобуса ПАЗ-651 вместимостью 26 пассажиров, внутрирайонного назначения, разработанного на шасси грузовых автомобилей ГАЗ-51. Автобус имел вес в снаряженном состоянии 3550 кг, полный вес 5500 кг.

Московский автомобильный завод в 1956 г. начал выпуск комфортабельных междугородных автобусов ЗИЛ-127 вместимостью 32 пассажира. Вес автобуса в снаряжепном состоянии составлял 10 000 кг, полный вес 13 000 кг. На автобусе применялся двигатель Ярославского завода мощностью до 180 л. с., который был установлен сзади поперечно.

Львовский автобусный завод разработал конструкцию и в 1957 г. начал серийное производство городских автобусов ЛАЗ-695 средней вместимости (55 пассажиров). Вес автобуса в снаряжепном состоянии 6200 кг. Двигатель был расположен сзади продольно и развивал мощность до 110 л. с. С 1961 г. на этих автобусах устанавливается двигатель мощностью до 150 л. с.

В 1957 г. Московский автомобильный завод разработал конструкцию и приступил к производству более комфортабельных городских автобусов ЗИЛ-158 средней вместимости. Вместимость автобуса 60 пассажиров. Вес автобуса в снаряженном состоянии 6500 кг. Двигатель был установлен впереди и имел мощность до 110 л. с. На базе городского автобуса был создан туристский автобус ЗИЛ-158 А.

В 1958 г. на Павловском автобусном заводе параллельно с автобусом ПАЗ-651 выпускаются автобусы вагопного типа ПАЗ-652. Вместимость автобуса 42 пассажира.

В 1958 г. производство автобусов ПАЗ-651 было организовано на Курганском автобусном заводе (модель КАВЗ-651А).

В 1961 г. производство модернизированных автобусов ЗИЛ-158В, имеющих однодисковое сцепление, синхронизированную коробку передач и т. д., было передано на Ликинский автобусный завод. В том же году Львовский автобусный завод параллельно с производством автобусов ЛАЗ-695 начал выпускать туристские автобусы ЛАЗ-697.

В 1963 г. на Львовском автобусном заводе был начат в небольших количествах выпуск городских автобусов ЛАЗ-695Ж с автоматической гидромеханической коробкой передач, разработанной совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом, а в 1964 г. — междугородных автобусов ЛАЗ-699А. Автобус ЛАЗ-699А явился дальнейшим развитием конструкции автобуса ЛАЗ-697.

В 1968 г. на Ликинском автобуспом заводе начато производство новых городских автобусов ЛиАЗ-677, предназначенных для работы при напряженных пассажиропотоках. Автобус имеет трехрядную планировку сидений с накопительной площадкой у входа, оборудован двигателем мощностью до 180 л. с., автоматической гидромеханической коробкой передач, пневма- тической подвеской и гидравлическим рулевым механизмом.

В 1967 г. Павловский автобусный завод начал выпускать городские автобусы ПАЗ-672 малой вместимости, представляющие собой дальнейшее развитие конструкции автобусов ПАЗ-652.

В 1969 г. на Львовском автобуспом заводе планируется производство модернизированных автобусов ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697М, отличающихся повышенной эффективностью тормозной системы, новыми габаритными очертаниями и другими конструктивными усовершенствованиями.

С использованием: Автобусы. К. М. Атоян, Э. Ф. Гомма, Я. Н. Каминский, Г. А. Нагорняк, А. Д. Старивский. Справочное пособие. Москва, «Машиностроение», 1969.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос