Послевоенный период в Ленинграде

Дата публикации или обновления 05.09.2021
  • Европейский Север

  • Восстановление довоенного объема промышленного производства было достигнуто в Ленинграде в 1949 г. Большую роль сыграла реэвакуация промышленных предприятий, перебазированных в военные годы в районы Приуралья, на Урал.

    Промышленные кадры в послевоенные годы сформировались не столько за счет возвращения на предприятия эвакуированных ленинградцев, сколько путем привлечения в Ленинград рабочих, инженеров и ученых из других центров страны, а также за счет набора рабочей силы в сельских местностях.

    За годы послевоенных пятилеток и семилетку ленинградская промышленность много сделала для досрочного выполнения государственных планов. В 1966 г. валовая продукция промышленности Ленинграда выросла по сравнению с 1945 г. в 15,5 раза, а продукция машиностроения и металлообрабатывающей промышленности увеличилась более чем в 28 раз. Ленинградская промышленность выделяется не только количественными успехами, быстрыми темпами увеличения производства важнейших видов продукции, но и качественными достижениями — повышением надежности и технического совершенства изделий. Современный Ленинград по степени развития промышленности и культуры далеко оставил позади довоенный уровень.

    За послевоенный период произошли большие изменения в размещении производительных сил по территории, тяготеющей к Ленинграду и охватывающей южные области Севера.

    Прежде всего они коснулись Ленинградской области. Здесь создано много новых предприятий, дополняющих производственный комплекс Ленинграда (промышленность: энергетическая, торфяная, сланцевая, строительных материалов). Вместе с тем получили все возрастающее значение отрасли союзного значения: бокситовая, глиноземная, алюминиевая, химическая, целлюлозно-бумажная.

    В последние десятилетия многое сделано для концентрации ленинградских промышленных предприятий, углубления их специализации и кооперирования. Кроме того, более простые или трудоемкие производства переданы филиалам крупных ленинградских предприятий или специализированным заводам и фабрикам, созданным в пределах Ленинградской, Псковской и Новгородской областей.

    Южные области Европейского Севера, где раньше развивалась преимущественно местная промышленность, сейчас превратились в индустриально-аграрные районы с крупными и средними индустриальными городами — Череповцом, Псковом, Новгородом, Великими Луками, Боровичами. Хозяйство северных областей и автономных республик в послевоенный период развивалось по пути разностороннего и комплексного использования природных богатств, в первую очередь леса, полезных ископаемых и водных ресурсов. Здесь большое развитие теперь получили такие отрасли обрабатывающей промышленности, как нефтеобрабатывающая и сажевая (Коми АССР), производство машин, необходимых для заготовки древесины (трелевочных тракторов), и бумагоделательного оборудования, судов и других механизмов (Петрозаводск, Архангельск).

    Возросли связи Ленинграда и соседних с ним промышленных центров с карело-мурманской частью края (увеличился вывоз древесины в южном направлении, больше поставляется апатитового и нефелинового концентратов для химических и глиноземных заводов) и с северо-восточной частью Европейского Севера.

    Постройка Северо-Печорской железнодорожной магистрали (1941 г.), а в последнее время и газопровода (Вуктыл — Череповец — Торжок) позволила использовать большие энергетические ресурсы Коми АССР (уголь,нефть и природные газы) в крупных центрах потребления топлива, расположенных в южных областях Севера, в первую очередь в Ленинграде и Череповце. Создание Череповецкого металлургического завода обусловило возникновение железорудной промышленности в Мурманской области и содействовало увеличению добычи угля в Печорском угольном бассейне. Череповец стал как бы связующим звеном, объединяющим северные области с промышленными узлами, расположенными в южной части Европейского Севера, в первую очередь с Ленинградом.

    Подобную же роль играют и другие промышленные узлы, потребляющие много сырья и энергии. Они возникли в южных областях Европейского Севера, но тесно связаны с сырьем и топливом, расположенными на далеком севере. К ним следует отнести Волховский алюминиевый комбинат, который использует для производства глинозема нефелин, получаемый попутно с апатитовым концентратом на Кировском комбинате «Апатит» предприятии в Мурманской области. Апатитовый концентрат поступает в суперфосфатный цех Волховского комбината для выпуска двойного суперфосфата.

    Такого же типа связи характерны и для Пикалевского глиноземного завода. После того как здесь будет исчерпана собственная сырьевая база, Тихвинское глиноземное предприятие ориентируется на привозные северо-онежские бокситы Архангельской области. Наконец, следует упомянуть о тесных связях целлюлозно-бумажных предприятий, расположенных в южных областях, с лесным сырьем северной полосы (Сясьстрой, Приозерский и Окуловский целлюлозно-бумажные комбинаты).

    Развитие энергетической и нефтехимической промышленности в Ленинграде и прилегающем районе будет и впредь опираться на все возрастающие потоки нефти и природного газа, поступающие не только из Коми АССР, но и транзитом через эту республику с Тюменского севера.

    В начало