Республиканский стадион и здание Центрального крытого рынка в Ереване

Дата публикации или обновления 02.11.2021
  • История Армении

  • Не исключено, что в образовательной системе Армении складывается совсем иная ситуация, но в 2016–2017 учебном году отмена нострификации аттестата в Чехии упростит подачу документов в вуз и существенно облегчит процесс поступления в учебных учреждения.

    Завершенный строительством Республиканский стадион (архитектор К. А. Акопян при участии архитектора Г. В. Чкнаворяна) расположен и юго-восточной части города и связан с центром улицами Кнунянца и Айгестан. Прежние трибуны стадиона, рассчитанные на 5000 человек (арх. О. С. Маркарян), коренным образом реконструированы. Новый стадион рассчитан на 25 000 зрителей. Размещенные по периметру поля трибуны обеспечивают хорошую видимость.

    Два больших арочных входа, ведущих на стадион, открыты со стороны западных трибун. Они могут быть использованы для торжественных шествий и демонстраций в дни празднеств. Имеются входы и со стороны южной, северной и восточной трибун, организованные в виде арочной галереи со спускающимися с трибун лестницами, что создает хорошие условия для быстрой эвакуации стадиона.

    Наряду с безусловно положительными качествами функционального порядка можно отметить и интересную в целом архитектуру стадиона. Средствами национальных архитектурных форм авторы сумели правдиво выявить назначение сооружения, придать ему ярко выраженный национальный колорит.

    Вместе с тем следует отметить недостаточно тщательную прорисовку архитектурных деталей. Отдельные элементы (кронштейны в нишах для поддержания скульптур и др.) имеют замысловатые, надуманные формы и в известной мере снижают архитектурные качества сооружения.

    Фасады северных и южных трибун в первом ярусе решены в виде аркады, над которой возвышается гладкая стена из артикского туфа чистой тески. Стена завершена легкой колоннадой из светлого колагеранского фельзитового туфа. Из этого же камня изваяны барельефы на спортивные темы, которые отдельными пятнами оживляют гладкие стены фасада.

    Стадион вместе с бассейном для плавания и его павильоном (автор арх. К. А. Акопян) образуют в целом ансамбль, в котором здания и сооружения хорошо сочетаются как по цвету, так и по архитектурным формам.

    Архитектура другого нового спортивного сооружения Еревана — клуба общества «Спартак» (арх. Г. Г. Агабабян), — включающего спортивный зал с трибунами и ряд помещений для групповых занятий, решена соответственно своему назначению в лаконичных и доходчивых формах. Главный фасад разработан плоской декоративной аркатурой и увенчан пологим фронтоном. Плоскость средней арки, обрамляющей центральный вход, покрыта несколько крупным по рисунку рельефом.

    В мае 1952 года сдано в эксплуатацию здание Центрального крытого рынка в Ереване (арх. Г. Г. Агабабян). расположенного недалеко от южного окончания проспекта Сталина.

    Осуществлением строительства этого здания столица Советской Армении Ереван обогатилась еще одним замечательным произведением архитектуры.

    Руководствуясь принципами социалистического реализма, автор сумел на высоком профессиональном уровне разрешить не только функциональное назначение сооружения, но добиться и высокой художественной выразительности.

    Здание крытого рынка, задуманное в едином объеме, торцовой стороной, представляющей главный фасад, обращено в сторону проспекта. Оно расположено с некоторым отступом от красной линии улицы, образуя небольшую площадку перед главным входом.

    Прямоугольное в плане, сооружение состоит из центрального торгового зала площадью 2300 кв. метров с примыкающими с обеих продольных сторон торговыми помещениями в виде отдельных магазинов на уровне центрального торгового зала и галереями над ними.

    С противоположной от главного входа стороны с центральным торговым залом объединяется мясной пассаж с подсобными помещениями. В подвальном этаже по периметру здания размещены подсобные и складские помещения с холодильным хозяйством.

    Смещенный в сторону проспекта Сталина главный фасад решен в выразительных формах, правдиво передающих образ и назначение сооружения.

    Фасадная стена с мощным арочным проемам главного входа в центре, раскрепована по бокам меньшими по высоте объемами, решенными во втором ярусе в виде галерей, куда ведут широкие, открытые лестницы, размещенные с обеих сторон главного входа. Спокойная плоскость над аркой оживлена ритмично расположенными небольшими по размеру проемами, убедительно подчеркивающими масштаб арки.

    В проеме главной арки устроен чугунный витраж, в котором вкомпанована раздвижная дверь.

    Изобилие продуктов, являющееся результатом бурно растущей экономики страны социализма, послужило основной темой для богатой композиции витража.

    Витраж составлен из искусно компанованных, отлитых из чугуна звездочек, многогранников и ромбиков. В звездочках изображены отдельными оригинальными композициями многочисленные рисунки колосьев, различных фруктов, дичи, рыб, и др., трактованные в национальных формах и переплетенные с богатыми мотивами армянской народной орнаментики.

    В этом витраже, наряду с новаторской трактовкой национальной орнаментики и тематического рельефа, следует отметить и органическое сочетание богатого замысла витража с архитектурой здания в целом.

    Архитектура портала — первое благоприятное впечатление, которое получает посетитель крытого рынка. Богатый по замыслу портал подготавливает его для восприятия более сильного по своей архитектурной выразительности интерьера, раскрывающегося перед ним просторного зала.

    Исходя из основного назначения центрального торгового зала, являющегося сутью всего сооружения, автор уделил самое серьезное внимание организации его внутреннего пространства. Большой простор, единство внутреннего пространства, обилие света и легкость форм, простота и художественная выразительность характеризуют архитектуру этого зала в целом Решающим образом усиливает звучание .архитектурных форм зала и придает ему особенную выразительность интересно задуманное его перекрытие, которое своими формами организует внутреннее пространство. Перекрытие торгового зала сконструировано из чередующихся через 4 метра 19 арок из легкого железобетона, являющихся ребрами железобетонного свода.

    Надарочное строение выполнено ритмично уменьшающимися по размерам арочками, придающими всей конструкции перекрытия ажурность, легкость. Они значительно обогащают форму сводчатого перекрытия, создают «в перспективе богатейшую игру пластических форм. Остроумно и новаторски решен переход от арок К поверхности свода, где арки завершаются плетенкой, объединяясь в единый не сложный по рисунку орнамент, скользящий двумя полосами по всей длине свода. В интересном решении интерьера центрального торгового зала нельзя не подчеркнуть благотворный результат творческого содружества архитектора и конструктора. Работая и творя в тесном контакте, им удалось сугубо инженерные конструктивные формы активно включить в архитектуру интерьера.

    Ритмическое расположение легких арок, чередующиеся между ними оконные проемы, обильно освещающие просторный зал, красиво прорисованная кривая арки, удачное слияние форм арок в сводчатое перекрытие и целый ряд других качеств, являющихся важными компонентами архитектуры интерьера центрального торгового зала, создают впечатление исключительной созвучности и слитности всего замысла, стирая тем самым границы творческого вклада архитектора и конструктора (инж. А. А. Аракелян).

    В середине центрального зала расположены в два ряда облицованные белыми кафельными плитами торговые прилавки, которые обеспечены водопроводом и канализацией. В середине торгового зала имеется небольшой бассейн с фонтаном, освежающим внутреннее пространство зала. Широкие лестницы, расположенные в четырех углах зала, связывают его с торговыми галереями второго яруса.

    Эти галереи не имеют непосредственной связи между собой, что при эксплуатации вызывает некоторые неудобства.

    И в интерьере архитектор Г. Г. Агабабян сумел мастерски, с большим умением подобрать и прорисовать отдельные детали: металлические перила галереи второго яруса, оконные и дверные ажурные решетки изящного рисунка, кронштейны, поддерживающие упругие кривые железобетонных арок, с большим вкусом продуманные формы лестничных перил и т. д. Во всех этих деталях чувствуется серьезная творческая проработка национального наследия, умение автора по-современному трактовать богатые формы орнаментальных мотивов армянского народного искусства.

    Совокупность всех отмеченных качеств, без сомнения, выдвигает архитектуру здания крытого рынка в Ереване в число лучших достижений армянской советской архитектуры.


    С использованием книги «Архитектура Советской Армении. Краткий очерк». Арутюнян В.М., Оганесян К.Л. Издательство Академии Наук Армянской ССР. Ереван, 1955 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос