Антиколониальные движения в Восточной и Центральной Африке

Дата публикации или обновления 11.03.2023

Картина распространения ислама в Восточной и Центральной Африке была сложной. Здесь такое распространение в значительно меньшей мере, чем в Западной Африке, связывалось с антиколониальной борьбой. Меньший отклик получило и движение махдизма, хотя оно и оказало известное влияние на сомалийское восстание 1899—1920 гг. и на политическую обстановку в Уганде в 1883—1895 гг.

Во всей Восточной и Центральной Африке к началу XIX в. было лишь два исламизированных народа — сомалийцы и суахилийцы. Страна суахилийцев (Савахиль) формально входила в состав ибадитского Оманского султаната, который претендовал также на южную часть Сомали. Фактически же Сава-хиль распадался на несколько самостоятельных или полусамостоятельных эмиратов во главе с арабскими суннитскими (шафиитскими) династиями. Энергичный султан Сайд (1804—1856) вновь объединил островной Савахиль в одно государство и начал распространять его власть на континентальные земли.

В 1832 г. Сайд перенес свою столицу на Занзибар, а позднее произошло разделение азиатской (Оман, Маскатский султанат) и африканской (Занзибарский султанат) частей Оманской державы. При сыне Сайда, занзибарском султане Маджиде (1856—1870), в континентальных владениях султаната и среди невольников на островах быстро распространяется ислам. Оживляется деятельность тарикатов Кадирийя, Рифаийя и др., в жизни суахилийского общества усиливается роль кади. Суфийские притчи связаны с Исламом и заключают в себе аскетизм и повышенную духовность.

Подданные Занзибарского султана — арабы и суахилийцы — осваивали караванные пути в глубь материка, где в середине XVIII — середине XIX в. возникли раннефеодальные государства (Шамбала, группа княжеств джагга, Хехе, государство Ангони и др.).

Поселки, основанные арабо-суахилийскими купцами, занимавшимися работорговлей, а также добычей слоновой кости, носорожьего рога и других экзотических товаров, со временем стали первыми городами и центрами исламской цивилизации на востоке и в центре Африканского материка. Одним из важнейших таких центров была Табора, основанная в 1825 г., в стране Уньмвези (Западная Танзания). Отсюда арабо-суахилийские купцы проникли в бассейн р. Конго, в долину р. Замбези и в Межозерье. К концу XIX в. мусульмане составляли на этой обширной территории, населенной народами банту, не более 1—1,5% всех жителей, но они представляли основу городского населения, торговое сословие и политически влиятельные группы.

Расселение суахилийцев в глубине материка совпало с потерей Занзибарским султанатом, подданными которого они считались, политической и экономической самостоятельности.

При султане Маджиде и его преемнике и брате Халиде Баргаше (1870—1888) большое влияние на этих правителей оказывали британские консулы. Оставаясь мусульманами, султаны разрешали европейским миссионерам (с 1842 г. немецким, с 1861 г.— английским и с 1875 г. — шотландским) основывать в своих владениях христианские миссии и вести пропаганду христианства среди «язычников». Хотя среди последних параллельно шло распространение ислама, христианизация части восточноафри-канских банту препятствовала их интеграции в обширную исламскую общность, ядро которой составляли суахилийцы.

В 1882—1890 гг. Англия, Германия и Франция произвели раздел Занзибарского султаната.

В 1890 г. остатки этого государства были поставлены под британский протекторат, а затем Германия и Англия начали захватывать внутренние районы Восточной Африки. Навстречу им от низовьев р. Конго двигались бельгийские колонизаторы.

Судьба поселившихся в этих краях суахилийцев складывалась различно. Еще в 1870 г. Табора была захвачена вождем ньямвези Мирамбо, который создал обширное государство. В Катанге суахилийские купцы поддержали другого правителя ньямвези (йвке) — Мсири. Суахилийские стрелки, вооруженные ружьями, служили в его войске.

В области Маньема (теперь восток Заира) суахилийские купцы из Занзибара, Таборы, с Коморских островов, окружившие себя отрядами наемников и невольников, создали собственное феодально-купеческое государство во главе с купцом Типпу-Типом, которое в 1887 г. было включено в состав Независимого государства Конго бельгийского короля Леопольда, причем Типпу-Тип получил пост губернатора своих прежних владений. На северо-востоке нынешнего Заира, в бывших владениях Египта, бельгийцы в 1891 г. приняли на службу Независимому государству Конго остатки египетских войск (состоявшие в основном из южносуданцев, недавно принявших ислам) под командованием авантюриста Фадли ал-Муллы [139, с. 99—184].

За исключением этих последних, истребленных махдистами в 1894 г., почти все основные общины мусульман Восточной и Центральной Африки участвовали в вооруженном сопротивлении колонизаторам. Как и на юге Судана, мусульмане сражались здесь против европейских колонизаторов плечом к плечу с африканцами, исповедовавшими традиционные религии. Напротив, христианские общины в Восточной Африке служили опорой империалистов.

С использованием: Кобищанов Ю.М. История распространения ислама в Африке. Издательство «Наука». Москва. 1987.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос