Источники и формы пополнения рядов рабочих

Дата публикации или обновления 22.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • В условиях развитого социализма воспроизводство рабочего класса по стране в основном происходило на собственной основе. Это было характерно и для Донбасса. В общественное производство постоянно вливались новые поколения рабочих, многие из которых представляли трудовые династии. Так, в коллективе шахты «Торецкая» г. Дзержинска работает несколько горняцких трудовых династий, среди которых семья Лозгуновых. Глава династии В. Б. Лозгунов пришел на шахту в годы первых пятилеток, стал одним из лучших забойщиков. После Великой Отечественной войны он снова возвратился на родное предприятие. К его боевым наградам прибавились орден Трудового Красного Знамени и медаль «За трудовую доблесть». Вместе с мужем работала на шахте и его жена — М. Г. Лозгунова. Горняками стали их сыновья — Виктор, Максим, Иван и Александр.

    В последние годы эстафету отцов приняло третье поколение — внуки Виктор и Тамара. Пять сыновей кадрового горняка Г. Я. Федотова трудятся в ордена Ленина шахтоуправлении «Ударник» г. Снежного. Общий трудовой стаж шахтерской династии Федотовых — 110 лет. Более 30 горняцких династий насчитывается на шахте № 16 г. Красный Луч. Рабочие династии Зоненко, Черкащенко, Сологубов, Проскуриных, Белобровых успешно трудятся на машиностроительных предприятиях г. Краматорска.

    Таких примеров по Донбассу можно привести много. Они свидетельствуют о пополнении кадров в значительной степени за счет выходцев из рабочего класса.

    Массовым источником пополнении рабочего класса являлось городское население, главным образом выпускники общеобразовательных школ. Подавляющее большинство (85—93%) учащихся, трудоустроившихся после окончания школ в промышленности Донецкого бассейна, составляли юноши и девушки, обучавшиеся в городских школах.

    Выделение этой молодежи в самостоятельный источник восполнения рядов рабочих обусловлено тем, что в условиях развитого социализма учащиеся, занимающие все более важное место в системе социалистического производства, приобретают черты самостоятельной социальной категории.

    Значение этого источника определяется следующими факторами. Во-первых, в результате перехода к обязательному среднему образованию в больших городах и промышленных центрах доля молодежи, при ходящей на производство после окончания средней школы, резко увеличилась, поскольку темпы роста общей численности выпускников школ значительно превысили возможности приема их сетью вузов.

    Если до этого времени основная часть юношей и девушек, окончивших среднюю школу, шла в вузы, то со второй половины 50-х годов на дневные отделения высших учебных заведений стали поступать не более 20—25% их числа. Соответственно все большее количество молодежи стало вливаться в ряды рабочих. Во-вторых, высокие темпы научно-технического прогресса в народном хозяйстве нашей страны, автоматизация и комплексная механизация производственных процессов значительно повысили требования к уровню общеобразовательной подготовки трудящихся. В этой связи увеличение притока на предприятия юношей и девушек, окончивших десятилетку, было важным фактором повышения культурно-технического уровня трудящихся.

    Пополнение рабочего класса учащимися общеобразовательных школ происходило двумя путями. Часть их после окончания школы продолжала учиться в системе профтехобразования, основное же большинство поступало непосредственно на производство.

    Наиболее отвечает потребностям производства пополнение рабочих кадров выпускниками школы через профтехобразование, поскольку, обучаясь там, молодежь получает прочные профессиональные знания, совершенствует свой образовательный уровень, приобретает производственный опыт. Численность выпускников средних и восьмилетних школ Донбасса, поступивших на учебу в училища производственно-технического образования (НТО), постоянно возрастала. Если в 1957 г. в профтехучилища пришло 7,7% выпускников средних школ Донецкого бассейна, то в 1977 г.— почти 15%. Поступившие в профтехучилища составили в 1977 г. 24,6% бывших восьмиклассников против 12,4% в 1957 г.

    Существенно увеличилось число юношей и девушек, пополнявших ряды рабочих Донецкого бассейна непосредственно после окончания общеобразовательной средней школы. К 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве трудоустроились 45,1% выпускников средних школ Донбасса этого года, к 1 декабря 1970 г. — 53,7%, а к 1 декабря 1980 г. — почти 55%. В целом же за 1959—1980 гг. ежегодное количество выпускников средних школ Донбасса, включавшихся в общественное производство, возросло в 2,5 раза.

    Трудоустройство выпускников 8-х классов в эти годы отмечено противоположной тенденцией. Если в 1963 г. в отрасли народного хозяйства влилось 8,8% молодежи, окончившей восьмилетку, то в 1970 г.— 4,1%, а в 1980 г. — 3,6% общего числа выпускников. Снижение их притока происходило как результат создания в нашей стране материальных и культурных возможностей для получения молодежью полного среднего образования, а также вследствие стремления ребят к профессиональной подготовке в средних специальных учебных заведениях и училищах.

    Роль и значение выпускников общеобразовательных школ как источника пополнения рядов рабочих Донбасса в годы развитого социализма постоянно возрастали. Их доля в общей численности новых рабочих увеличилась за 1959—1980 гг. более чем вдвое. В 1980 г. за счет молодежи, окончившей средние и восьмилетние школы, покрывалось свыше 30% потребности народного хозяйства Донецкой области в рабочих кадрах, тогда как в 1959 г. — лишь 14%.

    Источником пополнения рядов рабочих явилось также превращение в 1960 г. артелей промысловой кооперации в предприятия государственной промышленности, вследствие чего члены артелей перешли в ряды рабочего класса. Численность трудящихся, занятых в промышленности Донбасса, пополнилась тогда на 25 тыс. человек. В результате этого акта промкооперация как источник пополнения рабочего класса полностью исчерпала себя.

    Существенным источником пополнения рядов рабочих Донбасса были трудоспособные лица (в основном женщины), занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве. 85—88% их общего числа по Донецкому бассейну проживало в городах и рабочих поселках, остальные — в сельской местности. Зачастую они имели определенную профессиональную подготовку и, в своем большинстве, достаточный общеобразовательный уровень. Как показало выборочное обследование, проведенное органами ЦСУ среди незанятого и неучащегося населения девяти городов Донбасса по состоянию на 10 мая 1965 г., около 75% незанятых в сфере общественного труда женщин находились в возрасте максимальной трудоспособности (до 45 лет), более 80% трудоспособных женщин имели какую-либо специальность, а 48% — высшее, среднее или неполное среднее образование. Следовательно, эффективное использование лиц, занятых в подсобном и домашнем хозяйстве, было весьма важным резервом притока новых рабочих.

    Для вовлечения лиц, занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве, в сферу общественного труда, необходимо было создать соответствующие условия. Материалы выборочного обследования 1965 г. показали, что при условии устройства детей в детские учреждения или предоставления работы с неполным рабочим днем в народном хозяйстве могли трудиться 39,5% опрошенных женщин. Если учесть, что 86% незанятых на производстве женщин имели детей, то станет ясно, что для их привлечения к участию в трудовой и общественной деятельности следовало существенно расширить сеть детских (особенно дошкольных) учреждений, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

    С учетом этого обстоятельства в течение 60—70-х годов в Донецкой и Ворошиловградской областях значительно была расширена сеть дошкольных учреждений. Число детских яслей и садов увеличилось с 1833 до 2863, а количество детей в них — со 108 тыс. до 412 тыс., т. е. почти в четыре раза. Объем бытовых услуг для населения вырос с 33,5 млн. руб. в 1960 г. до 226,5 млн. руб. в 1979 г., а число предприятий бытового обслуживания, домовых кухонь, магазинов, столовых и кафе увеличилось более чем в 2,5 раза. Особенно много в этом направлении было сделано за годы восьмой и девятой пятилеток. Все это позволило привлечь в народное хозяйство новые трудовые ресурсы.

    В результате активной деятельности партийных и советских организаций Донбасса по вовлечению неучащегося и неработающего населения в сферу общественного производства удельный вес его только за годы восьмой пятилетки уменьшился в два раза.

    За 1959—1980 гг. численность женщин в народном хозяйстве Донецкого бассейна возросла на 79,8%, в том числе по промышленным отраслям — на 84,6%, что значительно превышает общий прирост численности трудящихся.

    Определенным источником пополнения рядов рабочих Донбасса были служащие административно-управленческого аппарата, высвобожденные в результате деятельности партийных и общественных организаций по совершенствованию аппарата управления. Как известно, в 1954— 1960 гг. было проведено массовое сокращение работников аппарата органов управления, причем основная часть сокращенных была направлена непосредственно на производство для пополнения рядов рабочего класса. В промышленности Донбасса часть таких трудящихся была высвобождена за счет прогрессивных изменений в структуре управления, административного объединения ряда предприятий (в особенности угольных шахт) и отдельных производств.

    В 1961—1964 гг. вследствие многочисленных, зачастую необоснованных, преобразований в управлении народным хозяйством, численность административно-управленческого аппарата существенно увеличилась. После ноябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, рассмотревшего вопрос об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных органов, а также под влиянием решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК партии были предприняты меры по ликвидации ненужных звеньев в структуре управлении. Так, изменение системы управления на Северодонецком химкомбинате позволило уменьшить долю административно-управленческого аппарата с 5 до 3,5% общей численности трудящихся.

    В октябре 1969 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления», в котором, отметив многоступенчатость и громоздкость, высокую стоимость системы управления, наличие ряда ненужных, параллельно действующих организаций, обязали министерства и ведомства, руководителей предприятий разработать и осуществить мероприятия по совершенствованию структуры аппарата управления и сокращения ею численности за счет ликвидации излишних организаций, устранения дробности звеньев управленческого аппарата и перевода небольших предприятий на бесцеховую структуру управления производством.

    В соответствии с этим постановлением на предприятиях Донбасса была проведена дальнейшая работа по упрощению и удешевлению аппарата управления. Б угольной промышленности, с одной стороны, продолжалось объединение небольших шахт в крупные шахтоуправления, а с другой — была ликвидирована такая производственная единица, как трест.

    Министерство угольной промышленности УССР упразднило 33 треста, соответственно разукрупнив и наделив дополнительными правами комбинаты. Входящие в их состав шахты и другие предприятия функционировали на началах полного хозяйственного расчета. По Донецкой области вместо двух угольных комбинатов и 18 трестов функционировало восемь комбинатов (впоследствии — производственных объединений по добыче угля), которым непосредственно подчинены шахты и шахтоуправления. Новая структура управления позволила уменьшить управленческий аппарат среднего звена.

    Только в 1969—1971 гг. по угольной промышленности Донецкой области количество шахт и шахтоуправлений сократилось на 34, а производственных участков — на 205. Из аппарата управления перешло работать на производство около 5 тыс. человек. Совершенствовался управленческий аппарат на предприятиях металлургической промышленности, машиностроительных заводах. За годы восьмой и девятой пятилеток персонал управления сократился на Константиновском металлургическом заводе им. М. В. Фрунзе на 46 человек, на Таганрогском комбайновом заводе — на 93 человека, на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе им. Октябрьской революции — на 186 человек.

    Поиски рациональной структуры управления происходили и в других промышленных отраслях Донецкого бассейна. Все эти меры приводили к сокращению управленческого аппарата и соответствующему увеличению рядов рабочих.

    Рабочий класс периодически пополнялся и за счет кадровых военнослужащих, ушедших в запас из рядов Советской Армии. Партийные, советские и хозяйственные организации Донбасса с вниманием относились к трудоустройству этих лиц, создавали им необходимые жилищно-бытовые условия, способствовали их профессиональной подготовке. Определенную часть принятых рабочих составляли демобилизованные воины. Только в 1963 г. на промышленные предприятия Донбасса их прибыло 2 тыс. человек, а в управление Главдонбасстроя— 1 тыс. человек. Основной приток этого пополнения приходился на конец года — в период демобилизации солдат и сержантов срочной службы.

    Одним из источников пополнения рядов рабочих Донбасса, как и прежде, являлось колхозное крестьянство. За 1959—1977 гг. численность колхозников уменьшилась по Донецкой и Ворошиловградской областям на 116 тыс. человек. Некоторая часть их переходила в ряды сельскохозяйственных рабочих, большинство же направлялось в город. Об этом свидетельствует тот факт, что абсолютное число сельского населения в Донбассе сократилось в указанные годы с 1114 тыс. до 1056 тыс. человек, в то время как городское население выросло с 5500 тыс. до 7200 тыс. человек.

    Техническое совершенствование и дальнейшая механизация труда в сельском хозяйстве вели к повышению его производительности и позволяли высвобождать часть рабочей силы без ущерба для производства. Несмотря на некоторое уменьшение численности трудящихся па селе, в 1959—1965 гг. валовая продукция сельского хозяйства Донецкой области увеличилась с 526,3 до 554,4 млн. руб. В годы восьмой, девятой и десятой пятилеток весь прирост продукции в колхозах и совхозах Донецкой области был получен за счет роста производительности труда.

    Ускорение темпов технической вооруженности сельского хозяйства после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС привело к некоторому возрастанию оттока сельских кадров. Если в 1959—1965 гг. численность колхозников Донбасса сокращалась в среднем за год на 6,5 тыс. человек, то в 1966—1977 гг. — на 10,5 тыс. Следует учитывать, что в общее количество убывших из села органами статистики включены юноши, призванные в ряды Советской Армии, сельская молодежь, поступившая на учебу в высшие и средние специальные заведения, а также те выпускники средних и восьмилетних школ, которые после их окончания устроились в различных отраслях народного хозяйства, так что численность трудоспособных колхозников, перешедших в различные отряды рабочего класса, была существенно ниже. Еще меньшей была доля тех, кто пришел в промышленные отрасли. В 70-е годы колхозники составили менее 1% вновь принятых рабочих в народном хозяйстве бассейна. Таким образом, в условиях развитого социализма колхозное крестьянство играло незначительную роль в качестве источника пополнения рядов рабочих Донбасса.

    Изменилась роль отдельных форм пополнения рабочих Донбасса. Прежде всего утратил свое прежнее значение организованный набор рабочей силы (оргнабор), широко применявшийся в 30-х годах. Если в 1960 г. посредством его было принято 1,6% новых рабочих для промышленности, то в 1965 г. — только 0,9, а в 1970 г. — 1,1%. Этому способствовало, с одной стороны, улучшение использования местных трудовых ресурсов, а с другой — успехи в деле закрепления кадров, которых добились партийные и общественные организации, администрация промышленных предприятий Донецкого бассейна.

    Практически перестал применяться оргнабор для пополнения рядов горняков. Удельный вес принятых посредством его на шахты региона составил в 1970 г. всего 1,4% новых рабочих против 2,0% в 1960 г. Шире использовался организованный набор для пополнения рядов рабочих легкой промышленности, промышленности строительных материалов (2—5%), хотя и в этих отраслях его роль не была сколько-нибудь значительной. В 1959 г. в народное хозяйство Донецкой области через организованный набор влилось 9,7 тыс. рабочих из других областей, в 1965 г.— 8,0 тыс., а в 1970 г.— 7,64 тыс. человек. Они в основном использовались в строительных организациях (50—60% общего числа).

    Перераспределение трудовых ресурсов стало более плановым в связи с созданием в 1973 г. в крупных городах бюро по трудоустройству и информации населения. Через посредство бюро местные трудовые ресурсы направляются на важнейшие промышленные предприятия, в строительные организации, на транспорт. За счет этого к 1980 г. число рабочих, принятых по оргнабору, несколько увеличилось, составив по промышленности бассейна в целом 5% новых рабочих.

    В условиях развитого социализма для пополнения рядов рабочих Донецкого бассейна применялся, как и ранее, общественный призыв, однако в более ограниченных размерах. Молодые рабочие направлялись по комсомольским путевкам на крупнейшие промышленные стройки Донбасса, объявленные ударными, такие, как Славянская и Углегорская ГРЭС, канал Северский Донец — Донбасс, Харцызский трубный завод и др.

    Эффективной формой пополнения рядов рабочего класса были учебные заведения профтехобразования. Они подготовили за 1959—1980 гг. более миллиона квалифицированных рабочих для народного хозяйства Донецкого бассейна, в том числе свыше 300 тыс. — для его промышленных отраслей. Через этот канал промышленность пополнялась профессионально обученными кадрами, хорошо ориентировавшимися в системе производства. Перестройка сети профессионально-технического образования, совершенствование форм и методов учебно-воспитательной работы в училищах привели к постепенному росту удельного веса их воспитанников среди общей численности новых рабочих. Выпускники профтехучилищ составили в 1960 г. 2,9% вновь поступивших рабочих на промышленных предприятиях Донбасса. К 1965 г. их доля возросла до 4,2%, а к 1980 г. достигла 7%. Прогрессивная тенденция постоянного возрастания роли училищ профтехобразования как формы пополнения рядов промышленных рабочих Донецкого бассейна будет, несомненно, отмечаться и в последующие годы, поскольку этот процесс соответствует задаче дальнейшего обеспечения народного хозяйства нашей страны высококвалифицированными кадрами, поставленной в решениях XXIV и XXV съездов КПСС.

    Основной формой пополнения кадров рабочего класса Донбасса в условиях развитого социализма являлся самостоятельный набор трудящихся предприятиями в соответствии с планами по труду. Так, в 1960 г. администрацией промышленных предприятий было принято 88,8% общей численности нового пополнения, а в 1977 г. — 85,4%. Большую работу по вовлечению в общественное производство подростков, окончивших среднюю или неполную среднюю школу, а также оставивших учебные заведения, проводили комиссии по делам несовершеннолетних, созданные при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся еще в 1954 г. С 1961 г. права комиссий были значительно расширены. Так, без их ведома администрация предприятий не могла принять или уволить подростков, комиссиями контролировалось выполнение законов об охране труда молодежи и др. Однако в их деятельности имелись и существенные упущении — недостаточное внимание к вопросу закрепления молодежи на производстве, низкий охват трудоустройством выпускников школ.

    После принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1965 г. «О мерах по расширению обучения и устройства на работу в народное хозяйство молодежи, которая оканчивает общеобразовательные школы в 1966 году», бюро Донецкого обкома партии и исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердили областную комиссию по трудоустройству молодежи, возглавляемую заместителем председателя облисполкома. Аналогичные комиссии были созданы во всех городах и районах области. На первых порах они явились главным органом, через который осуществлялось трудоустройство молодежи. Комиссиями разрабатывались планы по приему юношей и девушек на отдельные предприятия и учреждения, контролировался ход их выполнения. В функции комиссий входила также профессиональная ориентация молодежи.

    Такие же комиссии действовали в Ростовской и Ворошиловградской областях. Вследствие активной их деятельности к 10 октября 1966 г. из 85 тыс. выпускников 10-х и 11-х классов и 117 тыс. выпускников 8-х классов восьмилетних и средних школ Донбасса было трудоустроено в народном хозяйстве 54 тыс. человек, в том числе на пред-11риятиях промышленности — более 30 тыс. юношей и девушек; свыше 138 тыс. человек продолжали учебу с отрывом от производства. Нетрудоустроенными оставались 6575 выпускников. К концу 1966 г. их число составило лишь около 200 человек. Ценный опыт работы комиссий по трудоустройству молодежи в Донецкой области был одобрен республиканской комиссией и рекомендован к распространению.

    На протяжении 1967—1980 гг. исполкомами Советов народных депутатов Донбасса ежегодно принимались постановления об итогах трудоустройства выпускников общеобразовательных школ за прошедший период и мерах по обучению и обеспечению работой молодежи, оканчивавшей школы, в которых тщательно анализировались достижения и недостатки в этом деле. С 1967 г. функции по трудоустройству молодежи стали осуществляться отделами по использованию трудовых ресурсов, созданными при облисполкомах и работавшими в постоянном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних.

    В годы восьмой и девятой пятилеток на большинстве предприятий и строек Донбасса были созданы и активно действовали комиссии по приему, воспитанию и обучению молодежи, которые проводили беседы, помогали в выборе той или иной специальности, знакомили с правилами техники безопасности, производственной санитарии и внутреннего распорядка. Руководители многих предприятие по-деловому относились к трудоустройству молодежи. Так, Горловский машиностроительный завод им. С. М. Кирова в 1970 г. по плану должен был принять на работу 100 юношей и девушек, окончивших школу, а фактически принял 154 человека. Шахтоуправление «Красная звезда» комбината «Торезантрацит» план трудоустройства выпускников выполнило на 168,8%, Макеевская обувная фабрика — на 115,0%, Константиновский металлургический завод им. М. В. Фрунзе — на 147,2%.

    Важной формой перераспределения рабочих кадров являлся их перевод с других предприятий, что в большинстве случаев обусловливалось интересами производства (освоение новых мощностей, высвобождение работников в некоторых отраслях под влиянием автоматизации и меха низании и т. д.), семейными обстоятельствами или личными интересами трудящихся.

    Однако роль этой формы перераспределения рабочей силы в промышленности Донбасса постоянно снижалась. Если в 1960 г. таким путем поступили на предприятия 6,5% нового пополнения рабочих, то в 1970 г.— 3,8%, а в 1977 г. — лишь 3,4%.

    Следовательно, в 60—70-е годы такая традиционная форма пополнения численности рабочих, как оргнабор, в промышленности Донбасса практически утратила свое значение. Уменьшилась по сравнению с предшествовавшими годами и доля трудящихся, прибывших на предприятия по общественному призыву. Среди новых рабочих существенно вырос удельный вес выпускников профтехучилищ, что, безусловно, является положительным фактором. Наиболее массовой формой пополнения численности рабочих кадров оставался самостоятельный набор их непосредственно предприятиями.

    Далее: Изменение качественного состава рабочих

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос