Повышение общеобразовательного уровня

Дата публикации или обновления 28.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • В условиях развитого социалистического общества важнейшей базой подъема культурно-технического уровня рабочих стало неуклонное осуществление комплекса мероприятий по обеспечению роста их общеобразовательной подготовки. Социальная значимость ее определяется рядом факторов, и в первую очередь повышением производительности труда. В этом плане показательны выводы, сделанные советскими социологами: окончание рабочим каждого класса средней школы (с 9 по 11-й) ускоряет освоение новых видов работ на 50%. В то же время производительность труда выпускников средних школ на 15% выше, а срок производственной учебы и переквалификации на 20% короче, чем у тех, кто не получил соответствующей общеобразовательной подготовки.

    В условиях развитого социалистического общества определяющую роль в общеобразовательной подготовке всех отрядов рабочего класса играет система народного образования, и в первую очередь ее основное звено — общеобразовательная школа. Роль системы народного образования в повышении культурно-технического уровня рабочего класса определяется двумя основными факторами: ростом числа выпускников школы, которые после ее окончания идут непосредственно на производство, и усиливающейся ролью обучения без отрыва от производства.

    Социально-экономический и духовный расцвет советского общества в условиях зрелого социализма создал возможность для перехода к всеобщему среднему образованию. Эта программная задача в области народного образования была поставлена XXIII съездом КПСС. Характеризуя социальную значимость введения всеобщего среднего образования, Л. И. Брежнев на Всесоюзном съезде учителей в июле 1968 г. подчеркнул: «Переход к всеобщему среднему образованию потребует значительных усилий н капиталовложений. Но мы идем на это, хорошо понимая, что народное образование — самая благодарная, самая полезная для общества сфера приложения средств и усилий».

    Решениями XXIV съезда КПСС было предусмотрено завершение в основном в девятой пятилетке перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Претворению в жизнь курса Коммунистической партии и Советского государства способствовало принятие ряда постановлений ПК КПСС и Совета Министров СССР, а также утверждение в июле 1973 года шестой сессией Верховного Совета СССР (восьмого созыва) Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.

    Проводившееся в 60—70-е годы совершенствование школьного образования было направлено на укрепление связи школы с жизнью, улучшение качества подготовки выпускников. На протяжении 1967—1977 гг. в средних школах Донбасса, как и всей страны, были по всем предметам введены новые программы и учебники, содержание которых отвечало достижениям современной науки, требованиям научно-технической революции. Это, в свою очередь, способствовало ускоренному подъему общеобразовательного уровня рабочего класса.

    Большое внимание вопросам пополнения всех отрядов рабочего класса за счет выпускников средней школы уделяли партийные и советские органы Донецкого бассейна. В школах осуществлялся комплекс мероприятий по профессиональной ориентации учащихся, их всестороннему трудовому воспитанию как в ходе учебного процесса, так и во внеклассной работе. Проводилась разнообразная работа по выполнению принятого в 1969 г. ЦК Компартии Украины постановления «О дальнейшем улучшении работы по профессиональной ориентации и трудовому воспитанию учеников в общеобразовательных школах Украинской ССР».

    Так, Донецкий обком Компартии Украины разработал и утвердил мероприятия, целью которых было обеспечить воспитание у учащихся интереса к рабочим профессиям, ознакомление молодежи с достижениями науки, техники, с перспективным развитием отдельных предприятий, строек, совхозов и колхозов. Были созданы областной и 44 межведомственных совета по профориентации при городских и районных отделах народного образования, 700 школьных и 50 межколхозных комиссии но профориентации, во всех средних и восьмилетних школах оборудованы комнаты и уголки профориентации.

    В январе 1970 г. состоялось областное совещание актива работников промышленных предприятий, учреждений, колхозов, совхозов, органов народного образования по вопросу улучшения профориентации и трудового воспитания молодежи, выработавшее конкретные мероприятия по укреплению связи школ с производственными коллективами, созданию необходимой учебно-производственной базы для трудового обучения школьников. К этому времени в Донецкой области было организовано 5 учебно-производственных цехов, 8 кабинетов основ промышленного производства, 53 автокласса. 69 радио- и электротехнических кабинетов, 23 кабинета механизации сельского хозяйства.

    Партийные организации придавали большое значение укреплению непосредственных творческих контактов между рабочими коллективами и общеобразовательными школами. Тесная связь установилась между рабочими Донецкого металлургического завода и коллективом средней школы № 1 г. Донецка, коллективами завода железобетонных изделии и школы № 6 г. Ясиноватая и др. В результате большинство выпускников этих школ шли работать непосредственно на производство.

    В последующие годы возникали и совершенствовались другие формы работы по профориентации и трудовому воспитанию молодежи в общеобразовательных школах. Такой новой формой стали учебно-производственные комбинаты, создаваемые промышленными предприятиями на кооперативных началах. Это позволило обеспечить их квалифицированными кадрами, хорошей учебно-материальной базой. В учебно-производственных комбинатах школьники имели возможность избрать будущую специальность в соответствии с производственными потребностями и личным желанием. Одними из первых в республике были открыты комбинаты в Гайвороне Кировоградской области и Снежном Донецкой области. Опыт их работы одобрил ЦК Компартии Украины.

    В 1978/79 учебном году только в Ворошиловградской области работали 18 учебно-производственных комбинатов, где обучались 22 тыс. старшеклассников. Кроме того, в области с помощью промышленных предприятий создано 256 учебно-производственных цехов, кабинетов основ промышленного производства, автоклассов и т. д.

    Действенной формой трудового воспитания молодежи, подготовки ее к работе в сфере материального производства стали лагеря труда и отдыха старшеклассников. Промышленные предприятия и совхозы Донбасса оказали помощь органам народного образования в создании таких лагерей. В совхозе «40 лет Октября» Никитовского района г. Горловки Донецкой области с помощью промышленных предприятий создан лагерь труда и отдыха «Дружба», обслуживающий за каждую смену 500 учеников. Лагеря труда и отдыха для молодежи созданы во многих городах и поселках Донбасса.

    Проведенная партийными и советскими органами, работниками народного образования, широкими кругами общественности работа по профориентации и трудовому воспитанию учащихся способствовала тому, что с каждым годом в Донбассе, как и в других районах страны, все большее число молодежи после окончания средней школы шло работать непосредственно в промышленное и сельскохозяйственное производство. Так, в Ворошиловградской области в 1978 г. из 27,1 тыс. юношей и девушек, окончивших восьмилетние и средние школы, в народное хозяйство пошли 10,2 тыс. В целом по стране за 1967—1970 гг. число трудоустроившихся выпускников составляло около 62,7%. И если в 60-х годах лишь одну треть пополнения рабочего класса составляла молодежь, окончившая среднюю школу, то в начале 70-х годов — уже половину. Эти данные свидетельствуют о повышении общеобразовательного уровня рабочих, являются показателем того, какую большую роль в возрастании интеллектуального потенциала рабочего класса играет общеобразовательная школа.

    Далее: Обучение без отрыва от производства

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос