Детский травматизм

Дата публикации или обновления 27.09.2021

Профессор Станислав Яковлевич Долецкий руководит кафедрой детской хирургии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (Москва). Кафедра расположена в Сокольниках, в детской больнице имени Русакова.

При приемном покое больницы организован травматологический пункт. Ежедневно там получают помощь от 40 до 80 детей с ссадинами, ранами, переломами, ожогами... Каждый шестой пострадавший госпитализируется. На утреннем аврале дежурный врач сообщает об обстоятельствах травмы и оказанной помощи.

Изучение сведений о 20 000 пострадавших в течение года позволяет установить, какие виды травм бывают чаще, какие имеют тенденцию к уменьшению, какова степень опасности разных травм для здоровья и жизни ребенка. И что самое главное — наметить пути предупреждения детского травматизма.

Во всем мире внимание людей привлечено сегодня к судьбам будущего поколения. Снижение заболеваемости и смертности детей — глобальная проблема. Статистический анализ позволяет получать точные сведения. Одни из них нас радуют, другие огорчают, третьи вызывают удивление. По данным Всемирной организации здравоохранения оказалось, что в последние годы среди причин смертности детей вместо инфекционных заболеваний и уродств на первом месте детский травматизм.

В 1961 году в обращении Всемирной организации здравоохранения провозглашалось: «Вакцина против травматизма — это воспитание». Формула эта справедлива как в отношении самых маленьких детей, так и школьников, которые через несколько лет сами станут родителями, и даже взрослых, которых, как правило, воспитывать уже поздно. Однако, как оказалось, воспитание главная, но не единственная задача. Предупреждение детской травмы — это комплекс проблем, включающий все без исключения виды деятельности человека, во всех возрастных группах.

Многие считают, что понять причины детского травматизма и составить реальную программу уменьшения частоты повреждений у детей возможно, лишь отчетливо представляя себе, в чем состоит основное отличие ребенка от взрослого. Подобного рода постановка вопроса таит в себе серьезную ошибку, допускаемую не только родителями, но и врачами-специалистами. Никогда нельзя говорить о ребенке, как о мгновенно запечатленном образе, в виде моментальной фотографии или серии фотографий из семейного альбома. Ребенок — это непрестанное движение.

Процессы роста и развития идут в нем столь быстротечно, что важные признаки определенного возраста возникают и меняются буквально ежедневно.

Попробуем рассмотреть три показателя: движение, психику и анатомию ребенка в связи с возможными травмами, возникающими, если можно так сказать, по вине детей или обусловленными особенностями строения их органов.

И. М. Сеченов первый сформулировал значение движений в формировании мышления. Роль движений в любом возрасте, а особенно у ребенка первых лет жизни, гораздо значимее, чем это может казаться: «...движения стимулируют развитие мысли, которые порождают стремление к новым, сложным движениям». Поэтому развитие ребенка целесообразно рассматривать в плане становления его движений и психики, что имеет непосредственное отношение к травматизму.

Представители разных специальностей в различных странах неодинаково подразделяют возрастные группы. Знать их необходимо, ведь такие общие и широко известные определения, как «младенец» или «подросток», на самом деле характеризуют очень конкретные возрастные границы. Ограничусь всего двумя характеристиками.

Педиатры рассматривают период новорожденности до 28 дня с момента рождения, грудной возраст — до 1 года, ясельный или преддошкольный — 1 — 3 года, дошкольный — 4 — 7 лет, младший школьный — 8 — 11 и старший школьный — 12 — 15 лет.

Выделяют два периода ускоренного роста, или «вытяжения»: в 5 — 7 лет и 11 — 14. Невропатологи и психиатры отмечают три возрастных криза. Первый — с 2 до 4 лет, когда ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознавая местоимение «Я». В это время происходит формирование фразовой речи. Интенсивность физических и психических процессов развития, активность движений делают ребенка особенно ранимым. Второй криз — с 6 до 8 лет, совпадающий с поступлением в школу, м третий криз — с 12 до 15 лет — связан с перестройкой желез внутренней секреции и глубокими половыми метаморфозами, накладывающими отпечаток на двигательную, психическую и социально-нравственную сферу деятельности подростка.

Добавим, что в психиатрии рассматриваются четыре периода нервно-психического реагирования ребенка: сомато-вегетативный, когда движения осуществляются младенцем в ответ на внешние и внутренние раздражения (холод, голод, боль, свет и др.),— с первого дня и до 3 лет; психомоторный — с 4 до 8 лет, когда расширяется влияние всех органов чувств; аффективный — с 6 до 11 лет, когда возникают и быстро нарастают потребности и необходимость их удовлетворения; и эмоциональный — с 12 до 16 лет (В. Ковалев. 1939).

Это — формирование планов, умозаключений, накопление эстетических, этических и нравственных понятий, переход к психологии взрослого человека.

Развитие детей редко бывает строго синхронным или гармоничным. Чаще одна система несколько опережает другую с тем, чтобы через некоторое время уступить первенство третьей. Подобное развитие именуется асинхронным или дисгармоничным.

Мы упомянули об этих специальных терминах, так как подобного рода дисгармоничное созревание ребенка не есть болезнь или патология, а норма. Хотя порой она может сопровождаться жалобами. Так, например, ребята в периоды быстрого роста жалуются на боли в ногах. Родители обращаются к педиатрам, хирургам, невропатологам, ортопедам, а врачи, как правило, никакого заболевания не находят. Просто кости обогнали в своем развитии мышцы, которые нуждаются в дополнительном притоке кислорода и других питательных веществ, как это бывает у перетренировавшихся спортсменов. И боли, на которые жалуется ребенок, по сути дела, жалобы мышц на нехватку питания. Такого ребенка отнюдь не следует укладывать в постель или запретить ему занятия спортом. Наоборот, рекомендуется усилить развитие мышц, назначить массаж, занятия с прыгалками, и жалобы исчезнут. Отставание в темпе и сроках развития называют ретрадацией.

Опережение — акселерацией. Отметим, что явления ретрадации со временем могут исчезнуть.

Приспособление ребенка к окружающей среде определяется многими безусловными рефлексами (например, дыхательными, хватательными, сосательными и другими), а также формированием значительного числа условных рефлексов. Именно формирование условных рефлексов может в ряде случаев создать линию поведения человека на всю жизнь. Об этом говорит старинная поговорка: «Посей поступок — приобретешь привычку, посей привычку — приобретешь характер, посей характер — приобретешь судьбу».

Доктор медицинских наук С. Долецкий.

С использованием материалов журнала «Наука и жизнь» № 7 1975 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос