Принципы размещения гаражей и автостоянок

Дата публикации или обновления 31.01.2021

Значительный рост парка легковых автомашин вызывает необходимость реконструкции и строительства сети улиц и дорог, а также сооружений для хранения и обслуживания автомобилей.

В 70-х годах в Москве, Ленинграде, Таллине, Риге, Вильнюсе, Ереване и других городах СССР проводились исследования закономерностей использования легкового транспорта, рассчитывался уровень моторизации городов на перспективу (количество единиц легкового транспорта, приходящееся на 1000 жителей), разрабатывались методы определения потребной емкости гаражей и автостоянок. Было предложено немало классификаций типов гаражей и автостоянок по этажности, емкости, способу подъема и расстановки автомобилей, уровню механизации, продолжительности паркирования и т. д.

Однако в то время не была установлена единая градостроительная классификация сооружений для хранения автомобилей, на основе которой можно было бы разработать типовые гаражи и автостоянки и использовать их в проектах застройки городов.

Также видимо не рассматривались вопросы системной утилизации шин владельцев личных легковых автомобилей, хотя выработавших свой ресурс покрышек становилось все больше и больше.

Сооружения для хранения легковых автомобилей должны органически увязываться со структурой города, а их размещение должно быть построено в виде единой развивающейся системы, основанной на определенных градостроительных принципах и учитывающей географические, экономические, планировочные особенности города.

В настоящей статье сделана попытка подойти к решению указанных проблем — классификации сооружений для хранения автомобилей и принципов размещения их в городах.

В предлагаемой градостроительной классификации сооружений для хранения автомобилей за определяющие критерии приняты: способ размещения сооружений относительно уровня поверхности земли и эффективность использования городской территории.

Все сооружения для хранения легковых автомобилей можно подразделить на наземные, комбинированные и подземные.

Каждый тип разделяется на два класса: отдельные сооружения и встроенные и пристроенные. К последним относятся сооружения для хранения автомобилей, совмещенные со зданиями различного назначения (административно-общественными, культурно-бытовыми, спортивными, жилыми и др.) или входящие в общественно-транспортные комплексы. Они размещаются в подвалах и на крышах зданий, на специальных платформах, совмещаются с транспортными туннелями или занимают часть наземных этажей зданий и сооружений и т. д.

Как самостоятельные, так и встроенные и пристроенные сооружения для хранения легковых автомобилей, могут быть двух видов: гаражами или автостоянками. Гаражами принято считать здания и сооружения (либо их части), предназначенные для хранения и обслуживания автомобилей, в том числе гаражи-этажерки, т. е. имеющие неполное наружное ограждение. Автостоянки — это обособленные площадки для хранения автомобилей (открытые или под навесом). Причем гаражи и автостоянки могут использоваться для постоянного, временного и сезонного хранения автомашин.

Градостроительная оценка всех видов гаражей и автостоянок показывает, что одноярусные гаражи и автостоянки являются нерациональными с точки зрения использования городской территории.

В условиях острого дефицита городской территории могут получить распространение гаражи и площадки для консервации автомобилей в зимнее время, сооружаемые на территории города или за его пределами. Летом они могут использоваться как обычные стоянки или в качестве мотелей, если будут сооружены в комплексе с гостиницей. По мнению ряда отечественных специалистов, строительство таких сооружений, хотя и явится лишь временной мерой, будет способствовать рассредоточению индивидуального транспорта в городе в течение достаточно длительного периода времени (пока не будет достигнуто обеспечение гаражами всех автомобилей индивидуального пользования).

Предлагаемая классификация в некоторой степени отражает историю развития различных видов гаражей и автостоянок, которая имеет сходные этапы в различных городах мира, но зависит от уровня моторизации данного города.

При низком уровне моторизации для постоянного хранения автомобилей вблизи места жительства владельца сооружаются одноместные гаражи, а для кратковременного паркирования автомобили устанавливаются у тротуаров вблизи пунктов назначения. По мере увеличения парка автомобилей и интенсивности движения возникает необходимость устраивать обособленные стоянки-площадки, а затем и многоэтажные гаражи-стоянки.

Как показывает практика, в большинстве городов, а тем более в их центрах, участки для автостоянок и гаражей заблаговременно не резервируются, а дефицит городской территории постоянно возрастает. В таких условиях в городах появляется необходимость строить подземные гаражи.

Инженер Е. Боровик

С использованием материалов из журнала «Архитектура СССР» № 2 за 1972 год.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос