Промышленные предприятия исторической части Самары

Дата публикации или обновления 24.10.2022

Индустриализация производства в СССР явились мощным фактором строительства новых и расширения существующих предприятий города. Сегодня Самара — крупнейший промышленный центр Поволжья. Основу градообразующей базы составляет промышленность, которая характеризуется высокой степенью кооперации, специализации, многоотраслевой структурой производства. Ведущей отраслью промышленности является машиностроение — оно определяет производственный профиль города, где в производственных корпусах, технических переходах широко используется сварной решетчатый настил.

В границах исторической части города размещается около 40 промышленных предприятий, большая часть которых основана на рубеже XIX и XX вв. Промышленная застройка является важнейшим элементом планировочной структуры «старого» города, неотъемлемым компонентом его среды. Вместе с ценной исторической застройкой она составляет архитектурно-композиционную основу города. На территории исторической части сохранилось около 150 историко-архитектурных памятников, стоящих под государственной охраной и вновь выявленных к принятию. Более половины составляют памятники промышленной и гражданской архитектуры.

Однако устаревший строительный фонд большинства промышленных предприятий не отвечает современным градостроительным и технологическим требованиям. Давно назрела необходимость совершенствования архитектурно-планировочной организации промышленных объектов исторической части города Самары, многие из которых являются ценнейшими памятниками нашей культуры.

История становления и развития города Самары, в прошлом Куйбышева, в значительной степени была историей развития его промышленности. Промышленные предприятия, являясь важнейшими структурообразующими элементами городского плана, активно влияли на формирование планировочной структуры города — размещение жилья, объектов общегородского центра, трассировку транспортных и инженерных коммуникаций.

Процесс освоения городских территорий под промышленные нужды проходил особенно интенсивно в течение второй половины XIX — начале XX н. В 1876 г. в городе возник первый механический завод, ныне Средневолжский станкостроительный, принадлежавший иностранцу Венке. Сначала завод ограничивался ремонтными работами, но затем перешел к изготовлению земледельческих машин и орудий, даже постройке буксирных пароходов.

Первое место в городе занимали предприятия мукомольной промышленности. В 1879 г. в Засамарской слободе была пущена в эксплуатацию паровая крупчатая мельница купцов Субботиных и Курлиных — в печати и статистике она сокращенно называлась –«Товарищество». Это было первое в Самаре мукомольное предприятие, оборудованное вальцовыми станками.

Самарская мука славилась своим качеством. В 1882 г. мельница впервые представила свою продукцию на Всероссийскую промышленно-художественную выставку в Москве.

За ними стояли предприятия медопивоваренной промышленности. Крупнейшим из них был Жигулевский пивоваренный завод, основанный в марте 1880 г. А. Ф. Вакано и М. М. Фабер. Благодаря выгодному положению на берегу судоходной реки, быстрому росту края и хорошему качеству своей продукции он завоевал ведущее место во всей Восточной России. Заводские постройки, выполненные в камне, отличались «солидностью и красотою» — по сей день они служат украшением города.

Размещение предприятий на раннем этапе развития промышленного производства было обусловлено природными факторами и прежде всего реками Волгой и Самарой. Это объяснялось стремлением предпринимателей приблизить производство к источникам сырья и воде, а также необходимостью длительного хранения продукции большого объема на складах у пристаней. Концентрация предприятий по берегам рек и на мысу у их слияния предопределили последующее формирование здесь железнодорожного узла.

К концу XIX в. берег Волги занимали пароходные пристани, склады дров, камня, леса. Выше Полевого спуска возникли лесопильные заводы Наймушииа, Грачева, мукомольная мельница Зворыкина, дрожже-винокуренный завод Афанасьева. Ниже по течению реки разместились Жигулевский пивоваренный завод, городская электростанция (1898 г.), машиностроительный завод Венке. У южной оконечности города, па мысу, располагались склады нефти и керосина. В начале 90-х годов были построены Старая и Новая бухты для стоянки и ремонта судов, а также перегрузки хлеба и других грузов. Вдоль правого берега реки Самары размещались городская скотобойня, предприятия по переработке животного сырья, кирпичные заводы. Территория Засамарской слободы, расположенная на левом берегу Самары, превратилась в промышленный район, в который вошли мельницы Шихобалова, лесные пристани и лесопильные заводы Гребенщикова, Курлина, Купина, бойни, кожевенные заводы, кирпичный завод Шигаева.

Еще один промышленный район — «Ветряные мельницы», расположенный к востоку от города, занимали ветряные мельницы, канатный завод Попова, колокольный — Буслаева, шубно-овчинный — Сидорова, пивоваренный — Дунаева, свечной, чугунолитейный и др. Рядом с заводами возникали рабочие поселки.

В 1876 г. П. В. Алабин, занимавший пост городского головы, писал: «Каждый, кто бросит на Самару хоть беглый взгляд, будет поражен ее превращением, неудивительным может быть в Америке, где при другом складе общественной жизни, при совершенно иных условиях, в несколько лет вырастают цветущие города в пустыне, но достойным внимания у нас, где поступательное движение городских поселений идет, вообще, крайне медленно»'. Через 20 лет после образования в 1850 г. Самарской губернии, Самара превратилась в один из крупнейших городов страны. Быстрый рост города позволил «Самарской газете» не без гордости называть его «Русским Чикаго».

Ввод в эксплуатацию в 1877 г. железной дороги оказал большое влияние на все последующее развитие города. С утверждением монополистических отношений в промышленном производстве выгоды поставок сырья в места переработки оказывают все большее значение. Промышленные территории формируются участками вдоль железной дороги, проходящей в береговой полосе реки Самары, и расширяются на прилегающих территориях за счет строительства складских сооружений и вспомогательных производств. Особенно интенсивно осваиваются территории в местах, где железная дорога примыкает к реке. Бурному развитию индустрии города способствовала подготовка России к первой мировой войне. Прогрессируют новые отрасли промышленности — химическая, машиностроительная, строятся электрические станции.

В 1906 г. царь Николай II написал указ о строительстве нескольких заводов на казенные средства. Среди них значился Самарский трубный завод (сейчас завод им. Масленникова), который стал впоследствии одним из крупнейших в России государственных заводов.

Строительство велось иностранной фирмой «Мессино» и акционерными обществами «Вассидло», «Шпан» и др. Поставку оборудования осуществляли фирмы «Гардинер», «Франк и К°». Завод был пущен в эксплуатацию в сентябре 1911 г.

Накануне войны в Самаре возникают также завод Главного артиллерийского управления, Гранатный завод, Снарядный и др. По данным краеведа О. С. Струкова, к началу 1914 г. в Самаре насчитывалось 115 цензовых предприятий с численностью работающих 11 100 человек, а к маю 1917 г. общее число рабочих в промышленности города насчитывало 34 000. Уровень концентрации производства к тому времени был достаточно высок. Только на предприятиях Трубочного завода работало в 1917 г. 23 018 человек.

Еще в середине XIX в. силуэт города был богат высотными доминантами, которые контрастно сочетались с окружающей встройкой. Их роль выполняли многочисленные культовые сооружения. В конце XIX в. промышленная застройка начинает преобладать над рядовой городской благодаря крупным размерам производственных корпусов.

Особенно активно юные промышленные здания участвовали в формировании внешних панорам города со стороны рек Волги и Самары. Наличие в структуре рельефа двух надпойменных террас, простирающихся вдоль берегов рек и гребня водораздела, способствовало построению многоплановой композиции города. Выразительные но прорисовке и построению завершения соборов и колоколен вместе с многочисленными вертикалями заводских труб придавали образной характеристике Самары неповторимую живописность и индивидуальность.

Корпуса пивоваренного завода Вакано и Фабер в сочетании с Кафедральным собором (архитектор Жибер, 1894 г.), а также храмами и колокольнями Иверского женского монастыря играли роль главного акцепта в композиции города.

В. Самогоров

С использованием: журнал «Архитектура СССР», 1988 г., март-апрель.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос