Ударный труд во имя победы - продолжение

Дата публикации или обновления 22.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • Огромных успехов в ходе войны добились трудящиеся Донбасса в возрождении металлургической промышленности. Начало восстановительных работ в этой отрасли было положено рабочими старейшего Красносулинского металлургического завода Ростовской области. 20 сентября 1943 г. доменная печь № 6 первая на Юге после восстановления дала плавку. Кроме этого, на заводе вошли в строй действующих стан № 240 для мелкосортного каркаса, а также вспомогательные цехи. В 1944 г. металлурги Красного Сулина выдали стали в шесть раз, проката в 20 раз больше, чем в 1943 г. В четыре раза увеличился выпуск продукции в восстановленных огнеупорном и литейном цехах.

    В декабре 1943 г., спустя три месяца после изгнания оккупантов из Енакиево, в строй стали домна № 6, а затем и № 4. Вот что писал кадровый рабочий, мастер доменной печи № 6 Андрей Белашев в канун 1944 г.: «Я уже стар. Седьмой десяток пошел. Но не могу сидеть дома. Знаю: чем скорее зажгутся наши доменные печи и пойдет чугун, тем скорее будет конец проклятой немчуре. И я тружусь, сколько хватает сил, рад, что помогаю стране и фронту. Мой труд и труд моих друзей увенчался успехом. Недавно зажглась наша домна, пошел первый чугун. Вот он, долгожданный. Вот она, наша жизнь. Хорошо, товарищи! Радостно. Не жить немцу на нашей земле, будет он в земле, проклятый. С Новым годом, друзья! С новыми победами на фронте и в тылу!».

    По инициативе енакиевских металлургов в Донбассе широко развернулось социалистическое соревнование под девизом «Добьемся сокращения сроков введения в эксплуатацию домен, мартенов, прокатных станов». За год на предприятиях города было создано 250 молодежных бригад, в которых работало около 5 тыс. юношей и девушек. 130 бригадам было присвоено название «фронтовые». Уже 8 января 1944 г. дали первый прокат «Блюминг» и рельсобалочный стан «800», а 16 января конвертор бессемеровского цеха дал первую сталь. На заводе был восстановлен полный металлургический цикл — производство чугуна, стали, проката.

    Быстрыми темпами шло восстановление «Южной Магнитки», как справедливо назвал советский народ Макеевский металлургический завод им. С. М. Кирова. До войны здесь работало несколько десятков тысяч рабочих и служащих, в том числе 5 тыс. членов и кандидатов в члены партии.

    Сохранился дневник второго мартеновского цеха, который опубликован в книге «Зарево над заводом». В нем рассказывается о героическом труде рабочих, инженеров и техников во имя быстрейшего возрождения цеха с тем, чтобы дать как можно скорее сталь для фронта:

    «7 октября 1943 г. Через месяц после освобождения Макеевки от оккупантов выпустила первую плавку мартеновская печь № 2...

    13 октября. Пущена мартеновская печь № 3...

    1 ноября. Вступила в строй мартеновская печь № 4...

    27 ноября. Первую плавку выпустила восстановленная мартеновская печь № 5...».

    21 июля 1944 г. была восстановлена и задута одна из крупнейших в Донбассе доменная печь № 2 Макеевского металлургического завода. До войны прославленные доменщики, и в их числе обер-мастер И. Г. Коробов, давали на этой печи 1100—1200 т чугуна в сутки. И теперь Коробов, после реэвакуации из Тагила, вместе с мастерами тов. Векличевым, Польшиным, горновыми Лобановым, Козловым, Пыхтиным под руководством инженера Полетяного героически трудились над ее восстановлением. И теперь И. Г. Коробов вместе со своими товарищами стал на первую фронтовую вахту в честь победы Красной Армии.

    Исключительно сложная и трудная работа была проведена рабочими, инженерами и техниками мариупольских заводов «Азовсталь» и им. Ильича. На «Азовстали» гитлеровцы перед отступлением взорвали крупнейшую доменную печь № 4, в результате чего она села на 3,5 м, сместилась с оси в сторону и накренилась на 20°. Чтобы разобрать старую печь и построить новую, потребовались бы годы. Но советские инженеры А. С. Каминский, М. Г. Корнеев И другие предложили и осуществили смелый проект — доменная печь весом 1360 т была поднята при помощи мощных гидравлических домкратов, выпрямлена и 27 ноября 1944 г. поставлена на фундамент. Ничего подобного до этого строительная практика не знала.

    При восстановлении Мариупольского металлургического завода им. Ильича величайший патриотизм проявила дочь расстрелянного фашистами начальника мартеновского цеха Н. М. Толмачева — Т. Толмачева. Она вместе со своими подругами В. Святченко, М. Парталой восстанавливала завод, затем стала к мартену. Только за три месяца бригада выплавила свыше 500 т стали.

    Широким фронтом велись восстановительные работы на металлургических заводах: Таганрогском им. А. А. Андреева, Макеевском, Сталинском, Краматорском, Алчевском, мариупольских «Азовсталь» и им. Ильича, Константиновском и др.

    В ходе восстановления осуществлялась реконструкция предприятий и даже новое строительство. В исключительно тяжелых условиях из-за нехватки кадров, инструментов, материалов, вводились в строй цех за цехом, батарея за батареей Ольховского, Рутченковского, Староенакиевского, Мушкетовского, Донецкого, Кадиевского, Новомакеевского, Мариупольского, Горловского и других коксохимических заводов.

    Одно за другим становились в строй предприятия огнеупорной промышленности. Успешным восстановительным работам на металлургических заводах, выполнению производственных заданий, вводу в действие новых мощностей содействовало широко развернувшееся соцсоревнование металлургов Донбасса с рабочими Сибири и Урала. 30 декабря 1944 г. в городе кузнецких металлургов Сталинске было проведено собрание партийно-хозяйственного актива, посвященное встрече с делегацией Донбасса. «Донбасс — это родной брат Кузбасса,— указывали участники собрания,— и поэтому мы приложили все силы, чтобы он был восстановлен как можно быстрее». Донбассовцы от всей души благодарили кузнецких металлургов за помощь и дружбу.

    К концу войны только в Донецкой области было восстановлено и сдано в эксплуатацию девять доменных и 20 мартеновских печей, два бессемеровских конвертера, 15 прокатных станов, три трубопрокатных стана. Б строю действующих было 50 коксовых батарей, десять огнеупорных заводов. В полном объеме были восстановлены промышленные водохранилища «Донбассводтреста». Ряд металлургических предприятий не только достиг довоенного уровня производства, но и в значительных размерах превысил его.

    Так, например, три доменные печи Енакиевского металлургического завода в январе 1945 г. выплавили чугуна на 6 тыс. т больше, чем в январе 1940 г. Коллектив доменной печи № 2 Макеевского металлургического завода, руководимый знатным обер-мастером страны И. Г. Коробовым, в мае 1945 г. выплавил чугуна на 12% больше, чем в этот же месяц 1941 г. Восстановленные предприятия дали в 1943—1945 гг. для нужд народного хозяйства 1 млн. 250 тыс. т чугуна, 1200 тыс. т стали, около 900 тыс. т проката, 57 тыс. т труб, 2800 тыс. т кокса.

    В процессе восстановления предприятий металлургической промышленности Донбасса рабочие, инженеры и техники явили миру образец организованности, советского патриотизма, железного упорства и настойчивости в выполнении поставленных перед ними партией и правительством задач. Они мужественно преодолевали все трудности, встречающиеся на пути возрождения предприятий, досрочно сдавали в эксплуатацию домны, мартены и прокатные станы, выполняли и перевыполняли планы по выплавке чугуна, качественной стали и проката — основы технического перевооружения Вооруженных Сил СССР и оснащения их самыми новейшими видами боевой техники. Донбасс снова превратился в крупнейшую металлургическую базу страны. В его боевую сталь одевались могучие советские корабли. Из этой стали изготовлялись замечательные боевые машины — танки и самолеты, минометы и артиллерийские пушки, боеприпасы. По донецким рельсам, уложенным на мощных железнодорожных магистралях страны, двигались эшелоны к фронту.

    Огромная работа была проведена трудящимися Донбасса по восстановлению химической промышленности. К концу войны в строй действующих стали крупнейшие химические заводы: «Донсода», Горловский и Лисичанский азотнотуковые, Донецкий азотный, Константиновский химический, славянский «Красный химик», Рубежанский химкомбинат и др. План первого полугодия 1945 г. перевыполнили все химические заводы Донбасса. Самоотверженно трудились рабочие, инженерно-технический персонал Донбасса над возрождением машиностроительной промышленности.

    На этих предприятиях большой процент составляла молодежь. Поэтому именно здесь особенно широко развернулось движение комсомольско-молодежных бригад, изобретательство и рационализаторство. На Новокраматорском машиностроительном заводе в феврале 1943 г. было организовано 28 комсомольских бригад, а в декабре 1944 г. их насчитывалось уже 107. Лучшие из них — бригады Волошина, Кибрай, Кононенко, Соловьева — держали переходящее Красное знамя 5-й гвардейской Краматорской отдельной мотострелковой бригады. Высокая трудовая активность была присуща и коллективам других машиностроительных заводов, что в значительной степени содействовало быстрому возрождению Донбасса и производству продукции для фронта и народного хозяйства такими крупными машиностроительными заводами, как таганрогский «Красный котельщик», Горловский им. С. М. Кирова, Ворошиловградский им. А. Я. Пархоменко, Сталинский им. 15-летия ЛКСМУ, Старокраматорский и Новокраматорский заводы тяжелого машиностроения.

    Полным ходом шли восстановительные работы на заводах транспортного машиностроения в Ворошиловграде, Мариуполе. В 1944 г. частично восстановленный завод «Красный котельщик» выпустил 45 ланкаширских котлов. В 1944—1945 гг. рабочие-коммунисты этого завода под руководством главного инженера И. М. Шамраевского, начальника конструкторского бюро В. С. Патыченко и начальника сварочного бюро И. Д. Давиденко создали мощный паровой котел высокого давления, который был направлен на Сталинградскую ТЭЦ.

    К концу войны коллектив рабочих Новокраматорского машиностроительного завода изготовил 7 тыс. т оборудования для шахт, доменных и мартеновских печей, крупнейшие отливки для ЗУГРЭС и др. Рабочие Старокраматорского завода изготовили 20 шахтных подъемных машин и 7078 механоизделий. 4 апреля 1945 г. завод выпустил первый вальцетокарный станок, заложив тем самым фундамент их серийного производства. В целом машиностроители Донецкой области за два года в процессе восстановления изготовили 1231 подъемную и 719 врубовых машин, 1254 насоса, 75 вентиляторов, 101 электровоз, 90 копром, около 100 шахтных клетей и много других изделий.

    В 1945 г. восстановленный Ворошиловградский паровозостроительный завод им. Октябрьской революции возобновил серийное производство паровозов, Ворошиловградский завод им. А. Я. Пархомень изготовлял промышленное оборудование угольным шахтам. Быстрое восстановление основных отраслей донецкой промышленности было решающей предпосылкой успешного выполнения первоочередных восстановительных работ на Юге страны, позволило оказывать во все возрастающих масштабах помощь фронту. «Лишний раз показаны были всему миру,— указывает Л. И. Брежнев, — неисчерпаемые резервы социалистической экономики, возможности нашего планового хозяйства, великая мощь страны, которая может в случае необходимости перегруппировать силы, сконцентрировать их на главных направлениях». Железнодорожники и население Ростовской, Ворошиловградской и Сталинской областей самоотверженно трудились над восстановлением железнодорожного хозяйства: путей, мостов, паровозных депо, станционных зданий и др. К концу войны на железнодорожном транспорте было занято свыше 90 тыс. рабочих массовых профессий.

    Восстановительными бригадами при участии населения Сватовского района Ворошиловградской области было восстановлено шесть мостов, перешито 1290 км пути, уложено 800 стрелочных переводов, отремонтировано 118 казарм и других сооружений Северо-Донецкой дороги. На Южно-Донецкой дороге около 4 тыс. трудящихся принимали участие в восстановлении Ясиноватского, Иловайского, Волновахского. Красноармейского железнодорожных узлов. По инициативе партийных организаций железнодорожного транспорта и промышленных предприятий между рабочими заводов и железнодорожниками подъездных путей развернулось соцсоревнование за сокращение простоев вагонов под погрузкой и выгрузкой. Горняки Золочевского шахтоуправления комбината «Ворошиловградуголь» взяли на себя обязательство повысить добычу угля, а железнодорожники углепогрузочной станции Марьевка Северо-Донецкой дороги — своевременно подавать вагоны под погрузку.

    Патриотический пример показал старый машинист ст. Попаси; И. Л. Иванов. Члены его бригады настойчиво повышали свою квалификацию. Это позволило им водить тяжеловесные поезда, совершать рейсы без остановок для пополнения водой, экономить топливо. Только в первом квартале 1944 г. бригады И. Л. Иванова и Т. Г. Гуржия совершили 22 рейса, сэкономили более 30 т угля и перевезли более 200 тыс. т груза. Экипаж И. А. Иванова был признан одним из лучших на магистралях Советского Союза. За самоотверженную работу И. А. Иванову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

    Ворошиловградский обком партии распространил опыт Иванова среди машинистов Северо-Доиецкой дороги. В 1944 г. только по паровозному депо ст. Попасная 56 машинистов повысили свою классность, 14 помощников машиниста получили право управлять локомотивом, 33 кочегара успешно выдержали экзамены на помощников машиниста.

    Весовщица железнодорожной станции Антрацит Северо-Донецкой дороги комсомолка 3. Ф. Вялова стала зачинателем соревнования за лучшее использование подвижного состава путем увеличения на 10 т загрузки четырехосных платформ. Передовые приемы труда 3. Ф. Вяловой применяли все весовщики ст. Антрацит и многих других станций Донбасса. В результате этого в первом квартале 1944 г. по Северо-Донецкой магистрали (начальник П. Ф. Кривонос) было дополнительно перевезено около 13 тыс. т угля.

    Широким фронтом велись работы по возрождению разрушенных городов и рабочих поселков Донбасса. В течение 1943—1944 гг. строительные предприятия тяжелой промышленности и местные Советы восстановили свыше 6 млн. м2 жилой площади. А к концу 1945 г. жилищный фонд в городах и рабочих поселках достиг 75% уровня 1940 г. Коммунистическая партия, Советское правительство, профсоюзные организации, несмотря на тяжелые условия войны, уделяли большое внимание охране труда и технике безопасности, медицинскому обслуживанию рабочих. В течение 1943—1945 гг. была полностью восстановлена сеть довоенных лечебных учреждений в рабочих центрах бассейна. Количество лечебных стационарных учреждений и число коек в них к концу войны почти достигло уровня 1941 г.

    Исключительную заботу проявлял советский народ о защитниках социалистической Отчизны. В 1944 г. органы социального обеспечения выдали инвалидам Отечественной войны сотни миллионов рублей пенсии, единовременных денежных пособий и кредитов через государственный банк. Почти все инвалиды третьей и второй групп были определены на работу в промышленности, совхозах и колхозах. В 1944—1945 гг. сотни тысяч семей военнослужащих получили помощь деньгами, продуктами, одеждой. В 1944 г. только завком Мариупольского металлургического завода им. Ильича оказал материальную помощь 3904 семьям деньгами, промтоварами, топливом и др.

    В городах и поселках возрождалась культурная жизнь, налаживалась работа общеобразовательных и специальных школ, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

    Особое внимание в этот период партийные, профсоюзные и хозяйственные организации уделяли производственно-техническому обучению непосредственно на предприятиях как основной форме подготовки новых кадров и повышения их квалификации.

    Важную роль в повышении культурно-технического уровня рабочих играли восстанавливаемые культурно-просветительные учреждения в городах и рабочих поселках, театры, кино, радио, печать. Они широко использовались, в частности, для пропаганды передовых методов труда, новых форм организации и технологии производства. Все это способствовало развитию творческой инициативы рабочих, инженеров и техников, нашедшей свое проявление в небывалом размахе Всесоюзного социалистического соревнования, изобретательства и рационализаторства, в активном участии в управлении производством, общественной и политической жизнью страны.

    Такие коллективы рабочих, как шахты им. Октябрьской революции треста «Ростовуголь», «Кочегарка» треста «Горловскуголь», «Новомушкетово» треста «Буденновуголь», Енакиевского, Макеевского, Сталинского, Красносулинского, Таганрогского металлургических заводов, Новокраматорского, Старокраматорского заводов тяжелого машиностроении, Мариупольского завода им. Ильича, Горловского завода им. С: М. Кирова, Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции, таганрогских инструментального (ныне комбайнового), «Красный котельщик», награжденные в годы войны орденами Советского Союза, наиболее полно выразили меру патриотических свершении рабочих Донбасса.

    Их усилиями в короткий срок освобожденный Донбасс с его военно-промышленными возможностями превратился в могучий тыл для советских войск 1-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов.

    Значительные успехи в восстановлении народного хозяйства Донбасса непосредственно в ходе войны свидетельствовали о внутренней силе и мобильности социалистической системы хозяйства, о величайшем героизме и мужестве советских людей, о силе дружбы и взаимопомощи, их сплоченности вокруг Коммунистической партии, монолитном единстве рабочего класса в суровую годину испытаний.

    Далее: Количественные и качественные изменения состава рабочих Донбасса в 40-е – 50-е годы

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос