Литография на Кубе - взгляд в прошлое

Дата публикации или обновления 24.09.2021
  • Художники и граверы Кубы

  • Литография — способ печати, который первым утвердился в стенах Экспериментальной мастерской графики, — имеет давнюю и славную традицию в нашей стране. Ее появление на «всегда преданном острове Куба», как именовали нашу страну испанские колонизаторы, произошло спустя всего несколько лет после изобретения этого способа немецким поэтом и художником Зенефельдером.

    В первые десятилетия XIX века в Гаване и Сантьяго уже существовали литографские мастерские и даже школы, где обучали этой технике, ставшей в этом столетии самым распространенным видом печати и художественной графики. Искусство гравирования на известковом камне приобрело большое значение на колониальной Кубе. И для этого было много причин.

    Прежде всего это была наиболее продуктивная и менее сложная, чем ксилография или гравюра на металле, техника печатания этикеток, виньеток, декоративных полосок, колечек и других обязательных атрибутов оформления сигар или упаковки табачных изделий в колониальную эпоху. Кроме того, это благородное искусство давало возможность широко использовать колорит, характерный для такого художественного направления, как романтизм, расцвет которого приходится как раз на первую треть XIX века.

    И, наконец, в этой технике печатались роскошные альбомы, изобиловавшие «экзотикой», которые пользовались большим спросом среди европейце» и местных богачей, видевших в них известную культурную или научную ценность. По всем этим причинам на Кубу отовсюду съезжались рисовальщики-литографы, не ограничивавшиеся, впрочем, одним этим занятием. Они-то и сыграли главную роль в развитии кубинской графики в прошлом веке, печатая произведения на местные темы в существовавших к тому времени на острове мастерских либо в других странах.

    С самого начала своего распространения на Кубе литографский способ использовался в газетном деле, при печатании религиозных открыток, торговой рекламы, книг, различных картографических материалов и эстампов с видами и пейзажами Гаваны, жанровыми и так называемыми галантными и буколическими сценками из жизни богатых местных землевладельцев. В некоторых работах того периода делалась попытка правдиво рассказать об угнетенном положении рабов и жестоком обращении с ними хозяев.

    Большой популярностью в то время пользовались серии литографий на отдельных листах, созданные такими рисовальщиками и печатниками, как Гарнерей, Миаль, Соукинс, Лаплаите, Бараньяио, Кайре, Коснье, Моро, Мендес, Коста, Рока, Муньос, Батуроне, Сиснерос, Кузвас, Солер, Ферран, Торрьенте, Маркьер, Баррера, Веса и Мартин.

    Однако с 1883 года благодаря усилиям португальца Франсиско П. Таберры на Кубе начала внедряться фотогравюра, и литография сразу же оказалась в невыгодном положении: новый способ печати был гораздо более продуктивным. Конец XIX века был фактически закатом эпохи литографии на Кубе. В первые десятилетия XX века более современные способы печати постепенно вытеснили ее из сферы как утилитарного применения, так и искусства. Хотя в начале своей деятельности Гаванская литографическая компания (основанная в 1906 году) и использовала традиционную литографию в качестве основного способа печати, в дальнейшем она заменила ее офсетом.

    При новом способе печати достигалась неизмеримо более высокая производительность, в чем был крайне заинтересован капитализм, бурными темпами развивавшийся а условиях псевдореспублики. И поскольку а системе художественного обучения, пораженной академическим склерозом, искусству литографии не уделялось никакого внимания, очень скоро мало что или, вернее, совсем ничего не уцелело из того, что могло бы обеспечить преемственное развитие этого вида графики в нашем искусстве.

    Литографские камни и инструменты были надолго заброшены. О них вспомнили уже в эпоху Революции, когда была создана сначала Экспериментальная мастерская графики на Кафедральной площади, а затем, в 1966 году, класс графики в Национальной школе искусств. Его создателем был преподаватель этого учебного заведения, перуанский керамист и график Франсиско Эспиноса Дузньяс.

    Поскольку о художниках в этом жанре в момент основания ЭМГ говорить не приходилось, пришлось прибегнуть к помощи тех, кто был знаком с этой техникой, к рабочим-печатникам, таким, как, например, многоопытный Исраэль де ла Ойя.

    Далее: Экспериментальная мастерская графики в Гаване

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос