Образовательный уровень рабочих Донбасса

Дата публикации или обновления 17.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Решение задач социалистической реконструкции народного хозяйства потребовало не только количественных, но и качественных изменений рабочего класса — повышения его культурно-технического и идейно-политического уровня. Необходимой предпосылкой духовного роста рабочего являлось достижение полной грамотности. По данным переписи 1926 г. в Донбассе среди городского населения неграмотными оставались 17,9%, а среди промышленных рабочих — 15%. XIV и XV съезды ВКП(б) подчеркнули необходимость повышения культурного уровня трудящихся, в первую очередь ликвидации неграмотности в их среде. За 1926—1927 гг. в Донбассе грамоте были обучены более 50 тыс. человек. Но в связи с тем, что городское население непрерывно пополнялось выходцами из села, общий уровень грамотности не удавалось поднять.

    В 1928 г. по инициативе комсомола в стране начался культпоход, организовавший широкие массы на борьбу за достижение всеобщей грамотности. Активизируется деятельность общества «Долой неграмотностъ!». В ячейках Артемовского и Луганского окружных отделений общества в 1930 г. состояло около 40 тыс. человек, проводивших большую работу по обучению населения грамоте.

    В течение первой пятилетки образовательный уровень рабочих Донбасса заметно повысился. В 1929 г. среди металлургов неграмотных было 9,5%, а в 1933 г.—6,1%, а среди угольщиков — соответственно 15% и 6,3%. Па машиностроительных заводах к концу 1932 г. неграмотными оставались 1,9% рабочих. Причем 2/3 из них обучались в кружках ликбеза.

    Успешное решение задач социалистической реконструкции требовало дальнейшего повышения культурного уровня рабочего класса. XVII съезд ВКП(б) выдвинул требование добиться резкого подъема культуры трудящихся города и деревни и в первую очередь—полного достижения грамотности среди трудоспособного населения страны. Если на предыдущем этапе главное внимание уделялось обучению лиц до 35 лет, то теперь это положение распространялось и на старшие возрастные группы. Во всех районах Донбасса был произведен переучет неграмотных и малограмотных. К обучению взрослых рабочих привлекались инженеры и техники, их жены. Развернулось вседонецкое соревнование за лучшее проведение работы по ликвидации неграмотности.

    В условиях трудового и общественно-политического подъема рабочие стремились не только к овладению грамотой, но и к непрерывному повышению своего культурного уровня. Характерен в этом отношении пример одного из зачинателей стахановского движения Д. Концедалов. Когда Концедалов вступил в комсомол, он не умел ни читать, ни писать, и считал, что грамота шахтеру ни к чему, что уголь рубить можно и без этого. Комсомольская организация помогла ему сделать первые шаги в самообразовании. Но, овладев грамотой, Концедалов понял, что нельзя идти в ногу с требованиями жизни без продолжения своего образования. Возражая тем, что недооценивал общеобразовательных знании, Концедалов говорил: «...мир открывается только широкообразованному человеку. Глядя на глобус, учишься узнавать и познавать мир. А узнав — научишься его изменять».

    К 1 июля 1937 г. среди занятых в угольной промышленности Донбасса неграмотных оставалось 3,4%, а малограмотных — 7%. В составе всех промышленных рабочих страны к 1 октября 1937 г. неграмотных было 4%. В результате осуществления всеобщего начального образования и перехода к семилетнему обязательному обучению повысился общеобразовательный уровень рабочих. Проведенное в январе 1936 г. выборочное обследование молодых рабочих ведущих отраслей тяжелой промышленности ряда районов, в том числе Донбасса, показало, что 37% из них имели образование не ниже семилетнего, а 78% — не ниже начального.

    Далее: Воспитание рабочих в духе социалистической сознательности

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос