Костел Святого Розария

Дата публикации или обновления 01.11.2021

Костел Святого Розария Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви

Адрес Прихода Пресвятой Девы Марии святого Розария в г. Владимире: 600000, г. Владимир, ул. Гоголя, 12

Сайт Прихода Пресвятой Девы Марии св. Розария: http://hram-vladimir.ru

История католической общины во Владимире насчитывает более 100 лет. В настоящее время она насчитывает более 500 прихожан. Богослужения в Церкви Святого Розария проводятся регулярно, особенно по воскресным дням.

Костел Святого Розария Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви

В приходе ведется вероучительная работа (катехизации) с вновь приходящими в церковь людьми, а также с постоянными прихожанами, как индивидуальная, так и по группам: существуют группы взрослых, молодежи и детей. При церкви работает книжная лавка, в которой можно приобрести литературу религиозного содержания. При приходе открыт Социальный центр, сотрудники которого работают по программам социальной поддержки больных туберкулёзом, гемофилией, помощь малоимущим горожанам, индивидуальные проекты.

Католический приход города Владимира был основан в 1891 году. Архиву Владимирской губернии был передан протокол заседания Губернской Строительной Комиссии от 12 февраля 1891 года. В нём была рассмотрена просьба о выделении участка земли под строительство часовни, которая должна была быть освящена по римско-католическому обряду.

Комиссия передала эту просьбу губернатору, давшему утвердительный ответ, уполномочив саму комиссию приступить к действию 19 июня 1891 г. Комиссия приняла соответствующее постановление от 28 июня, решив продать участок земли недалеко от “Золотых Ворот”, исторического входа в город, где можно было бы построить вышеуказанную часовню

Костел Розария (четок) Божьей матери был выстроен неподалеку от Золотых ворот, в Куткином переулке (нынешняя улица Гоголя), на правой его стороне. Здание псевдоготического стиля из красного кирпича появилось здесь в 1891-1892 гг., оно построено по проекту губернских архитекторов А.П.Афанасьева и И.О. Карабутова. Зубчатоготический верх и шпиль польского костела, нарядный домик ксендза, ограда - весь красивый единый архитектурный ансамбль прекрасно вписался в панораму и жизнь города. В советское время его посчитали даже памятником революционной истории города, так как в нем в 1905-1907 гг. солдаты владимирского гарнизона устраивали свои нелегальные сходки, приходя под видом верующих.

Строительство часовни было начато в 1892 году и завершено в первые месяцы 1894. Из ежегодника Могилевской метрополии 1898 г., от которой зависели все католики, распространенные по территории Российской Империи, мы узнаем о том, что часовня была освящена в 1894 году как филиал Нижегородского прихода и была посвящена Святому Розарию Божией Матери.

В том же самом ежегоднике говорится об архиепископе Симоне Мартине Козловском, как о занимающем должность митрополита, и об отце Иосифе Пизанко, как о капеллане Владимирской часовни. Предположительно речь идет о епископе, которым было осуществлено освящение и о первом капеллане. В то время, по сведениям ежегодника, часовня служила для 1353 верующих.

Менее чем за десять лет со дня своего освящения, часовня была возведена в ранг прихода. Губернский архив сохранил целиком дело, касающееся этого перехода, которое было открыто 13 декабря и закрыто 4 марта 1904 года. С просьбой об этом обратился капеллан, отец Тадеуш Ронкаитис, вместе с верующими: первыми поставившими свои подписи явились - статский советник Эразм Петрович Кржанович, советник окружного трибунала Ярослав Иосифович Вилькевич, и губернский бухгалтер Филипп Антонович Паули, как мы можем видеть, католики занимавшие одни из самых высоких постов в городе. Из имен можно сделать вывод об этническом многообразии католической общины.

В 1902 году численность прихода составляла 1129 верующих, из них 723 мужчин и 426 женщин. Только в самом городе проживало 371 верующих, остальные были рассеяны по окрестным деревням, с наиболее плотным присутствием в центрах индустриального или военного значения, где предположительно были сконцентрированы рабочие или военнослужащие польской, литовской и немецкой национальностей.

12 января 1904 года местный православный Епископ Сергий направил губернатору собственноручно написанное письмо, в котором заявил, что “...с моей стороны нет никаких возражений относительно учреждения... автономного Римско-католического прихода во Владимире для всей губернии”.

Получив “одобрение” православного епископа, губернатор написал в Консисторию (Курию) архиепископа г. Могилева с тем, чтобы узнать, не имеется ли также со стороны католической Метрополии возражений на просьбу местной общины. Курия дала ответ 29 января 1904 года, за подписью викария архиепископа прелата Денисевича, присоединившись к просьбе местных католиков.

Итак, 2 февраля 1904 года приход был официально учрежден губернатором, решением, утвержденным 26 февраля Департаментом по Духовным Вопросам Иностранных Конфессий при Царском Министерстве Внутренних Дел, за подписью заместителя министра.

Другой ежегодник Могилевского Архидиоцеза, датируемый приблизительно 1910 годом, а следовательно при архиепископе Иоанне Цеплаке, включил в свои списки приход Святого Розария Блаженной Девы Марии во Владимире – на - Клязьме, состоящий из 1500 верующих; настоятелем в то время был отец Амброзиус Пацтукас (скорее всего литовец как и настоятель 1903 года, Ронкаитис), который указан там также как преподаватель религии женской гимназии. Последний ежегодник митрополии, которым мы располагаем, относится к январю 1926 г., при архиепископе Эдуарде де Роппе (последний митрополит наиболее трагических лет для католической церкви в России, в котором Владимирский приход зарегистрирован еще с 500 верующими, под водительством настоятеля отца Антониуса Джемешкевича, который одновременно являлся настоятелем в Нижнем Новгороде, где насчитывалось 1200 верующих (цифры приблизительные). Он был последним настоятелем во Владимире.

Протокол заседания Советского Районного Правления сообщает нам о решении, относящемся к “ликвидации римско-католической церкви во Владимире”, которое было принято 25 декабря 1930 года. Другой протокол тех дней информирует нас о том, что было предложено предназначить здание для размещения в нем городской библиотеки, но не имеется документов, которые свидетельствовали бы о фактическом осуществлении такого проекта. После ликвидации католической общины в 1934 году здание Церкви Святого Розария получило свое предназначение в 1939 году, как отмечено в документах инвентарной службы горсовета, для работы радио-ретранслятора, с эксплуатацией в этих целях высоты колокольни. Дом каноника был отведен под жилище, и там, в действительности проживало, на протяжении долгих лет, одновременно от 8 до 12 семей.

К концу 70-х годов по предложению Городского Музея был воплощен проект использования всего ансамбля в целом в качестве выставочного зала. 10 февраля 1978 года инженером И. В. Арзамасцевым был составлен “технический паспорт” на оба здания для отчета инспектората по сохранности памятников истории и культуры Министерства Культуры Советского Союза (№ 17004201/02). Что касается Церкви, документ отмечает в исторической сноске имя архитектора, спроектировавшего в 1891 году Церковь, И.Карабутова, и дает следующую оценку строению - “памятник в стиле псевдоготики, что характерно для конца XIX века и являет собой образец католического культового сооружения редкого для Владимирской области”. Прилагалось несколько копий оригинала проекта, фотографии Церкви периода до ее закрытия и к моменту составления документа, как внутреннего, так и внешнего вида здания. “Паспорт” дома каноника присвоил официальное имя этому строению, спроектированному тем же Карабутовым: “Дом Священника” (по-польски “Дом Ксендза”), и оно было недвусмысленно записано вместе с церковью как “уникальный архитектурный ансамбль”. При его оценке повторяется в точности такое же определение, какое уже было дано Церкви, также и в части относящейся к “культовому сооружению”. Прилагаются копии оригинальных проектов и 10 фотографий дома того времени, когда составлялся документ.

Возрождение общины началось с 1992 года, когда Валентина и Эдуард Сирины обратились к ответственному за партнёрские связи Эрлангена и Владимира Петеру Штегеру с просьбой поддержать намерение местных католиков вернуть себе храм. Петер Штегер порекомендовал обратиться в местную прессу для того, чтобы собрать необходимое количество подписей для регистрации общины в городе и внёс "стартовый капитал" в размере 200 немецких марок. В то же время начались контакты с общинами Эрлангена (Святого Креста, Святой Кунигунды, Святого Себальда), активно поддерживаемые с эрлангенской стороны отцом Конрадом Вегером и отцом Рудольфом Тайлером. Последний обратился лично к мэру города Владимира с просьбой о возвращении храма верующим.

1 марта 1992 года Горсоветом было официально принято решение о возвращении Церкви католикам, которые в те дни были представлены Архиепископу Кондрусевичу в Москве, что позволило приходу вновь влиться в число приходов Апостольской Администратуры, вместе с другими тридцатью приходами, вновь открыты в том же году. Архиепископ нанес визит во Владимир в апреле 1992 года в сопровождении отца Стефано Каприо, служащего с 1989 года капелланом для итальянцев в Москве, которому и было вверено попечение о приходе с момента его открытия. Был подписан новый контракт с фирмой “Владимирреставрация” о реставрации Церкви. В последующие месяцы прихожане вместе с отцом Каприо установили контакт с директором Городского Музея, Алисой Ивановной Аксеновой, с тем, чтобы вести переговоры также и о возвращении “Дома Священника”. Распоряжением Председателя Комитета по Управлению Государственным Имуществом Администрации Владимирской области от 17.05.96 № 493 “О передаче в безвозмездное бессрочное пользование Римско - Католическому объединению церкви Святого Розария Пресвятой Девы Марии памятника истории и культуры местного значения - “Дома ксендза” в г. Владимире, ул. Гоголя, 12” “Дом Священника” был передан католической общине.

В декабре 1992 года, прошла официальная встреча между монсеньером Тадеушем Кондрусевичем и местным православным епископом Евлогием, для того, чтобы поставить его в известность о уже близящемся открытии прихода Святого Розария. Встреча, проходившая в добросердечной атмосфере, обнаружила со стороны местной православной церкви большую открытость, основанную на признании за католиками основательного права на открытие их церкви во Владимире.

Режим работы Церкви: ежедневно с 10 до 19 часов, кроме понедельника. Службы проводятся также ежедневно - в 18 часов, в субботу - в 09 часов, в воскресенье - в 12 часов дня.

Наверх
В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос