Грамотность рабочих Донбасса

Дата публикации или обновления 14.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Понимая, что рост образованности и повышение общего культурного уровня рабочих неизбежно будет способствовать возрастанию их сознательности, самодержавие стремилось к тому, чтобы культура, просвещение, знания не стали достоянием широких народных масс. «Нет более злого, более непримиримого врага просвещения народа в России, чем российское правительство», — отмечал В. И. Ленин.

    Страх перед революцией обусловливал крайне реакционный характер политики самодержавия в области народного образования. В 1895 г. В. И. Ленин писал: «Министр смотрит на рабочих, как на порох, а на знание и образование, как на искру; министр уверен, что если искра попадет в порох, то взрыв направится прежде всего на правительство». Развивавшаяся капиталистическая экономика требовала грамотных, квалифицированных кадров. Буржуазия в известной мере была заинтересована в распространении грамотности среди рабочих, так как это гарантировало ей более высокие прибыли. Однако заинтересованность эта имела свои пределы.

    Еще Ф. Энгельс отмечал: «Если буржуазия заботится о существовании рабочих лишь постольку, поскольку это ей необходимо, то не приходится удивляться, если она и образование дает им лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам. А эта мера не очень-то велика».

    В последней четверти XIX в. на некоторых предприятиях Донбасса появляются первые школы для детей рабочих, на которых предприниматели не без основания смотрели, как на свои будущие кадры. Одной из первых в 1877 г. открылась школа на Юзовском заводе, рассчитанная на 80 учащихся. Училища для детей рабочих были образованы на Луганском патронном заводе (1897), ртутном заводе Ауэрбаха в Никитовке, рудниках Алексеевского горнопромышленного общества в Каменке и Павловском (1899) и в других местах. В начале XX в. при заводах, каменноугольных, железорудных, соляных шахтах и рудниках Донбасса насчитывалось 37 школ.

    В это же время и на железных дорогах создаются училища для детей служащих и рабочих. В 1900 г. они функционировали на ст. Гришине, Авдеевка, Юзовка, Долгинцево, Синельниково, Ясиноватая, Криничная, Харцызск Екатерининской железной дороги и ст. Лозовая Павловка, Панютино Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.

    В основном же дети рабочих посещали церковно-приходские и министерские училища с 3-летннм сроком обучения. Большинство из них, проучившись в школе один-два года и научившись читать и писать, вынуждено было прекращать обучение из-за острой материальной нужды в семье. Жестокий капиталистический гнет, тяжелое материальное положение препятствовали распространению образования среди рабочих.

    Открывая школы для рабочих, капиталисты в то же время пытались одурманить их сознание, привить религиозно-монархическое мировоззрение, отвлечь от классовой борьбы. В стремлении воспрепятствовать проникновению образования в среду рабочих предприниматели отдавали явное предпочтение не школам для рабочих, а церквям и кабакам. Как свидетельствуют материалы особого совещания южных горнопромышленников (1892), одна школа в южном горнозаводском районе приходилась на 2040 душ населения, в то время как один кабак — на 570 душ.

    Рабочие не мирились с таким положением. Поднимаясь на революционную борьбу, они вместе с тем все активнее выступали и за свое духовное раскрепощение, проявляя неодолимую тягу к знаниям. Особенно ярко это проявилось в период революционного подъема начала XX в. и в годы первой революции в России. Во время стачек и забастовок рабочие не только выдвигали политические и экономические требования, но и добивались от администрации бесплатного обучения детей, устройства на заводах и шахтах школ, библиотек и других культурно-просветительных учреждений. Такие требования были выдвинуты, например, во время забастовок в 1905 г. рабочими Петровского металлургического завода, Макеевского, Вознесенского, Екатерининского и других рудников.

    Требования об организации школ и библиотек выдвигались рабочими и в период более поздних выступлений, в частности во время забастовки рабочих Рыковских копей в декабре 1913 г. и стачки горняков Горловско-Щербиновского района в 1916 г. Революционная борьба пролетариата, настоятельные требования рабочих об открытии школ и других культурно-просветительных учреждений вынуждали предпринимателей расширять сеть учебных заведений. Показательно, что наибольшее число школ для рабочих возникло в Донбассе именно в годы первой русской революции. На шахтах Донбасса в 1905 г. насчитывалось 46 рудничных школ с 5,7 тыс. учеников, а в 1906 г. — 71 с 8,8 тыс. учеников. В 1915 г. на каменноугольных, железных и марганцевых рудниках, доменных и передельных заводах Донбасса насчитывалось около 120 рудничных и заводских школ, в которых обучалось 24 тыс. человек. Несмотря на увеличение числа школ, их было очень мало по сравнению с массив детей, нуждавшихся в школьном обучении. В десятках рабочих поселков при шахтах, рудниках и заводах Донбасса школ не было совсем.

    Не лучше обстояло дело и с профессиональным обучением. В дооктябрьский период в крае функционировало несколько профессиональных учебных заведении. Обучение в них продолжалось три-четыре года, а право поступить имели лишь дети, окончившие начальную школу. Учебные планы, программы, весь учебный процесс были построены так, чтобы научить будущих рабочих практическим приемам какого-либо ремесла, общетеоретическая подготовка была при этом весьма незначительной.

    Профессиональную подготовку рабочих в Донбассе в начале XX в. осуществляли только три низших учебных заведения — Бахмутское ремесленное училище (1896), Новомосковская земская ремесленная школа (1885) и низшая ремесленная школа при Мариупольском низшем механико-техническом училище (1901). В основном они готовили рабочих слесарно-кузнечных специальностей, в которых больше всего нуждались местная промышленность и транспорт. К 1 январю 1910 г. здесь было обучено 700 человек (218 в Бахмутском ремесленном училище, 460 — Новомосковской и 22 — Мариупольской школах). Такое количество выпускников даже в незначительной степени не могло удовлетворить потребностей развивающейся промышленности Донбасса.

    Техников по столярной, слесарной, литейной и кузнечной специальностям готовило Мариупольское низшее механико-техническое училище (1901). Ежегодно его заканчивало 15—20 человек, большинство из которых шло работать в местную промышленность и на транспорт. Подготовку низшего технического персонала для железных дорог осуществляло Донецкое низшее техническое железнодорожное училище в Луганске (1881), а для горнорудной промышленности Донбасса — Лисичанская штейгерская школа (1872) и горное училище в Горловке (1877). Всею перед войной в Донбассе функционировало восемь профессиональных училищ и школ, в которых обучалось менее 700 человек.

    Основными формами профессиональной подготовки рабочих Донбасса, как и всей России, оставались изучение ремесла в процессе практической деятельности, а также ремесленное и фабрично-заводское ученичество, когда мальчики в возрасте от 12 лет принимались в мастерские, на фабрики и заводы в качестве учеников, прикреплялись к мастеру, который должен был обучить их ремеслу. Широко применялось оно в промышленности и на транспорте. Так, в 1895 г. на Екатерининском железной дороге был 301 ученик, из них в железнодорожных мастерских Луганска — 73, в Авдеевке — 22, Гришино—16. Будучи по сути бесконтрольным, ученичество открывало неограниченные возможности для эксплуатации предпринимателями детского труда.

    О том, как проходило обучение учеников на заводе ДЮМО в Алчевске, рассказывал кадровый рабочий, участник революционного движения Д. К. Паранич: «Учеником, хотя у него, считалось, был один «учитель» — мастеровой, на самом деле распоряжались все. Одному наноси земли, другому — ведер десять воды, этому залей землю, тому просей ее. Не успел — подзатыльник от мастера, не так сделал — выдерет за уши десятник цеха, вовремя не отозвался — получишь в ухо... И хотя я старался лететь бегом, когда меня звали, и молча сносить зуботычины и ругань, чтобы сильнее не прогневить тех, кто меня бил, подзатыльники приходилось отхватывать по несколько раз в день».

    Подавляющее большинство рабочих осваивало профессии в процессе практической деятельности. Поступая на работу детьми и подростками, они исполнили сначала самые простые операции, переходя постепенно ко все более сложным. Лишь немногие из рабочих при таком «обучении», благодаря неистребимой жажде знаний, настойчивости, прирожденному уму и смекалке со временем становились высококвалифицированными специалистами, мастерами своего дела, а некоторые — даже изобретателями.

    Далее: Просветительные учреждения в Донбассе

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос