Экспериментальная мастерская графики в Гаване

Дата публикации или обновления 24.09.2021
  • Художники и граверы Кубы

  • И вот в бывшем доме маркиза де Аркос, что расположен на Кафедральной площади, открылась Экспериментальная мастерская графики, располагавшая на первых порах минимумом материальных средств и сотрудников. Но уже можно было начинать. С самых первых шагов ЭМГ стремилась всеми средствами — от организации по воскресеньям рядом с мастерской Народного художественного базара, где по доступным ценам продавались произведения искусства, до создания галереи имени Франсиско Хавьера Баэса для выставок графики — установить тесную связь между профессиональным искусством и теми, кому оно адресовано.

    Подготовка литографского камня — шлифовка, полировка, нанесение рисунка карандашом или тушью, протравливание и т. д. — стало практически каждодневным занятием группы специалистов и художников, обучавшихся этому искусству на практике, у своих товарищей, либо на специальных курсах. Поразительно, сколько народу приходило тогда, чтобы познакомиться с основами литографии или попробовать свои силы в других видах графики.

    Конечно, первые творения новичков были весьма далеки от совершенства. Многие из первых энтузиастов потом остыли и перестали появляться в мастерской, иные переключились на другие работы, и лишь немногие остались верными искусству графики как более или менее натуралистическому способу изображения.

    Один из пионеров современной кубинской живописи, Виктор Мануэль Гарема, который жил и творил почти напротив ЭМГ, в маленькой квартирке, помещавшейся в бывшем особняке маркиза Агуасклараса, создал в мастерской изумительные литографские портреты кубинских женщин. Здесь же настойчиво овладевали искусством литографии Умберто Пенья, Альфредо Сосвбрвяо, Антония Эйрис, Хосе Деларра. Хуан Морейра, Нельсон Кастро, Ана Роса Гутьеррес, Рауль Мартииес, Орландо Суарес, Мануэль Видаль, Антонио Канет, Никасио Агирре, Карлос Диас Гомес и некоторые другие художники, многие из которых впоследствии стали известными в самых различных жанрах изобразительного искусства. Они проложили путь тем, кто позднее занял видное место в кубинской литографии революционного периода.

    Благодаря урокам Исраэля де ла Ойи и усердным занятиям появился в мастерской и искусный печатник — Хосе Контино. Со временем он нашел собственные выразительные средства, основанные на технических возможностях литографии и изучении старых рисунков, обнаруженных им на литографских камнях. Постепенно он стал настоящим художником. На первых порах в работе ЭМГ принимали участие известные художники из других стран. Из-под прессов мастерской вышли глубоко субъективные фантазии Роберто Матты, многокрасочные экспрессионистские композиции Рене Гретца, поэтические переплетения линий и пятен Родольфо Хаслера и очеловеченные чудовища Франсиско Эспиносы Дуэньяса.

    Мастерская всегда стремилась поддерживать — и в полной мере добилась этого — активные контакты с художниками из других стран, что не только не привело к обеднению гаммы изобразительных средств, используемой кубинскими графиками, или к подражательности, но, напротив, укрепило позиции национальной графики и обеспечило ее новый расцвет. И вот уже новые художники стали использовать знак мастерской: Мерно Гальярдо, Рафаэль Сарсв, Исабель Химвно, Рохер Агилар, Хосе Гомес Фрескет (Фремес), Томас Борбоиет, Хосе Луис Посада, Хуан Бланке Лопес, Оттон Суарес, Диана Бальбоа и Сесер Леаль.

    Сюжеты и мотивы их работ были такими же несхожими, как их характеры, вкусы и эстетические взгляды.

    Некоторые из графиков, прошедших школу ЭМГ в шестидесятые годы, были удостоены премий на авторитетной Гаванской выставке (салон-конкурс графики, проводившийся Домом Америки с 1962 по 1969 год).

    Среди них — Антония Эйрис, Умберто Пенья, Антонио Канет, Альфредо Сосабраео, Исабель Химено, Рафаэль Сарсе, Фремес и Хосе Контино.

    Благодаря мастерской на Кафедральной площади литография возродилась в Гаване как почти новый жанр и, вероятно, привлекла не меньшее внимание публики, чем в далеком 1822 году, когда француз Сантьяго Лессье открыл свою Нотную литографскую мастерскую на перекрестке улиц Компостела и Амаргура. Однако нынешнее возрождение ничем не напоминает былой расцвет литографии, как отмечает Сойла Лапике а своей статье Об одной традиции в литографии, ибо сегодня литография не находится на службе коммерции и промышленности, а помогает распространению и расширению рамок искусства. Постепенно, по мере того как все новые и новые юноши и девушки получали специальное художественное образование или обращали на себя внимание в кружках художественного творчества, все оживленней становилось в мастерской.

    Сюда приходили те, кто хотел дать волю своей фантазии и поэкспериментировать в литографии либо а искусстве гравюры на дереве, линолеуме или металле. Несмотря на то, что отдельные ксилографии и гравюры на линолеуме создавались в мастерской а самом начале или, вернее сказать, на протяжении всего первого этапа деятельности ЭМГ, до 1969 года этими жанрами здесь систематически не занимались. Сколько-нибудь значительных работ за этот период также не появилось.

    Но начиная с 1969 года члены мастерской стали регулярно обращаться к гравюре на металле. Их занятиями руководил опытный чеканщик и гравер Армандо Поссе. Семидесятые годы ознаменовались для мастерской, ставшей важным культурным центром кубинской столицы, обращением к новым видам и жанрам художественной графики.

    Далее: Экскурс в прошлое кубинской литографии

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос