Развитие горной и горнозаводской промышленности в 60-70-х гг.

Дата публикации или обновления 11.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • В первые пореформенные десятилетия в Донецком угольном бассейне по-прежнему преобладали мелкие разработки местных помещиков, казачьей старшины и зажиточных крестьян с сезонным производством, базировавшиеся на ручном труде и обслуживавшие чрезвычайно узкий местный рынок. Основным центром угледобычи в эти годы оставался Грушевский антрацитовый район. Неудачей окончились очередные, оказавшиеся на сей раз последними, попытки царского правительства организовать крупное металлургическое производство на Юге: построенный в конце 60-х гг. казенный Лисичанский завод после безрезультатных плавок был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод.

    Но уже в конце 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство. Донбасс и весь горнопромышленный Юг покрывается сетью железных дорог, связавших новые индустриальные районы со всей страной. Особое значение для подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880—1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.

    Начало 70-х гг. знаменуется созданием в Донбассе двух первых на Юге крупных частных металлургических заводов — Юзовского и Сулинского.

    В 1866 г. царское правительство передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею. У того, однако, не оказалось необходимого капитала, и права на концессию были переуступлены английскому предпринимателю Дж. Юзу. Последним в 1867 г. основывается «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», которое, в сущности, являлось сугубо семейным предприятием Юзов, ибо все остальные учредители были не более чем подставными фигурами. Царское правительство предоставило Юзу большие льготы. Он безвозмездно получил казенные земли по берегу р. Кальмиус в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии с каменноугольными и железорудными месторождениями, несколько ссуд на весьма выгодных условиях, кроме того, за изготовление рельсов в течение первых десяти лет ему должна была выплачиваться премия на общую сумму в 1,5 млн. руб.

    Благодаря этому щедрому покровительству Юзовский завод был построен, и в 1872 г. началась регулярная выплавка чугуна. Здесь же, в Юзовке, впервые в России было налажено коксовое производство, а с конца 1873 г. — и прокат рельсов.

    Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д. А. Пастуховым также при поддержке правительства был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. он действовал с перебоями из-за отсутствия необходимого опыта работы на антраците. Оба завода работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе.

    Строительство железных дорог и металлургических заводов на Юге России и связанный с ним быстрый рост спроса на топливо и металлоизделия вызвали на рубеже 60—70-х гг. небывалую учредительскую горячку в Донбассе. Закладываются десятки шахт и штолен, основываются многие предприятия и компании. Происходивший при этом процесс вытеснения и поглощения мелких предпринимателей более крупными усилился в 70-х гг., когда в угольной промышленности Донбасса неоднократно проявлялись кризисные явления.

    В эти годы постепенно сходят со сцены мелкие угольные промыслы местных крестьян, многие из которых проявили себя незаурядными горноразведчиками и стали первооткрывателями ряда месторождений полезных ископаемых в Донбассе. Их прибирали к рукам сначала свои же местные богатеи-кулаки, не останавливавшиеся при этом ни перед какими средствами (подкуп, спаивание крестьянского схода, организация фиктивных артелей и др.). С развитием крупного машинного производства крестьянские угольные промыслы окончательно были поглощены могучими конкурентами — русскими и иностранными капиталистами.

    Угледобыча в бассейне все больше сосредоточивалась на крупных капиталистических предприятиях, в большинстве своем — специально организованных акционерных компаниях. Такими были, в частности, угольные копи юзовского Новороссийского общества, расположенные в Юзовско-Макеевском районе шахты французского Горного и промышленного общества на юге России, предприятия местных помещиков братьев Рутченко, Карпова, Иловайского, подрядчика Прохорова, казачьего полковника Рыковского, Общества южнорусской каменноугольной промышленности в Горловке. Их годовая добыча исчислялась в миллионах пудов каменного угля и антрацита. В 1878 г. на долю крупнейших угольных предприятий с добычей более 1 млн. пудов угля в год приходилось уже 58,6% всей угледобычи в бассейне.

    Вновь возникшие угольные рудники и заводы очень быстро обросли рабочими поселками. Скопления убогих землянок и казарм образовывали печально знаменитые «собачевки», снахаловки», «шанхаи». Длинными рядами выстроились бесчисленные кабаки, «обжорки», другие питейные заведения.

    К концу 70-х гг. ясно обозначилось преимущественное развитие промышленности в западной (украинской) части бассейна, в которой была густая сеть железных дорог, существовали более благоприятные условия приобретения и аренды земельных участков.

    На востоке, в Области Войска Донского, неотчуждаемость станичных земель и взимание специальных попудных платежей (с пуда производимой на казачьих землях продукции) в войсковую казну серьезно затрудняли переливание капиталов в местную промышленность, замедляли ее развитие. Это положение сохранилось и к началу XX в.

    Далее: Промышленность Донбасса в 80-90-х гг.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос