Знаки в городе

Дата публикации или обновления 27.07.2017

Человек живет в мире знаков. Мы так привыкли к ним, что порой не замечаем, а они меж тем продолжают упорно нашептывать сознанию заложенный в них смысл.

Вот как писал об этом Юрий Олеша: «Обращали ли вы внимание на то, что человека окружают маленькие надписи, разбредшийся муравейник маленьких надписей: на вилках, ложках, тарелках, оправах пенсне, пуговицах, карандашах? Никто не замечает их. Они ведут борьбу за существование.

Переходят из вида в вид, вплоть до громадных вывесочных букв!»

Научный сотрудник Таллинского ботанического сада АН ЭССР Я. Каплинский, рассматривая потоки информации, непрестанно текущей через наше сознание, делит ее в своей статье на два типа, условно назвав одну сенсорной, а другую знаковой. Сенсорная информация (от латинского «сенсус» — ощущение, восприятие) — это, по мнению исследователя, та информация, которая, так сказать, не несет смысловой нагрузки, не побуждает человека к определенным действиям. Ее носители, например, цветок, дерево, естественный ландшафт, пение птиц, шелест листьев. Она свойственна природе.

Примеры знаковой информации — фразы, произнесенные или написанные, вывески, «муравейник маленьких надписей» на окружающих нас вещах, звуковые и световые сигналы. Но не только это. Доля знаковой информации есть во всех предметах, созданных или обработанных человеком.

Действительно, как сказал поэт, «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье...». Ведь орудия и продукты труда и, конечно, поведение человека в меньшей или большей степени всегда отражают и передают его желания, стремления, надежды, верования, характер, наконец.

Разделение на знаковую и сенсорную информацию

Видимо, разделение на знаковую и сенсорную информацию не абсолютно, оно зависит и от того, кто воспринимает информацию. Не наполнен ли лес знаковой информацией, скажем, для Дерсу Узала, который по сломанному сучку и примятой траве может прочитать целую повесть, или Жака Паганеля, который за каждым цветком и каждой промелькнувшей птичкой видит научное латинское название? Конечно, и в этих случаях человек, можно сказать, обрабатывает объекты природы своим сознанием, до какой-то степени превращая их для себя в знаки.

До образования городов в среде, окружающей человека, преобладала сенсорная информация. Даже находясь в стенах своего жилища, он почти всегда мог слышать за окном звуки природы. Иное дело теперь, особенно в больших городах. Замечали ли вы, что переход через центр города в часы пик утомляет гораздо больше, чем такой же путь, проделанный в том же темпе по лесной тропе?

Кутузовский проспект.

Конечно, сказывается и разница в чистоте лесного и городского воздуха, но все же основное в том, что, хотим мы этого или нет, в городе, да и вообще во всякой среде, созданной человеком, на нас неизбежно воздействует ливень знаковой информации. Ее несет даже выражение лиц прохожих, мелкие детали их поведения. На уровне подсознания эта информация замечается нами, поток смыслов, в подавляющей своей части нам, вообще-то говоря, ненужный, сильно утомляет.

Отключиться совсем от знаковой информации, идя по улице, не только невозможно, но даже опасно — ведь какая-то ее часть, например, сигнал светофора, гудок машины, может быть жизненно важна.

И все же горожанин стремится хотя бы частично выйти из этого потока. Отсюда замечаемая многими неконтактность, «нелюбезность» человека на улице большого города. В городских условиях мы не можем вступать в человеческий контакт со всеми, с кем встречаемся на улицах, в магазинах, в переполненном транспорте. Чтобы охранить психику от перегрузки знаковой информацией, горожане, жертвуя некоторой долей человечности, пытаются по возможности не замечать друг друга.

Если при этом человек глубоко, на уровне автоматизма усвоил основные правила поведения в общежитии, навыки обыкновенной вежливости, если он всегда доброжелателен к ближнему, то ничего страшного в этом нет.

Информационное загрязнение городской среды

Сейчас есть основания говорить об информационном загрязнении городской среды. Можно ли хотя бы немного сдвинуть соотношение знаковой и сенсорной информации в желательную сторону?

Безусловно можно, и это постоянно делается. Городские зеленые насаждения повышают долю сенсорной информации и глушат ненужную знаковую — шум уличного движения, например. Кстати, городской парк, как и все созданное человеком, несет не только сенсорную, но и знаковую информацию. Если первая представлена в нем объектами природы — деревьями, кустарниками, цветами, то вторая выражается в том, как человек расположил эти объекты.

Любопытно, что французский стиль в парковом строительстве — регулярная, правильная разбивка, прямоугольная сеть аллей, деревья и кусты, геометрически правильно подстриженные,— уступил позже популярность так называемому английскому, в котором искусство садовника состоит в том, чтобы замаскировать это искусство и создать насаждения, имитирующие естественный ландшафт.

Знаки в городе

В пользу сенсорной информации работают и такие меры, как запрет звуковых сигналов транспорта, снятие громкоговорителей в парках и на пляжах. А вот в отношении индивидуальной радиотехники запреты вряд ли будут действенны, надо просто разъяснять, что, беря в лес магнитофон или транзистор, человек противоречит своим же собственным нуждам, снижает эффективность своего отдыха (музыка — тоже система знаков).

Повышает долю сенсорной информации вокруг нас и вселение в город диких птиц и зверьков — голубей и белок, например.

Горожанину хочется быть ближе к природе. Отсюда и стремление многих завести дома свой зооуголок и даже на работе иметь цветы на окнах и аквариум. Не в поисках ли отдыха от знаков мы любим смотреть на игру воды в фонтане, на огонь костра или русской печи? Вьющиеся струи воды и языки пламени, постоянно меняющие форму, информационно богаты, но эта информация ничего не означает, дает мозгу отдых.

Знаковая информация жизненно необходима нам, без нее мы не были бы людьми, но перегрузка ею нежелательна.

Ю. Фролов.

Опубликовано в журнале «Наука и жизнь», № 10, 1980 г.

В начало

 
Rambler's Top100