Пути повышения качества массового строительства

Дата публикации или обновления 28.12.2021

В числе актуальных творческих проблем советской архитектуры одно из центральных мест занимала задача повышения эстетических качеств массового строительства. Пути ее решения активно обсуждались архитектурной общественностью и населением.

Возможности повышения эстетического уровня архитектуры массового строительства и, прежде всего, жилищного рассматривались с учетом происшедших изменений в проектном и строительном деле. В Москве эти изменения наиболее полно выражались в создании каталога унифицированных строительных изделий и в начавшейся поэтапной реализации его принципов.

В наше время купить квартиру в Краснодаре в новостройке, или аналогичную в новостройке Москве, можно неизменно высокого качества, не рискуя наткнуться на те проблемы, которые имелись при жилищном строительстве в советское время.

Объем строительства в Москве по новым проектам превышал 20% общего количества сдаваемого в эксплуатацию жилья и в дальнейшем планомерно возрастал.

Запроектированные на основе каталога здания выгодно отличались по архитектуре от своих предшественников: они более выразительны по пластике, цветовому решению, качеству и разнообразию отделочные материалов. Наряду с выпуском законченных домов предусматривалось изготовление набора блок-секций, обеспечивающих градостроительную вариантность застройки.

Однако сложную и многообразную по своему содержанию проблему улучшения эстетики в индустриальном жилищном строительстве пока еще было преждевременно считать полностью решенной.

Повышению архитектурных качеств массовой застройки мешало, прежде всего, некомплексность выпуска новых домов и блок-секций. Из 70 элементов с лишним, запроектированных по каталогу, домостроительные комбинаты Главмосстроя и предприятия ГМПСМ освоили лишь 14 (или всего 5 типов домов). В основном, это секционные прямоугольные в плане здания. Если учесть, что дома-башни и элементы домов со сложной формой плана составляли 40 общего числа предусмотренных единиц, то пространственное разнообразие застройки можно было считать обеспеченным только в чисто проектном аспекте. Небыли внедрены в производство так называемые «сдвижки», «трилистники», угловые, поворотные и другие элементы градостроительного композиционного значения.

Некомплексность выпуска домов и блок-секций отрицательно сказывалась и на составе квартир в строительстве, уменьшало возможности демографически правильного расселения, поскольку быстрый рост производства новых зданий, не сопровождаемый расширением их номенклатуры, вносил незапланированные изменения в процентное соотношение квартир.

Многие недостатки массовой застройки обусловливались также сложившейся спецификой проектного процесса. Метод макетирования в проектах жилых образований — расстановка условных объемов зданий на условно воспроизведенном рельефе — хотя и облегчал поиски общей схемы размещения домов, но не раскрывал всех сложностей их композиционных взаимосвязей. Когда вместо идентичных по цвету и фактуре пенопластовых кубиков макета на реальном участке городской территории видели уже построенные типовые дома, порой обнаруживались их композиционная несогласованность, и застройка, казалось бы, объединенная в проекте общей градостроительной идеей, выглядела в натуре конгломератом разнородных зданий.

В действие вступали такие не учтенные макетом факторы, как случайность масштабных, тектонических и цветовых характеристик зданий, художественная несовместимость фактур их наружных панелей, трудная воспринимаемость в натуре намеченного проектом порядка расположения домов. Таким образом, обнаруживалась обманчивость создаваемого макетом впечатления.

Это вовсе не означало ненужности макетирования, а лишь показывало, что нельзя им ограничиваться. Надо было применять и такие проверенные проектной практикой средства контроля архитектурных качеств будущей застройки, как выполнение в цвете разверток и перспектив.

При изучении причин недостатков, выявляющихся при строительстве жилых образований, приходилось также обращать внимание на то, что все еще оставались неисследованными художественные закономерности сочетания домов разных серий, эстетическая совместимость различных фактур фасадных панелей, возможность композиционной увязки зданий, имеющих различные конструктивные схемы.

Архитектурная наука проходила мимо этих важных для практики массового строительства проблем, тогда как соответствующие рекомендации помогли бы предотвратить немало ошибок в компоновке новой застройки. Например, правильность популярной идеи районирования строительства по применяемым для застройки сериям принималась исключительно на веру, и ее эстетическая эффективность оставалась чисто предположительной. Более того, внешний облик отдельных жилых районов иногда выигрывал благодаря соседству зданий различных серий и применяемых конструктивных схем.

Задачи науки в области эстетики полносборного домостроения важны и неотложны. Необходимо было обобщать и сопоставлять ведущиеся методологические разработки, давать им оценку и, главное, определять их роль в повышении архитектурных качеств массового строительства. Признавая бесспорную полезность применения блок-секционного и блок-квартирного метода в компоновке жилых образований и рационализации проектного процесса, нельзя вместе с тем было не видеть тенденций к преувеличению их значимости в повышении эстетического уровня архитектуры. В публикациях и устных выступлениях прогресс методологии проектирования чаще всего рассматривался как средство радикального решения проблем архитектурной выразительности застройки и отдельных зданий.

Однако возможности объемной компоновки, открывающиеся благодаря методологическим разработкам, сами по себе ничего не значили. Без профессионального мастерства, без умения ими воспользоваться они оставались лишь возможностями.

А.Самсонов, Н.Кордо

С использованием материалов журнала «Архитектура СССР», № 11 1975 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос