Социал-демократические кружки и группы на заводах и шахтах Донбасса в 1899-1900 гг.

Дата публикации или обновления 05.06.2022
  • К оглавлению: Рождение великана. Страницы летописи жизни и борьбы рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • В 1899—1900 гг. социал-демократические кружки и группы возникают на многих заводах и шахтах Донбасса. В Славянске такую группу возглавлял техник местного солеваренного завода П. Л. Щукин. В состав социал-демократического кружка на Петровском заводе в Енакиево входили рабочие Марк и Иван Алферовы, И. Петров, Г. Козельский, И. Пеньков. Социал-демократическая группа в Кадиевке, сложившаяся в 1900 г., действовала среди рабочих не только Алмазнянского металлургического завода, но и на Брянском, Голубовском и других угольных рудниках и шахтах этого района. Ее членами были студент Харьковского технологического института А. А. Пряничников, горный техник-строитель Л. А. Либерман, учителя М. С. Митягин, М. В. Данилович, слесарь Никита Корпачев и др. В конце 1900 г. на Брянцевский соляной рудник вблизи от Бахмута приехал из Харькова член тамошней социал-демократической организации С. М. Прохватилов. Здесь он нашел несколько небольших кружков самообразования, которые охотно посещались молодыми рабочими. В их лице Прохватилов встретил благодарных слушателей, с большим интересом знакомившихся с идеями марксизма, внимательных читателей первого номера ленинской «Искры». Так возникла социал-демократическая группа в Бахмуте.

    В конце 1900 г. определенную пропагандистскую работу среди рабочих Рыковского рудника вел работавший здесь десятником на коксовых батареях ветеран рабочего движения, организатор и руководитель Морозовской стачки 1885 г. Петр Анисимович Моисеенко. Вспоминая об этом периоде своей жизни, он позднее писал: «Приходилось постепенно устно вести пропаганду среди своих рабочих, литературы никакой. Поработал год, надоело. Познакомился с практикантами-студентами, они мне привезли несколько брошюр, которые я роздал рабочим. Полиция почему-то узнала обо мне и не раз урядник заговаривал, почему я не знаю Козина, Солдатова и т. д. Я ему прямо ответил: «Твое дело следить, ну и следи, а мое дело работать, общего между нами нет ничего». Весной 1902 г. П. А. Моисеенко перебрался на Щербиновский рудник и был одним из руководителей (вместе с Г. И. Петровским) созданной там социал-демократической организации.

    Необходимо отметить, что пропагандистскую работу среди рабочих Донбасса в эти годы наряду с обычными культурно-просветительными занятиями пытались вести и отдельные прогрессивно настроенные представители местной интеллигенции: учителя, медики, инженеры и техники. Особенно оживлялась эта работа в летние месяцы, когда на заводы и шахты из Петербурга, Москвы, Харькова и других городов приезжали студенты-практиканты,— больше всего их было из Петербургского горного института,— которые обычно привозили с собой нелегальную литературу. Однако все эти попытки имели в общем импульсивный, кратковременный характер и серьезных результатов не приносили. Не всегда удавалось найти общий язык даже с наиболее передовыми рабочими, к тому же среди заезжих пропагандистов отнюдь не было единства в мнениях: кое-кто придерживался прежних народнических взглядов, были и ярые «экономисты», и откровенные либералы, и струвисты, сторонники «легальных марксистов».

    Профессор И. Н. Кавалеров, работавший в начале 900-х гг. врачом на Щербиновском руднике и оставивший интересные воспоминания о пропаганде среди шахтеров и о деятельности местной социал-демократической группы во главе с П. А. Моисеенко и Г. И. Петровским, писал по этому поводу: «Приезжавшие горняки, а также и медики, кроме выполнения своих практических работ ставили себе задачей в то же время вести активную работу среди рабочих Донбасса, преимущественно более квалифицированных. Много у молодых революционеров было энергии, желания провести организованную революционную работу среди рабочих, но совершенно не было уменья подойти к рабочей массе, понять ее настроение и потребности, найти общий язык, и вся работа в конце концов сводилась к бессистемному разбрасыванию в шахте или на поверхности партийных листовок, беседам по секрету с отдельными рабочими и т. п. Большая часть времени уходила на бесконечные споры между собою, иногда с привлечением местной интеллигенции — инженеры, штейгера, учителя, служащие конторы — споры о партийных программах, тактике, о том, как согласовать работу на рудниках представителей отдельных течений и партий».

    Все социал-демократические кружки и группы, возникшие на рубеже XIX—XX вв., были еще слабо связаны между собой, замкнуты в узких рамках местной кружковой работы. Они всей своей деятельностью наглядно иллюстрируют обстановку кустарничества и неорганизованности, типичную для русской социал-демократии тех лет. Однако именно на базе этих кружков и групп зимой 1901 —1902 гг. была создана единая организация рабочих Донбасса — «Социал-демократический союз горнозаводских рабочих Юга России» (с 1903 г. «Донецкий союз РСДРП»), сыгравший значительную роль в сплочении всех марксистских групп, в руководстве рабочим движением. В целом марксистская пропаганда и агитация в Донбассе, несомненно, внесли положительный вклад в дело формирования классового самосознания донецких горняков, воспитания кадров рабочих активистов, прошедших школу марксистских кружков, хотя деятельность социал-демократов еще сильно отставала от стихийного подъема масс, быстро растущего рабочего движения этих лет,

    Далее: Навстречу грядущим боям в Донбассе

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос