Промышленность Донбасса и деятельность монополий

Дата публикации или обновления 11.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Положение, при котором решающую роль в угольной промышленности Донбасса к началу XX в. стали играть крупные предприятия (а в металлургии все заводы были крупными), ускорило образование монополистических объединений. Отдельные случаи заключения краткосрочных соглашении об уровне продажных цен на рельсы и трубы имели место еще в середине 90-х гг.

    В 1900—1903 гг. Россия пережила тяжелый промышленный кризис. Он нанес ощутимый удар промышленности Донбасса, особенно металлургической. Снизились цены на уголь и металл. Кризис ускорил образование монополий. В 1902 г. был образован синдикат «Продамет», а в 1904 г. — «Продуголь».

    Особенно энергичными были действия «Продамета». За несколько лет он сумел сделать своими контрагентами не только металлургические заводы Юга, но и многие предприятия Центра, Северо-Запада и отчасти Урала. Накануне первой мировой войны «Продамет» реализовывал от 76 до 95% всей подукции металлургической промышленности России. В отличие от других монополий страны, концентрировавших производство или добычу одного товара, «Продамет» с момента возникновения синдицировал не только производство металла, но и добычу угля в Донбассе и железной руды в Криворожье. С 1910 г. его позиции были усилены за счет того, что ряд контрагентов синдиката стал патронироваться банковскими монополиями, в частности мощным Петербургским Международным и Азовско-Донским банками.

    «Продуголь» объединил только часть предприятии Донбасса, добывавших коксующийся уголь, тем не менее на его долю приходилось 50—60% реализуемого на рынке угля. Если же учесть, что значительная часть проданного мелким покупателям угля принадлежала небольшим рудникам и так называемым крестьянским шахтам, в то время как «Продуголь» поставлял топливо металлургическим заводам, министерству путей сообщения (для казенных железных дорог) и другим оптовым покупателям, то решающая роль синдиката в обеспечении углем ведущих отраслей промышленности и транспорта станет очевидной.

    Монополии быстро добились подъема цен на металл и уголь. Уже В 1902 г. цены на железо выросли на 20%. К началу первом мировой войны «Продуголь» поднял цены на топливо на 25—80% в зависимости от сорта и размера.

    Хотя общее количество произведенного железа и добытого угля в период империализма заметно выросло, потребность в них из года в год удовлетворялась все меньше. Острая нехватка металла и угля накануне первой мировой войны получила тогда название «голода» — топливного и металлического. Заправилы синдикатов и правительство пытаясь обелить монополии, а причины «голода» объясняли общим хозяйственным подъемом, ростом объема перевозок, вытеснением дров углем и др.

    Несомненно, однако, что в «голоде» повинны были прежде всего монополии. В их уставах для каждого контрагента устанавливались пределы производства (добычи), за превышение которых монополии штрафовали, а недовыполнение — премировали. Только рудники с добывающей способностью 5 и более миллионов пудов угля в год могли в 1913 г. добыть то количество угля, которое дал Донбасс. После образования монополий рудники использовали свою потенциальную производительность на 55 -75%, очень редко — больше.

    «Продуголь» приложил немало усилий, чтобы задержать строительство шахт на крайнем западе Донбасса и восточнее Александро-Грушевска, где уже тогда были разведаны перспективные залежи угля.

    Он же всячески препятствовал увеличению угледобычи в Подмосковном районе. Все это делалось для того, чтобы усилить «топливный голод» и поднять цены на уголь.

    Далее: Численность и состав рабочих Донбасса

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос