Экономическое образование

Дата публикации или обновления 28.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • Большое внимание партийные организации Донбасса повсеместно уделяли организации экономического просвещения трудящихся, распространению его наиболее эффективных форм. Перед системой просвещения ставилась задача поднять уровень экономической подготовки кадров и на этой основе усилить борьбу за технический прогресс, обеспечить дальнейший рост производительности труда, повышение эффективности производства. Вопросы экономической учебы трудящихся рассматривались сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС.

    Организацию системы экономического просвещения на предприятиях непосредственно осуществляли областные, горе кие и районные партийные комитеты Донбасса. В октябре 1965 г. Ростовский обком КПСС обсудил вопрос о задачах экономической учебы кадров в свете решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС и наметил конкретные меры по дальнейшему развитию экономического всеобуча на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи обл.чети. В последующие годы городские и районные комитеты Ростовской области повсеместно держали под своим контролем вопросы организации экономического всеобуча рабочих и служащих. Бюро Каменск-Шахтинского горкома КПСС, рассмотрев вопрос о состоянии экономического всеобуча на предприятиях промышленности, транспорта и стройках города (февраль 1970 г.), подчеркнуло необходимость разработки перспективных планов экономического всеобуча, конкретных мероприятий, обеспечивающих экономическое обучение всех трудящихся.

    В декабре 1970 г. Донецкий обком Компартии Украины рассмотрел вопрос об организации экономической учебы трудящихся в Енакиевской городской партийной организации. В принятом постановлении отмечалось, что в системе партийного и комсомольского просвещения, посредством массовых форм пропаганды вопросы экономики и экономической политики КПСС изучают около 23 тыс. человек, в том числе 19 тыс. рабочих. В то же время подчеркивалась необходимость использовать возможности экономического образования и формирования научного мировоззрения трудящихся, добиваться органического соединения теории с практикой коммунистического строительства.

    Гибкую систему школ экономического всеобуча трудящихся партийные организации Донбасса создали в трудовых коллективах. В Таганроге в 1960 г. был открыт университет технико-экономических знаний для тружеников комбайностроительного завода. Большую роль сыграл университет в подготовке к переходу завода на работу по новой системе планирования и экономического стимулирования. В Красном Сулине рабочие пополняли свои знания в начальных экономических школах; для инженерно-технических работников и мастеров были созданы экономические курсы. В течение 1968/69 учебного года высшие экономические курсы при обкоме КПСС окончили все руководители, главные инженеры и секретари парткомов предприятий. На предприятиях Гуково работали школы по изучению передовых методов труда, действовали 123 творческие группы. В них участвовали 1280 человек.

    Группы разработали и внедрили в производство 308 рационализаторских предложений с экономическим эффектом более 312 тыс. руб. На шахте № 1 «Гуковская» был создан народный университет экономических знаний, который в 1970 г. посещали 170 слушателей. На шахте № 10 им. Перевальского района Ворошиловградской области начальники участков и бригадиры учились в университете социалистического хозяйствования. Кроме того, работали две школы экономического анализа и хозяйственного расчета, семинар по изучению экономической политики КПСС, 17 школ коммунистического воспитания. Каждый труженик шахты был охвачен учебой в системе политического просвещения.

    Многогранная система экономического просвещения рабочих была создана в Ворошиловградском производственном объединении тепловозостроения. Здесь к работе по пропаганде экономических знаний были привлечены руководители и специалисты объединения. Организованные в ряде цехов предприятия экономические кабинеты стали центрами по распространению новейших технических и экономических достижений, передового производственного опыта. Всестороннюю поддержку у пропагандистов Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции нашел почин пропагандистов Московского завода им. Владимира Ильича, предложивших составлять личные производственные планы, в которых ведущее место занимают вопросы оказания помощи слушателям в разработке экономически грамотных и технически обоснованных обязательств по выполнению пятилетнего плана, а также помощи в их осущствлении. Важное место в системе экономичен кого просвещения рабочих заняли/школы коммунистического труда, основная задача которых — сочетание идейно-политического и нравственного воспитания трудящихся с пропагандой и внедрением передового производственного опыта, с борьбой за непрерывный рост производительности труда.

    Они стали одной из важнейших форм обучения рабочих основам социалистического хозяйствования, передовым методом труда, вовлечения их в борьбу за ускорение технического прогресса и повышение эффективности производства. Школы коммунистического труда получили широкое распространение на промышленных предприятиях, стройках, в транспортных организациях Донбасса. В объединении «Ростовуголь» школы передового опыта были созданы на шахтах «Майская», где работает бригада Героя Социалистического Труда М. П. Чиха, «Аютинская» — бригада лауреата Государственной премии СССР Л. Е. Уварова, «Глубокая» — бригада заслуженного шахтера РСФСР А. А. Душенко.

    Кроме того, специалисты объединения регулярно принимали участие в работе Всесоюзных школ передового опыта, проводимых в различных угольных бассейнах. Повсеместно организовывались производственные экскурсии, выезды для обмена опытом между предприятиями и т. д. Эффективными формами распространения передового опыта являются также научно-технические семинары и совещания, дни новаторов, школы передового опыта как тематические (разовые), так и постоянно действующие. Учеба в сети экономического просвещения способствовала улучшению производственной деятельности обучающихся, повышению их творческой активности. Только в одном из цехов Коммунарского металлургического завода 95 слушателей стали рационализаторами и изобретателями. Внедрение их предложений за 4 месяца 1965 г. дало экономический эффект на сумму 85.6 тыс. рублей.

    В школах коммунистического труда слушатели изучали вопросы внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, партийные и советские документы, вопросы экономики и передовой производственный опыт. Для них планировались мероприятия по повышению культурного уровня. В целом к концу 70-х годов по стране насчитывалось более 460 тыс. таких школ. В них обучались более 12 млн. слушателей, около 8 млн. из которых — участники движения за коммунистическое отношение к труду. Около половины слушателей приняли на себя обязательства но досрочному выполнению десятой пятилетки.

    Широкая сеть экономического просвещения рабочих активно действовала на всех промышленных предприятиях Донбасса. Только в Ворошиловградской области в 1980 г. экономической учебой было охвачено 543 тыс. трудящихся. Экономическое просвещение стало важной составной частью повышения образовательной подготовки рабочих, их всестороннего развития.

    Таким образом, в период 60—70-х годов достигнуты грандиозные, социально значимые результаты в повышении культурно-технического уровня рабочих одного из крупнейших промышленных регионов страны — Донецкого бассейна. Значительно возросли их общеобразовательная подготовка, производственно-квалификационный уровень.

    Далее: Коммунистическое воспитание

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос