Магнитофон в дежурной части

Дата публикации или обновления 12.04.2021
  • Следственная практика в СССР

  • Войдя в кабинет, как обычно, сразу включаю магнитофон, дублирующий работу дежурной части, — и от утренней тишины не остается и следа. В комнату врывается беспокойная жизнь отдела за прошедшие сутки...

    Сбивчиво, путаясь в деталях, пытается рассказать мужчина, как несколько минут назад около кафе «Отдых» его избили и ограбили.

    — Не волнуйтесь, — успокаивает его дежурный, — попытайтесь поточней вспомнить приметы напавших на вас людей, восстановите по порядку картину происшествия.

    Узнаю голос майора милиции Мазурова: твердый, спокойный, уверенный. Сегодня он дежурный помощник начальника отдела. Зная его исключительную добросовестность, не .сомневаюсь: он сделает все возможное, чтобы это преступление было раскрыто по горячим следам.

    Все остальные его действия могу описать так, словно сам при этом присутствовал. Вот дежурный связался с постами и патрульными машинами, передал приметы преступников в службы отдела, сообщил о случившемся участковым инспекторам.

    Через десять минут (магнитофонная лента точно фиксирует начало и окончание каждой операции) инспектор ГАИ С. Бабич, патрулирующий по улице Советской, сообщает, что у магазина «Книги» видит молодого человека, по приметам схожего с тем, который описан в только что переданной ориентировке.

    — Есть задержать и доставить в милицию! — отвечает патрулирующий дежурному.

    Забегая вперед, скажу: Усатюк, совершивший с дружками разбойное нападение на гражданина Н., был задержан нашими сотрудниками на чердаке магазина «Книги». В отделе он назвал имена двух своих соучастников, на совести которых этот разбой был не первым. Так, в течение пятнадцати минут было раскрыто опасное преступление.

    Сегодня дежурная часть одна из лучших наших служб. По итогам социалистического соревнования между подразделениями горрайорганов внутренних дел Хабаровского края в прошлом году она признана победителем. Ей второй раз подряд присвоено звание «Лучшая дежурная часть края».

    ...Нелегок был путь к успеху. Об этом напомнило мне раскрытие другого преступления, совершенного более трех лет назад.

    Прослушивая тогда магнитофонную запись с телефона «02», я не сомневался, что звонил в дежурную часть пострадавший: он говорил о нападении на него мужчины в кожаной фуражке, побоях, грабеже, но рассказывал бессвязно.

    Создавалось впечатление, что находился он в нетрезвом состоянии.

    Дежурный, не дослушав его до конца, как отрубил:

    — Проспись, а потом звони!

    На повторный звонок и просьбу о помощи наш сотрудник бросил телефонную трубку. А утром из хирургического отделения городской больницы передали, что в приемный покой доставлен больной с тяжелой черепно-мозговой травмой криминального характера. Он был без сознания и дать разъяснений, конечно, не мог.

    По тревоге подняли личный состав отдела. Работали вслепую, не было примет, других зацепок. На поиск ушла неделя.

    Преступник успел совершить еще одно преступление. Правда, на нем и попался...

    Проводя расследование по этому делу, мы установили, что гражданин Р., пострадавший от кулаков Никитенко, дважды обращался за помощью в дежурную часть (это зафиксировала магнитофонная лента), но дежурный не захотел его даже выслушать.

    Факт сам по себе возмутительный, несовместимый со званием офицера советской милиции. О последствиях подобного отношения к делу шел нелицеприятный разговор на открытом партийном собрании. Не помогли недобросовестному сотруднику ни старые заслуги, ни запоздалое раскаяние.

    Осуждение товарищей по работе и строгое взыскание по партийной линии — такова расплата за равнодушие и пренебрежение к служебным обязанностям.

    Неправильные действия дежурного офицера в описанном мной эпизоде, можно сказать, только осложнили нашу работу.

    Но ведь могли быть и другие, более серьезные последствия. Внимательно выслушать каждого, кто звонит по «02», наша обязанность, даже если обращение не по адресу. Это объяснимо: в трудную минуту человек звонит в милицию. Значит, в первую очередь надеется на ее помощь. Разве нельзя кратко, вразумительно и тактично объяснить, куда и к кому надо обратиться по данному поводу?

    И еще. Дежурный, не пожелав выслушать звонящего по «02», совершает ошибку более крупную, чем просто пренебрежение своими служебными обязанностями.

    Не секрет, что иногда в дежурную часть звенят и преступники. Конечно, догадаться об этом трудно, но помнить, что такое возможно, необходимо всегда. Да, речь человека может быть нечеткой, он может находиться в состоянии сильного опьянения. Как же не дать ему высказаться, как же можно упускать идущую саму в руки информацию! Фонограмма голоса возможного убийцы или грабителя — серьезный документ, позволяющий отождествлять запись с голосами подозреваемых лиц; она служит веским доказательством для суда. Успех обеспечивает и умелая постановка дела. В распоряжении дежурной части нашего отдела шесть комнат, дающие возможность рационально организовать труд и отдых. Здесь современные средства радио-, радиорелейной, телефонной, телетайпной связи. В полной готовности криминалистическая техника, необходимая при неотложных действиях. Есть техническая лаборатория. Накоплены справочные фонды.

    Использовать с максимальной отдачей современную технику, оперативно и грамотно принимать решения по раскрытию преступлений, организовывать труд отдельных людей и целых подразделений может далеко не каждый. Поэтому коренную перестройку работы дежурной части мы начали с подбора и расстановки кадров.

    Теперь во главе каждой смены эрудированные, опытные в оперативной работе офицеры.

    Все трое — Г. Мазуров, В. Васильев, А. Косинов пришли к нам после службы в рядах Советской Армии, после учебы в Хабаровской специальной средней школе МВД СССР, пришли с твердым убеждением, что милицейское дело — на всю жизнь.

    Хорошим подспорьем в работе стали им знания и навыки, приобретенные на армейской службе, где они были классными специалистами. Все трое вступили у нас в ряды Коммунистической партии, много времени отдают общественной работе, спорту.

    ....Но вернемся к магнитофонной записи.

    На проводе заведующий птицефермой В. Лабзин. Он сообщил, что ночью неизвестные проникли в здание фермы и похитили оттуда несколько десятков кур.

    Оперативная группа, прибывшая на место происшествия, не смогла напасть на след преступников.

    Раскрыто же преступление было благодаря помощнику дежурного В. Новгородцеву. Это он, получив сообщение, что какой-то мужчина у межрайонной базы продает кур, тут же остановил проходившую мимо машину и через несколько минут был у цели. У задержанного Г. Полякова в руках была сумка, а в ней — куриные перья.

    Он назвал имена совершивших кражу на птицеферме и «доверивших» ему кур для продажи.

    Быстрая реакция, стремление активно участвовать в событиях, трезвый расчет и отвага при задержании преступников стали отличительной чертой коммуниста Новгородцева. Он, как и другие помощники дежурных — В. Ложкин и Ю. Жуков, стал надежной опорой руководства горотдела.

    Много внимания уделяет им и куратор дежурной части заместитель начальника отдела подполковник милиции А. Михальчен-ко. Сегодня он проводил инструктаж, проверял патрули ночной милиции, наряды медицинского вытрезвителя, изолятор временного содержания. Вместе с помощником дежурного Ложкиным уточнил расстановку сил, состояние транспорта, средств связи.

    — Рядовой Ягодкин, вы почему так небрежно одеты, не подстрижены? — делает замечание милиционеру Александр Дмитриевич. Выслушав его, заключает:

    — Нет в нашей службе мелочей. Все важно: и одет ли по форме, и какая выправка, и как с делом справляется. А с постового милиционера особый спрос, не забывайте: он — лицо нашей милиции.

    Опять звонок. Из трубки раздается плач. Девочка рассказывает, что в квартире прорвало батарею, кипяток заливает комнату, а родителей дома нет. Дежурный немедленно разыскал через предприятие тепловых сетей слесаря и передал ему названный девочкой адрес. Бывают у нас в городе и перебои с водой. Хозяева, забыв завернуть краны, уходят на работу. А когда включают воду, она заливает квартиры, магазины, учреждения. А ведь всего-то надо было кранбуксы для смесителей купить вовремя! И все почему-то звонят по «02» («почему-то» говорю так, к слову). Привыкли уже люди, что дежурные, как правило, быстро оказывают практическую помощь.

    Широки функции дежурной части, многогранна деятельность ее сотрудников. Но четкость и оперативность их работы зависят не только от исполнительности, добросовестности и профессионального мастерства.

    Многое зависит от систематического, целенаправленного контроля со стороны руководства отдела. И удобнее всего такой контроль осуществлять, используя магнитофонные записи с телефона «02».

    Претворили мы в жизнь эту идею три года назад.

    До этого времени магнитофон стоял в дежурной части и дежурные нередко отключали его. Михальченко, став куратором дежурной части, сразу обратил на это внимание и перенес магнитофон в свой кабинет, его дублер установили у меня. Теперь каждое утро перед рапортом мы прослеживаем весь ход действий дежурного, процесс принятия им оперативного решения, воплощения его в жизнь, взаимосвязь дежурной части со всеми службами отдела, упущения в их работе. А на рапорте, говоря нашим профессиональным языком, по горячим следам анализируем ошибки и недоработки дежурных и других сотрудников отдела, предлагаем меры для устранения нарушений.

    Впервые от начала до конца прослушав суточную запись, мы сделали для себя открытие: оказывается, наши дежурные не всегда тактичны и вежливы с гражданами, а уж между собой и вовсе остры на язык, за словом в карман не лезут, а иногда и такое выраженьице проскочит, что в печати не увидишь.

    Посоветовались с заместителем по политико-воспитательной работе Виталием Гордеевичем Романенко. Он и предложил, чтоб отучить нашу молодежь от словесного мусора, пусть сами со стороны себя послушают. Принесли на рапорт магнитофон, прокрутили несколько записей.

    И острословов проняло: кого пот прошиб, кто красными пятнами пошел.

    Магнитофонная запись помогла нам поставить точку и на неслужебных разговорах по телефону. Были сначала и обиды; мол, придираются начальники по пустякам, ведь и домой, и друзьям позвонить надо, дело-то житейское... К примеру, в «Спорттовары» коньки привезли, позвонил дежурный жене. Десять слов сказать, а проговорил 7 минут. За это время может поступить несколько сообщений о совершенных преступлениях! О бережном отношении к рабочим минутам шел у нас разговор на рапортах, совещаниях при начальнике, в партийных организациях служб.

    Выявили через магнитофонную запись и злоупотребления со служебным транспортом. Нередко в ночное время, когда закрываются кафе и рестораны, звонят дежурным родные и знакомые — просят подвезти их на милицейской машине до дома.

    Бывает, что дежурные кое-кому и оказывают такую услугу. Вот мы и поручили группе народного контроля отдела разобраться, скрупулезно подсчитать, сколько горючего израсходовано по вине добровольных «таксистов». На первый раз сердобольных дежурных строго предупредили.

    Магнитофонная пленка как рентгеновский снимок высвечивает даже незначительные отклонения, негативные моменты в работе милиции, те, что в кипении будней давно примелькались, стали незаметными, но от этого не перестали отрицательно влиять на нашу службу. Вот почему время от времени магнитофонные записи прослушивают и анализируют начальники отделений: следственного, ГАИ, уголовного розыска на занятиях по служебной подготовке.

    Ежедневный контроль со стороны руководства отдела и незамедлительная реакция на недостатки подчиненных дисциплинирует их, заставляя работать с полной отдачей сил. Сейчас все заявления, поступающие в дежурную часть, разрешаются в течение суток. Большинство преступлений раскрыто по горячим следам, наполовину сократилось общее число совершенных на улицах правонарушений.

    Улучшилось и качество нашей милицейской работы. И здесь за примерами далеко ходить не надо.

    Прослушайте магнитофонные записи с телефона «02», просмотрите нашу почту. Среди заявлений обязательно встретите письмо, что пришло к нам от работницы судостроительного завода Л. Антушевич. Она пишет: «11 февраля 1982 года у нас случилось несчастье, пропали деньги. А у меня на иждивении трое детей. Я сразу обратилась в милицию к Васильеву. За быстрое оказание помощи выражаю ему искреннюю благодарность, желаю счастья, здоровья, успехов в службе. Большое Вам спасибо, Виктор Борисович!»

    Такие письма радуют нас. Они — самая дорогая награда за нелегкий труд.

    Полковник милиции А. Коцарев, начальник Николаевского-на-Амуре ГОЗД, Хабаровский край.

    По материалам журнала «Советская милиция», № 3, 1983 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос