Искусство речи на суде

Дата публикации или обновления 11.06.2021

Совершенно правильно книга русского юриста, видного судебного деятеля П. Сергеича (П. С. Пороховщикова) называется «Искусство речи на суде». Несмотря на то, что впервые она была опубликована в 1910 году, эта книга не утратила своей актуальности и в наше время.

Написанная честным, талантливым человеком, глубоко и тонко понимавшим механизм судебной машины, знавшим ее изъяны и возможности, имевшим прогрессивные взгляды на юриспруденцию своего времени, книга «Искусство речи на суде» является наследием отечественной культуры, национального сознания.

Работа адвоката עיכוב הליכים בהוצאה לפועל является неоъемлемой частью досудебного и судебного процессов, и именно от профессионализма адвоката во многом зависит, в чью именно пользу будет принято окончательное решение на суде.

В работе П. Сергеича мы найдем имена многих выдающихся юристов того времени, узнаем, как последовательно и убежденно отстаивали они свои предложения, идеи, теории, позиции. Автор активно использует примеры из практики судебной деятельности известных адвокатов, отечественных и зарубежных, цитирует юридическую переводную литературу того времени, воссоздает исторический фон происходящего, его атмосферу, движущие силы и условия судопроизводства.

Нетрудно понять, что в книге П. Сергеича главный предмет разговора — судебное красноречие. По существу, перед нами — учебник юридического ораторства. Но не нужно пугаться, содержание книги универсально, рассчитано как на специалистов-практиков, так и на самый широкий круг читателей. И это не издательские мечтания, а подлинная правда.

П. Сергеич рассматривает деятельность обвинителя и защитника в суде с точки зрения их умения правильно и ясно изложить свою позицию. Он приводит множество примеров, когда точно и логично составленная речь одного из участников судебного заседания приводила к полной победе или оглушительному поражению. Автор пытается убедить читателей, что ошибка судебного оратора порой стоит жизни подсудимому. Поэтому П. Сергеич подчеркивает, что профессиональное отношение к делу требует бережного и продуманного отношения к слову.

Конечно, на судебном заседании невозможно обойтись без импровизации, но практически в каждой главе, посвященной конкретной стороне судебного красноречия, автор обращает внимание на то, что экспромты хороши именно тогда, когда подготовлены заранее. И не может быть никаких ссылок на загруженность или отсутствие времени для знакомства с очередным делом. Это доводы дилетанта. П. Сергеич требует постоянно помнить, что на карту поставлены честь, состояние, а порой и сама жизнь человека. И поэтому надо использовать все возможности, которые есть в запасе у обвинителя или защитника, чтобы убедить суд в правоте обвиняемой стороны.

Как юриста и гражданина своего отечества П. Сергеича тревожило то, что многие его коллеги не знали родного языка, были косноязычны, забивали свою речь иностранными словами, не могли логически обосновать свою позицию. Его беспокоило, что многие юристы не умеют пользоваться давно известными приемами построения речи либо используют их нехотя, между делом, небрежно.

Автор последовательно и устремленно раскрывает свои профессиональные секреты, которые, по его убеждению, обязаны стать достоянием всех желающих.

Он неоднократно обращается к древним, ища у них подтверждения высказываемых идей и доводов. Это делает книгу экскурсом в историю права, ораторского искусства на суде.

Вспоминая судебных ораторов прошлых лет, автор доказывает, что на то время, когда писалась данная книга, ничего из достигнутого древними ораторами не устарело. Теперь же можно сказать, что многое из изложенного в работе П. Сергеича совместимо с требованиями наших дней, органично вписывается в нашу действительность.

Достоинство книги «Искусство речи на суде» заключается и в том, что, работая над ней, автор ставил перед собой цель быть понятым и услышанным как можно большим числом людей. Он прекрасно понимал, что появление такой книги очень важно для расширения кругозора людей, для развития общественного сознания. Вероятно, в те годы еще не существовало термина «научно-популярное издание» в том смысле, который мы вкладываем в него теперь, но это именно издание такого типа. Оно написано просто и доходчиво, живо, ярко. На его страницах приводится масса афоризмов, а характеристики различных уголовных дел всегда неординарны. Вся работа — это истовость доказательства своей правоты, биение мысли.

С использованием журнала «Человек и закон» № 6, 1989 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос