Второй этап развития кубинской литографии
Семидесятые годы стали для кубинской культуры революционного периода этапом зрелости. Окончательно утвердились ценности, за которые шла борьба на протяжении предыдущего десятилетия. Художественная жизнь страны стала изменяться как по форме, так и по содержанию а соответствии с развитием социалистической государственности. Этот период ознаменовался для ЭМГ определенными достижениями и более широким признанием.
Некоторые художники, работавшие в ЭМГ со дня ее основания, остались верны литографскому станку, другие стали живописцами, дизайнерами, иллюстраторами, скульпторами, керамистами, а кое-кто посвятил себя реставрации произведений искусстве или занялся преподавательской работой.
Успехи ЭМГ совпали с проведением так называемых суббот на Площади, во время которых происходила продажа произведений искусства широкой публике. В эти дни стало уже обычным показывать желающим, как создаются произведения графики, которые потом поступают в широкую продажу. Их темы а основном связаны с историческими датами, с последними событиями международной жизни и кубинской действительности, с разнообразной символикой.
В этих работах художник раскрывается как истинный представитель своего народа и всего человечества.
И поскольку на площадь, на которой расположена мастерская, часто приходят многочисленные туристы, желающие познакомиться с архитектурным ансамблем, имеющим большое историческое и художественное значение, графики ЭМГ то и дело оказываются «а плену» у зарубежных гостей. Иностранные туристы видят в возможности приобрести кубинскую гравюру способ приобщиться через искусство к удивительной для многих жизни на революционной Кубе, относительно которой они еще совсем недавно заблуждались.
В настоящее время в ЭМГ трудятся приблизительно сорок постоянных сотрудников этого культурного центра. Здесь же проходят практику студенты. Наряду с вышеперечисленными именами в мастерской работали Нельсон Домингес, Луис Мигель Вальдес, Эдуардо Рока, Роберто Фабело, Хильберто Фромета, Рай-мундо Ороско, Карлос Урибасо, Сайда Сароль, Рафаэль Панека, Хосе Омар Торрес, Эриесто Гарсиа, Сайда даль Рио, Леонель Лопес-Нусса, Оскар Карбальо, Исидро Л. Ботелии и Жаклин Махиль.
А также Луис Кабрера, Пабло Борхес, Аихель Ремирес, Карлос дель Торо, Томас Родригес, Рехина Фернандес Перес де Але-хо, Филиберто Гонсалес, Пабло Керт и Умберто Кастро.
В их работах нашли графическое воплощение лица наших современников, образы кубинских и латиноамериканских героев, детей, рубщиков тростника и рыбаков, а также мечты, нежные или жестокие любовные сцены, цветы и животные, воспоминания детства и композиции, в которых окружающий пейзаж сочетается с разнообразными реальными и фантастическими эле- ЭМГ вступила в свое третье десятилетие.
В 1982 году мастерская была награждена кубинским правительством медалью «За национальную культуру».
Своей деятельностью, несомненно весьма плодотворной, ЭМГ успешно преодолевала всевозможные препятствия, возникавшие вследствие блокады, которой подвергли нашу страну; стремилась силами своих художников, окунувшихся в гущу народной жизни, отразить социальное содержание нашего времени; добилась определенных успехов в разработке некоторых индивидуальных средств выражения, составляющих частицу того пути, по которому развивается современная культура Кубы, других карибских стран, Латинской Америки и всего мира.
Создание ЭМГ было мудрым шагом первой социалистической революции в Западном полушарии. Это ежедневно доказывают те, кто обогащает своей творческой фантазией всемирное искусство, кто трудится на благо неуклонного развития Кубы.