Механизация труда на шахтах Донбасса

Дата публикации или обновления 04.05.2022
  • Летопись Донбасса

  • Ученые и практики производства, решая проблему безлюдной выемки угля, часто идут разными путями. Но если вы спросите конструкторов, каким требованиям должна сегодня отвечать горная машина, ответ будет краток: требованиям эргономики.

    Что такое эргономика? Это наука, возникшая на стыке таких отраслей знаний, как промышленная гигиена, физиология труда, психология труда, техническая эстетика, антропометрия. Ее название складывается из греческого «эргон» — работа и «номос»— закон. Она изучает «законы работы», т. е. возможности человека, работающего с нынешней техникой, условия труда и способы создания такой техники, которая бы как можно меньше утомляла человека.

    Основная задача в области улучшения условий труда горняка — вывести человека из-под земли, внедрить безлюдную выемку угля. Для этого требуются такие механизмы, которые бы управлялись дистанционно сначала со штрека, а затем с поверхности шахты. Только при этих условиях можно обеспечить высокую производительность труда, его безопасность, хорошие санитарно-гигиенические условия для работы.

    Создание именно таких машин — одно из требований эргономики.

    ...Шахта № 17—17-бис — одно из угольных предприятий в Донбассе, где ведутся разработки на пологопадающих пластах на глубине более .километра. В одной из лав здесь работает агрегат А-2 для (безлюдной выемки угля. Его создали конструкторы Московского института «Гипроуглемаш».

    Изготовили машину малаховские машиностроители, а донецкие шахтеры дали ей путевку в жизнь.

    Угледобывающий агрегат А-2 осуществляет отбойку и навалку угля, доставку его по лаве, крепление забоя, передвижку забойных механизмов без присутствия людей в лаве. Приказы агрегату от оператора поступают с пульта управления, который расположен в штреке. В дальнейшем пульт управления предполагается вынести на поверхность шахты.

    Промышленное испытание на одной из шахт Донбасса также прошел агрегат А-3. Он одновременно производит отбойку и выгрузку угля, поддерживает шагающей крепью кровлю, продвигается по угольным пластам со скоростью до 14 см в минуту и подает на конвейер до 7 т угля. За работой агрегата у пульта управления в штреке следит оператор. Машина заменила тяжелый труд многих горняков. Агрегат А-3 — также новинка отечественного машиностроения.

    На шахте «Полтавская-Комсомольская» освоен еще оцин угольный агрегат-автомат АКД. Он спроектирован учеными Московского института горного дела им. А. А. Окочинского совместно с конструкторами Горловского и Дружковского машиностроительных заводов

    Без присутствия человека в забое агрегат рубит уголь и сам его транспортирует.

    Комплексом машин управляет диспетчер, находящийся в километре от забоя. Агрегат обеспечивает добычу примерно 1500 т угля в сутки, что соответствует производительности крупной донецкой шахты. В нынешней пятилетке на угольные предприятия поступят первые партии комплексов-автоматов АКД.

    Есть уже комплекс для безлюдной выемки угля и с маркой «Донгипроуглемаша». Он имеет название КМД-2.

    Назначение комплекса — заменить шахтеров в особо сложных условиях, где разрабатываются пласты крутого падения.

    Еще один хороший подарок сделали конструкторы «Донгипроуглемаша» шахтерам. В пятой лаве шахты «Пролетарская-Глубокая» в комплексе с узкозахватным комбайном МК-1 челночного действия, конвейером СП-бЗ и кабелеукладчиком АК-1 испытывалась механизированная крепь. Добыча угля проводилась без присутствия человека в лаве. Эксперимент показал хорошие результаты. Свое творение конструкторы назвали «Донбасс».

    Почти все машины, о которых рассказано здесь, находятся в стадии разработки или экспериментальных исследований, они еще не получили широкого применения. Может быть, в конечном варианте они будут выглядеть иначе, но принципиально добыча угля будет вестись именно без присутствия человека в лаве.

    Горловский машиностроительный завод им. С. М. Кирова выпустил угольный комбайн 1К-52М — усовершенствованную модель комбайна К-52М. Этот комбайн, если его обогатить некоторыми усовершенствованиями, может работать еще лучше. И это будет осуществлено в самое ближайшее время в Донбассе.

    Когда комбайн ведет выемку пласта, он нередко отклоняется то вверх, то вниз, забирая при этом вместе с углем породу. Теперь машина обрела «зоркие глаза». И в этом нет преувеличения. Инженер Донецкого института «Автоматгормат» М. Сажченко и доцент Днепропетровского горного института кандидат технических наук Г. Носов создали радиоволновый датчик, позволяющий комбайну быстро устанавливать скрытую и открытую границу угольного пласта.

    Благодаря чувствительности датчика комбайн срезает только угольный пласт, оставляя нетронутой породу. Прибор успешно прошел испытание и принят для использования в системе автоматического управления угледобычным агрегатом.

    Группа специалистов Конотопского завода «Красный металлист» под руководством кандидата технических наук М. Гуманюка сконструировала специальный аппарат, который позволяет управлять горными машинами с помощью ультразвука. Аппарат получил одобрение практиков производства.

    На шахте № 1 «Провалье» треста «Свердловуголь» уже работает комбайн с регулятором нагрузки. Этот механизм внимательно «следит» за нагрузкой двигателя и в зависимости от условий (а они в лаве часто меняются) устанавливает оптимальный режим работы. Благодаря новому приспособлению увеличивается производительность машины, уменьшается ее износ. Регулятор нагрузки разработан коллективом Луганского научно-исследовательского института «Гипроуглеавтоматизация».

    Или еще одно новшество. В нашей стране и за рубежом не было угольных комбайнов с автоматическим регулированием скорости резания. Теперь такая машина КПА появилась. Она создана конструкторами Горловекого машиностроительного завода имени С. М. Кирова в содружестве с коллективами ряда научно-исследовательских институтов. На автоматический режим переводятся не только механизмы, работающие в лаве.

    Посетите, например, шахту «Таловская» № 2, и вы наглядно увидите применение радиоизотопных датчиков для контроля наличия угля в скипе, а также для разгрузки скипа. А на шахте «Бутовская-Глубокая» с помощью радиоизотопных датчиков автоматизирован весь комплекс подвесной дороги: пуск и остановка дороги, загрузка вагонеток до необходимого уровня, поддержание нужных интервалов между гружеными вагонетками и даже их подсчет. Третий год здесь безотказно работает подвесная дорога.

    Современная шахта имеет большое количество конвейерного транспорта. Скребковые и ленточные 'Конвейерные линии, объединенные в единую транспортную систему, выполняют огромный объем работы. На многих шахтах Донбасса установлена аппаратура дистанционного автоматизированного управления конвейерными линиями (ДУКЛ-2). Она четко командует разветвленной конвейерной линией большой протяженности, обеспечивает автоматический контроль за временем пуска каждого кошейера, подает звуковой сигнал оператору при аварийном отключении конвейеров от линии, а также позволяет осуществлять двустороннюю громкоговорящую связь.

    Горняки хорошо знают, как важно, чтобы конвейерная линия работала во взаимосвязи с выемочным комплексом.

    Теперь для обеспечения синхронности в работе между выемочным комплексом и конвейером (применяется интересное изобретение донецкого конструктора Г. А. Личкова — радиоэлектронная аппаратура блокировки комбайна. Она исключает возможность работы выемочной машины при остановленном конвейере. Аппаратура также передает на расстояние высокочастотные сигналы на включение и выключение комбайна.

    Очень ценную работу выполнили инженеры Донецкого института «Аътоматгормаш». Они разработали комплект бесконтактных искробезопасных логических и функциональных элементов, которые успешно заменяют электромагнитные реле в устройствах автоматического управления производственными процессами на угольных предприятиях.

    Такая аппаратура уже создана и работает на раде шахт Донбасса, обеспечивая автоматизацию откатки и обмена вагонеток «а поверхности и угольных круговых опрокидывателей.

    На шахтах Донбасса на дистанционное и автоматическое управление переведено свыше 5 тыс. стационарных установок.

    Если комплексная механизация освобождает шахтера от тяжелой физической работы, то автоматизация коренным образом меняет сам характер труда. Труд постепенно сводится к работам по наладке и настройке автоматических машин и линий и наблюдению за их исправностью и бесперебойностью работы, к регулированию и управлению сложными автоматическими: системами. В этом высококвалифицированном творческом труде будут сочетаться элементы как физического, так и умственного труда.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос