Обучение без отрыва от производства

Дата публикации или обновления 28.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • Закономерным массовым явлением зрелого социалистического общества стало сочетание производственной деятельности с учебой, повсеместное развитие вечерней и заочной форм обучения трудящихся. В целом по Украине 16% окончивших восемь классов получает среднее образование в вечерних (сменных) и заочных школах. В этом находит свое выражение также практическая доступность всех видов обучения.

    Для тех, кто успешно учится без отрыва от производства, государством установлены льготы — сокращенная рабочая неделя с сохранением 50% заработка, оплаченный отпуск на период экзаменов; им создаются необходимые бытовые условия. Трудовое законодательство запрещает использовать учащихся вечерних и заочных школ на работах, которые мешают посещать занятия.

    В 60—70-е годы была проведена большая работа по усовершенствованию системы школ рабочей молодежи: упорядочению их сети, укреплению материально-технической базы. Уже в 1959/60 учебном году в таких крупных промышленных центрах Донбасса, как Краматорск, Енакиево, Славянск, Артемовск, а также в Дзержинском, Енакиевском, Ольгинском, Первомайском районах Донецкой области все школы рабочей молодежи имели собственные помещения. В последующие годы строительство помещений для школ рабочей молодежи расширялось, укреплялась их техническая база. В середине 60-х годов в собственных зданиях работали школы рабочей молодежи в городах Гуково, Новошахтинске, Таганроге Ростовской области. В Ворошиловградской области в 1980/81 учебном году 122 школы рабочей молодежи имели собственные помещения.

    Школы рабочей молодежи нередко открывались непосредственно на промышленных предприятиях: на шахте им. Ильича в г. Стаханове, заводе «Донсода» в г. Лисичанске и др. Для того, чтобы рабочие с большим практическим опытом имели возможность получить образование, организовывались классы с сокращенным сроком обучения, а на промышленных предприятиях — 3-годичные школы мастеров, в которых наряду с повышением производственной квалификации проводилось обучение по программам общеобразовательной школы. В первой половине б0-х годов они были созданы во многих промышленных центрах Донбасса— Гукове, Новошахтинске, Таганроге и др.

    Партийные и советские органы, профсоюзные и комсомольские организации Донбасса уделяли большое внимание работе вечерних (сменных) и заочных школ, увеличению контингента учащихся в них. В июле 1969 г. Донецкий обком Компартии Украины утвердил комплекс мероприятий по улучшению учебно-воспитательной работы в вечерних (сменных) и заочных школах. Было предусмотрено создание работающей молодежи наиболее благоприятных условий для учебы без отрыва от производства; для этого на промышленных предприятиях предусматривалось составам, перспективные 3-летние (1970—1972 гг.) планы повышения общеобразовательной подготовки молодых рабочих, организовать для тех, кто имеет перерыв в учебе, курсы подготовки для поступления в школы, улучшить режим работы вечерних школ и др.

    В августе 1972 г. Ворошиловградский обком Компартии Украины рассмотрел вопрос о завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы в области, а в ноябре этого же года — вопрос о ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи партийной организацией Лутугинского района. Была поставлена задача улучшить работу школ рабочей молодежи, усилить ответственность руководителей предприятии, строек, колхозов, совхозов за повышение общеобразовательного уровня работающей молодежи, не имеющей среднего образования. Ростовский обком КПСС в феврале 1971 г. также изучил состояние общеобразовательной подготовки работающей молодежи и разработал меры по ее улучшению.

    Впоследствии этот вопрос рассматривался в 1972 г. Таганрогским, Белокалитвинским, Красносулинским и Шахтинским городскими комитетами КПСС. Большое внимание организации учебы работающей молодежи было уделено на XI пленуме Шахтинского горкома партии, который обсудил вопрос о задачах городской партийной организации по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

    Повсеместно осуществлялись мероприятия, сочетающие моральное и материальное стимулирование тех, кто обучался без отрыва от производства. Претворяя в жизнь конкретные мероприятия по моральному и материальному стимулированию рабочих, повышающих свой культурно-технический уровень, наше государство исходит из того, что главным и решающим фактором неуклонного культурного роста рабочего класса, как и всего советского народа, является действие социалистического принципа «От каждого — но способностям, каждому — по труду».

    Этот принцип глубоко обусловливает заинтересованность трудящихся в полном раскрытии своих способностей, их стремление сделать свой труд как можно более квалифицированным и высоковознаграждаемым материально и морально. Все это определяет непрерывный рост культурно-технического уровня рабочих.

    Овладение знаниями в объеме средней школы становится обязательным для рабочих в наиболее передовых в научно-техническом отношении сферах промышленного производства. В соответствии с этим на ряде промышленных предприятий устанавливается общеобразовательный минимум для рабочих основных профессий. Так, на Северодонецком химическом комбинате такой минимум был определен уже в 1960 г.

    Для старших аппаратчиков и аппаратчиков VI—VII разрядов, машинистов V и VI разрядов, слесарей-бригадиров, слесарей точной механики, электрослесарей, прибористов, лаборантов, наладчиков станков, электромонтеров и рабочих ряда других сложных профессии требовалось законченное среднее образование и профессиональная подготовка в объеме технического училища.

    Эта тенденция культурно-технического роста рабочих в условиях развитого социализма неуклонно расширяется. В целом по стране к 1971 г. министерства и ЦК профсоюзов рекомендовали предприятиям и организациям 20 отраслей народного хозяйства присваивать высшие квалификационные разряды по наиболее сложным профессиям в первую очередь км МОЛОДЫМ производственникам, которые имеют среднее образование или продолжают учиться. В химической промышленности, например, установлено более 500 профессий и специальностей, для которых необходимо среднее образование.

    Большую роль в расширении общеобразовательной подготовки молодых рабочих донбасских предприятий сыграло и то, что этот вопрос находился в центре внимания общественности, включался в планы социального развития трудовых коллективов, в коллективные договоры, в договоры о социалистическом соревновании и т. д.

    На Ворошиловградском ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции тепловозостроительном заводе им. Октябрьской революции систематически составлялись перспективные планы повышения общеобразовательного уровня трудящихся. На заводе была создана общезаводская комиссия содействия школам рабочей молодежи, которая занималась вопросами набора и сохранении контингента учащихся вечерних школ, подготовки к новому учебному году, укрепления учебно-материальной базы школ, заслушивала отчеты техоргов цехов и председателей цеховых комиссий содействия школе. Ежегодно вопросы комплектования школ и сохранении контингента учащихся обсуждались заводскими партийными, профсоюзными и комсомольскими комитетами.

    Систематически в конце учебного года администрацией завода поощрялись молодые рабочие, которые наиболее успешно сочетали труд на производстве с учебой. Большая работа, проведенная по привлечению молодежи к учебе, дала положительные результаты: за годы восьмой и девятой пятилеток средние школы рабочей молодежи окончили более 2,6 тыс. тружеников завода. Перспективный план на десятую пятилетку предусматривал получение образования 1648 молодыми рабочими и служащими завода. В ноябре 1976 г. директором завода был издан приказ «О мерах по повышению общеобразовательного уровня трудящихся», которым рекомендовалось осуществить в каждом цехе дополнительные меры по обеспечению более полного охвата молодежи учебой без отрыва от производства в вечерних школах и техникумах, закреплению всех молодых рабочих за наставниками.

    Вопросы повышения общеобразовательного уровня трудящихся стали важной составной частью перспективных планов социального развития ворошиловградских заводов — им. А. Я. Пархоменко, им. 20-летия Октября, шахты «Новопавловская» и др.

    Многогранная система морального и материального стимулирования рабочих, успешно сочетающих производственный труд с учебой, сложилась на предприятиях Таганрога, Белой Калитвы» Красного Сулима. Шахтинска Ростовской области.

    Большое внимание повышению уровня образования членов трудового коллектива уделяется на шахте им. 50- к гня Октября в г. Гуково. В 1980 г. здесь каждый второй молодой рабочий учился в вечерней школе или на курсах, в заочном техникуме или в вузе.

    В ряде трудовых коллективов Красного Сулина организовано соревнование между цехами, участками и бригадами на лучшую постановку работы но повышению общеобразовательного уровня рабочих. На Таганрогском металлургическом заводе Лучшим рабочим, которые систематически повышали общеобразовательный уровень и совершенствовали квалификацию, присваивается звание «Отличник учебы и производства» и вручается удостоверение и денежная премия.

    Каменск-Шахтинский горком КПСС, рассмотревший в июле 1969 г. вопрос о работе партийного бюро вагонного депо по повышению общеобразовательного уровня коммунистов, рекомендовал при присуждении и подтверждении звания ударника коммунистического труда обязательно учитывать такой показатель, как повышение общеобразовательного уровня соревнующихся.

    Улучшению общеобразовательной подготовки молодых производственников способствовало проведение на промышленных предприятиях Донбасса, как и повсеместно в стране, Всесоюзного смотра под девизом «Каждому молодому труженику — среднее образование». В ходе смотра зародилось немало новых форм совместной работы профсоюзов, комсомола и органов народного просвещения по организации обучения молодежи без отрыва от производства. Большую работу по охвату молодых рабочих обучением провели в ходе смотра Шахтинский горком ВЛКСМ совместно с профсоюзными организациями города, общественные организации ряда промышленных центров Донбасса.

    По инициативе передовых комсомольских организаций шахт, металлургических и машиностроительных заводов Донецкой области, одобренной ЦК ВЛКСМ, зародилось движение «От техминимума — к техмаксимуму», направленное на широкое привлечение молодежи к овладению новейшими достижениями науки и техники, постоянному повышению профессионального мастерства и образовательного уровня.

    В результате проведенной работы все больше рабочей молодежи стало продолжать обучение в вечерних (сменных) и заочных школах, повысился уровень подготовки выпускников. За период 60—70-х годов значительно изменилось распределение обучавшихся по классам: в I960 г. на долю старшеклассников приходилось немногим более 1/3 всего контингента учащихся школ рабочей молодежи, в 1970 г.— более 75, в 1977 г.— более 90%. Эти данные отражали изменения в общеобразовательной подготовке молодежи, связанные с переходом со 2-й половины 60-х годов к осуществлению всеобщего среднего образования.

    Стабилизировалось также число оканчивавших вечерние школы: уже в период восьмой пятилетки более 600 тыс. производственников ежегодно получали в них общее среднее образование. В УССР за период 1970—1978 гг. полную среднюю школу без отрыва от производства окончили более 1,9 млн. человек.

    В настоящее время на ряде предприятий Донбасса абсолютное большинство молодых рабочих имеет среднее образование. На Коммунарском металлургическом заводе (Ворошиловградская область) более 95% юношей и девушек получили общее или среднее специальное образование. На ждановском заводе «Азовсталь», шахте им. Е. Т. Абакумова Донецкой области среднее образование имеют каждые девять из десяти молодых рабочих. Таким образом, развитие и совершенствование системы школьного образования в стране оказали положительное влияние на рост общеобразовательного уровня рабочих, в том числе и рабочих Донбасса.

    Далее: Повышение квалификации

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос