Художники и граверы Кубы

Дата публикации или обновления 24.09.2017

В 1962 году на Кубе на Кафедральной площади в Старой Гаване, в бывшем дворце маркиза де Аркос расположилась Экспериментальная мастерская графики.

Ее создание было обусловлено стремлением возродить некоторые виды художественной графики, имевшие в нашей стране долгую, но затем прервавшуюся традицию.

Оглавление

  • Литография на Кубе - взгляд в прошлое
  • Экспериментальная мастерская графики в Гаване
  • Экскурс в прошлое кубинской литографии
  • Второй этап развития кубинской литографии

  • Вскоре после победы народной Революции 1959 года в нашей стране возникло движение, объединившее представителей различных видов художественной графики и вобравшее в себя лучшие достижения отечественной графики прежних эпох. Наконец-то этот жанр прочно утвердился в национальном изобразительном искусстве. Не случайно тогда же была открыта Экспериментальная мастерская графики, ежегодно под эгидой Дома Америки начал проводиться Салон-конкурс латиноамериканской графики и была создана специализированная кафедра в Национальной школе изобразительных искусств. Благодаря всему этому расширились возможности для подготовки и совершенствования кубинских художников-графиков.

    Экспериментальная мастерская графики (ЭМГ) открылась в июле 1962 года. Она разместилась в доме № 59 на Кафедральной площади в Старой Гаване, включенной ЮНЕСКО в Список всемирного наследия,— в бывшем дворце маркиза де Аркос. И вскоре под сводами старинного здания, построенного во второй половине XVIII века, закипела бурная деятельность. Пусть не всегда бесспорными были поиски, зато речь шла о свободном художественном творчестве, соответствующем новому свободному обществу.

    Изношенные прессы; доставленные из разных мест литографические камни; инструменты, подаренные щедрыми энтузиастами или закупленные молодым учреждением культуры; бумага, выделенная из государственных фондов или приобретенная за границей с помощью всяческих ухищрений, ибо чудовищная блокада Кубы, установленная американским империализмом, ликвидировала многие статьи импорта; небогатый набор красок, но прежде всего горячее желание, опыт и изобретательность техников и художников, загоревшихся новым делом,— все это и сделало возможным создание мастерской, а при ней — Галереи имени Франсиско Хавьера Баэса, дебютировавшей выставкой Народная традиция кубинской литографии. Слово экспериментальная в названии мастерской означало, что ее сотрудники займутся поисками новых плодотворных путей в современном искусстве. Присвоение галерее имени Хавьера Баэса, первого кубинского графика, жившего в XVIII веке, говорило о стремлении использовать богатое культурное наследие прошлого в новых исторических условиях.

    Экспериментальная мастерская графики возникла под эгидой Гаванского провинциального совета культуры.

    Мастерской было передано литографское оборудование, находившееся без употребления с двадцатых годов, когда в стране распространился офсетный способ печати. Кроме того, отдельные инструменты и материалы мастерская получила от комбината графического искусства и бумажно-картонажного объединения (оба предприятия были государственными). Ко «сему атому следует присовокупить опыт рвбочих-печатников (весьма немногочисленных в то время), которые были знакомы с техникой литографии. Это были Амабле Моуриньо, Антонио Бастерречеа, Франсиско Оубинья и прежде всего Исраэль де ла Ойя. Все они вместе с художником-монументалистом Орландо Суаресом способствовали возрождению этого способа печати в послереволюционный период. Большую помощь оказали им работники Гавайской литографской компании, художники, а также простые люди из народа, которые доставили в мастерскую громоздкое оборудование и литографские камни, обнаруженные возле одной автомобильной стоянки.

    Найти такие художественные приемы, которые позволили бы наладить серийное производство и повсеместное распространение произведений искусства; возродить способ печати, с помощью которого художники прошлого столетия сумели выразить свои сокровенные чувства, мысли и чаяния; освоить достижения Мастерской народной графики, возникшей в Мексике; раздвинуть рамки национального искусства — таковы задачи, которые ставила перед собой мастерская на Кафедральной площади. Чтобы понять, что значила эта мастерская в общественной жизни, достаточно вспомнить об аналогичных реформах в живописи и плакатном искусстве, в кино и балете, в книгоиздании и массовом самодеятельном искусстве, а также в системе художественного обучения. Была выдвинута задача связать кубинское искусство с подлинной культурой всей Латинской Америки. Все это были признаки глубоких преобразований в жизни нашего общества, в людях, в искусстве — этой особой форме выражения, которая на определенном уровне развития сознания служит средством общения людей.

    Создание мастерской, разместившейся за каменными стенами здания колониального периода, было в то же время попыткой продолжить богатую традицию, существовавшую в этом специфическом жанре изобразительного искусства. Авторы графических работ, созданных в ЭМГ начиная с 1962 года, во многом обязаны художникам прошлого, которые создавали талантливые произведения, готовили специалистов и пробуждали общественный интерес к искусству графики. Современные мастера с пониманием отнеслись к исканиям своих предшественников, которые работали в эпоху бурной метизации общества и формирования единой кубинской нации, когда им приходилось заимствовать европейскую технику печати, с помощью которой были созданы впечатляющие произведения.

    Сотрудники Экспериментальной мастерской графики правильно оценили не только экзотичность, но и историческое значение прекрасных этикеток и эстампов — гравюр на металле, дереве и камне. Они пристально изучили наследие старых мастеров и их учеников, графические образы которых вытекали из их холодных или, напротив, дерзких эстетических концепций. ЭМГ обращала свой взор к графике прошлого с единственной целью использовать ее находки, отделив их от мировосприятия, характерного для другой эпохи, а также понять, какой была основная миссия искусства в среде, которая его питала и обогащала.

    Мануэль Лопес Олива

    С использованием материалов из статьи "Художники и граверы Кубы", журнал "Куба", № 11, 1983 г.

    Далее: Литография на Кубе - взгляд в прошлое

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100