Совершенствование торгового обслуживания населения

Дата публикации или обновления 28.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • Расширение народного потребления вызывало необходимость в планомерном развитии торговой сети. В индустриальный пейзаж Донецкого края с его копрами шахт, терриконами, исполинскими доменными печами, цехами химкомбинатов вписывались современные предприятия торговли — универмаги, универсамы, специализированные магазины. Их работа подчинена решению важных социальных задач — удовлетворению возрастающих потребностей советских людей в качественных товарах, экономии времени населения для общественно полезного труда, учебы, культурного отдыха.

    Партийные и советские органы уделяли постоянное внимание укреплению материально-технической базы торговли, совершенствованию форм обслуживания населения, улучшению подбора и воспитания кадров торговых работников. Например, только за четыре года девятой пятилетки на заседаниях бюро Донецкого обкома Компартии Украины было рассмотрено 16 вопросов, касающихся развития сферы услуг.

    Исполком Донецкого областного Совета депутатов трудящихся в 1975 г. одобрил и рекомендовал распространить по всей области опыт депутатской группы шахты им. В. М. Бажанова (Макеевка) но контролю за работой торговой сети, предприятий общественного питания и культурно-бытовых учреждений. Вместе с общественностью депутатская группа следила за тем, чтобы они работали в удобное для населения время, четко и хорошо выполняли свои функции. Партийные, советские и профсоюзные органы организовывали рейды — проверки работы торговой сети, специальные семинары для работников торговли и т. д.

    На развитие материально-технической базы торговли отпускались значительные государственные ассигнования. Дополнительным источником для роста торговой сети стали средства промышленных предприятий. Донбасс был инициатором распространившегося в республике в конце 60-х годов движения за строительство новых магазинов и столовых на средства предприятий. За годы восьмой пятилетки из централизованных и нецентрализованных источников на развитие торговой сети в городах Донецкой области было направлено 116,4 млн. руб.

    Если в конце I960 г. в Донецкой, Ворошиловградской и Ростовской областях было соответственно 11,9 тыс., 7,3 и 9.7 тыс. предприятий розничной торговли государственных и кооперативных организаций, то в конце 1979 г. — почти 13 тыс., около 7,9 и почти 11.3 тыс.

    Особенностью торговой сети Донбасса является преимущественное ее размещение в городах и рабочих поселках. Согласно планам комплексной застройки новых районов и реконструкции старых появлялись новые магазины, колхозные рынки, овощехранилища.

    Так, в центре шахтерского города Свердловска Ворошиловградской области был построен универмаг «Украина», в новом жилом массиве Донецка «Солнечный» — крупный гастроном» носящий то же название, что и микрорайон. В ознаменование 50-лстия образования СССР в Донецке открыто 15 магазинов и ресторанов, названных в честь братских союзных республик. В их оформлении принимали участие художники, мастера керамики и чеканки Прибалтики, Закавказья, Средней Азия. Благодаря тесному содружеству работников промышленности и торговли открыты торговые точки у проходных ряда промышленных предприятий: ворошиловградских заводов им. И. И. Якубовского и им. 20-летия Октября, трикотажной фабрики, Лисичанского нефтеперерабатывающего завода и др.

    В 60—70-е годы главным направлением развития торговой сети Донбасса, как и других регионов республики, стала универсализация торговли, что позволило более полно удовлетворять потребности покупателей. Расширение торговой сети в городах шло главным образом за счет строительства крупных магазинов, торговых центров. При этом магазины малых, средних и больших городов Донбасса мало чем отличались друг от друга.

    На предприятиях торговли вводились научная организация труда, механизация и автоматизация трудоемких процессов, совершенствовалась технология продажи товаров. Торговые предприятия края получали все больше холодильных установок, различных машин, автоматов, технологического и подъемно-транспортного оборудования. Однако степень механизации груда в торговле продолжала оставаться намного ниже, чем в других отраслях народного хозяйства. Торговые предприятия Донбасса ощущали недостаток в средствах малой механизации, автотранспорта. Они нуждались в комплексной механизации и автоматизации трудоемких процессов.

    Чтобы идти в ногу с требованиями времени, торговые предприятия постоянно совершенствовали формы и методы работы. Эффективным и удобным оказался метод самообслуживания, дающий возможность на 30—35% лучше использовать имеющиеся торговые площади, а покупателю — значительно сокращать затраты времени на покупки. Трудящиеся шахтерского края высоко оценили этот прогрессивный метод торговли.

    Одним из первых в республике его начал внедрять отдел рабочего снабжения треста «Краснодонуголь». Уже к началу 1970 г. все магазины Краснодона были переведены на новую форму торговли. При этом увеличился товарооборот магазинов, исчезли очереди у прилавков. В целом по Ворошиловградской области к началу десятой пятилетки методом самообслуживания продавалось почти 58% всех товаров.

    Высокими темпами увеличивалось количество магазинов самообслуживания в Донецкой области. Переход на самообслуживание стал важным этапом в деятельности одного из лучших торговых предприятий не только Донбасса, но и всей страны — донецкого центрального универмага «Белый лебедь». В поисках внутренних резервов коллектив универмага более рационально размещал оборудование, в результате чего появилась возможность расширить в торговых залах выкладку товаров. Проводилась рационализация работы расчетных узлов, постоянно совершенствовались научная организация труда и реклама товаров, увеличивалось количество услуг, оказываемых покупателю. «Белый лебедь» установил прочные контакты со многими предприятиями-поставщиками, добиваясь от них выпуска продукции, отвечающей спросу населения.

    Прогрессивной формой торговли стали также универсальные продовольственные магазины самообслуживания. В годы десятой пятилетки универсамы построены в Красном Луче, Антраците, Ровеньках и других шахтерских городах и поселках.

    Большую экономию времени трудящимся дает торговля по заказам. Весной 1960 г. среди первых в стране открылся магазин, обслуживающий покупателей по предварительным заказам, в городе химиков Северодонецке. Население этого молодого промышленного центра положительно оценило новую форму торговли. В 1975 г. в городе работало уже три таких магазина. Организовывалась торговля по предварительным заказам в Краснодоне, Лисичанске, Ровеньках, Антраците и других городах Ворошиловградской области. В Донецке первым специализированным предприятием, торгующим по заказам, был магазин «Торговые услуги». В начале десятой пятилетки в городе действовало свыше 100 пунктов по приему предварительных заказов, из них более половины — на промышленных предприятиях.

    Однако развитие этого прогрессивного метода торговли значительно отставало от потребностей населения. Например, в Таганроге во втором полугодии 1967 г. стоимость проданных по предварительным заказам товаров составляла 4,6% всего товарооборота, и в последующие годы заметных изменений не произошло.

    Духу времени, задачам, стоящим перед работниками советской торговли, как нельзя лучше отвечал девиз коллектива ленинградского универсама «Фрунзенский»: «Советскому человеку — высокую культуру обслуживания». Положительную роль в осуществлении его на практике играла доставка товаров непосредственно к месту работы покупателей. Например, в г.Славянске Донецкой области работники универмага «Юбилейный» практиковали торговлю у проходных содового и керамического комбинатов, завода «Строймаш» и других предприятий.

    Активно использовались такие формы торговли, как ярмарки, школьные базары, выставки-продажи и др. Так, с успехом прошла проведенная в сентябре 1979 г. на базе донецкого магазина № 14 фирмы «Одежда» 7-я республиканская ярмарка — смотр достижений и опыта сквозных бригад отличного качества. Место проведения ярмарки было выбрано не случайно. Магазин № 14 одним из первых среди торговых предприятий республики включился в эксперимент по созданию новых форм взаимоотношений с производственниками: за изделие, предложенное покупателю, ответственны все, вложившие в него свой труд. Магазин стал для фабрик-поставщиков настоящей лабораторией изучения спроса на детскую одежду. В результате продуманного формирования ассортимента все более полно удовлетворялся спрос покупателей на высококачественные товары.

    Расширялись и оборудовались современной техникой — транспортерами, подъемными механизмами, механизированными линиями, холодильными установками —овощехранилища и предприятия по переработке овощей и фруктов. Это содействовало тому, что магазины Донбасса стали круглый год продавать покупателям свежие овощи.

    Только магазин «Дары полей», расположенный в центре Донецка, ежедневно продавал 13—15 т свежих овощей, картофеля, солений, до 1 т различных соков. Для улучшения организации торговли, повышения качества продукции все больше специализированных овощных магазинов стали устанавливать прямые связи с поставщиками — пригородными совхозами и колхозами. В годы девятой пятилетки такие связи наладили в Донецкой области около 80 специализированных магазинов.

    Принятые меры способствовали тому, что предприятия торговли стали полнее удовлетворять потребности советских людей в качественных товарах. Неуклонно возрастал товарооборот розничной торговли — в городах и поселках городского типа Донецкой области он увеличился за 1961—1971 гг. с 1661 млн. до 3167,4 млн. руб. Однако рост реальных доходов трудящихся, спроса населения на высококачественные товары опережал развитие промышленности, выпускающей предметы потребления.

    Развитие торговой сети нуждалось в более продуманном увязывании планов строительства магазинов и градостроительных комплексов. Организацию управления торговлей в Донбассе затрудняла и ее многоведомственность. В 1970 г. около 31% розничного товарооборота приходилось на долю торговых предприятии системы Министерства торговли и почти 50% — на систему рабочего снабжения Министерства угольной промышленности. В крупных городах (за исключением Макеевки) в основном функционировали предприятия системы Министерства торговли.

    В малых же и средних шахтерских городах (Шахтерск, Красноармейск, Харцызск, Селидово, Доброполье, Дзержинск и др.) почти вся торговая сеть подчинялась отделам рабочего снабжения Министерства угольной промышленности УССР. Например, Управление рабочего снабжения этого министерства в 1970 г. объединяло по Донецкой области 20 ОРСов, обслуживавших свыше 2 млн. человек. Такая принадлежность магазинов различным ведомствам отрицательно сказывалась на дальнейшем развитии торговли, снижала возможности повышения культуры обслуживания населения, порождала параллелизм в работе, нерациональное размещение предприятий торговли.

    Далее: Развитие общественного питания

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос