Ростовская звонница

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Города
  • История Ростова Великого
  • Гостиница «Дом на погребах»на территории Ростовского кремля.
  • Успенский собор в Ростове Великом
  • Колокола звонницы Успенского собора Ростова Великого
  • Колокола и звонницы Ростовского музея
  • Колокольные звоны Ростова Великого
  • Ростовская звонница.

    Ставшая классической большая звонница Ростова Великого, сооружение которой относится к 80-м годам XVII века, соединяет в себе все лучшие качества как архитектуры, так и подбора колоколов, которые были накоплены многовековым опытом. Господним промыслом Ростовской земле было уготовано стать неким хранилищем единственной сохранившейся звонницы с колокольным подбором, включающим в себя сверхтяжелые колокола, и великолепное архитектурное сооружение, где все подчинено одной цели - улучшению звучания колокольного ансамбля.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Соборная звонница.

    В этом смысле Ростовская земля является неиссякаемым кладезем для изучения русского колокольного наследия, потому что, как мы знаем, даже комплекс колоколен Московского Кремля понес практически невосполнимые потери в колоколах. 90% русских храмов остались без своих колокольных голосов и сейчас, к сожалению, проезжая мимо многих сел и обителей, видишь храмы с пустыми колокольнями, где нет ни одного колокола.

    Ростовская звонница Ярославской епархии является для нас хранительницей культуры подбора колоколов, исполнения звонов и использования старинных звонарских приспособлений. Если бы не было ростовской звонницы, вряд ли можно было бы сейчас говорить о возрождении колокололитейного искусства и искусства церковно-звонарского во всей своей полноте по всей русской Православной Церкви.

    Игорь Коновалов

    История Ростовской звонницы.

    Первые свидетельства летописи о существовании при ростовском Успенском соборе колоколов, а значит, и звонницы, восходят к началу XV века. Однако определенно судить о колоколах соборной звонницы и способе применявшегося на ней звона можно лишь, начиная с 1635 года. К этому времени относится известие о вкладе царя Михаила Федоровича в Успенский собор в Ростове.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Вид со звонницы на купола Успенского собора.
    Вид со звонницы на купола Успенского собора.

    Богатый вклад кроме всего прочего включал в себя "благовестной колокол, и в нем меди и олова 253 пуда; да два колокола подзвонных, а в них 58 пуд 5 гривенок, и за те колокола и за железо, что в языке ж и веретене и в скрепе, и за колоду, на чем благовестному колоколу ходить, 1430 рублев 5 алтын 3 деньги". Таким образом, можно заключить, что в то время на звоннице применялся очепной звон, то есть, по крайне мере в некоторые колокола звонили путем раскачивания самого колокола на вращающемся особом валу - "веретене" с "колодой". В последующие десятилетия колокольный подбор существенно увеличился за счет вкладов. Несомненно, на той же звоннице находился и дошедший до наших дней колокол "Баран" - единственный сохранившийся колокол работы Емельяна Данилова, весом в 80 пудов, отлитый в 1654 году.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Церковь Спаса на Торгу в Ростове Великом.
    Вид со звонницы на церковь Спаса на Торгу.

    При создании ныне существующей звонницы ростовского Успенского собора произошел полный отказ от очепного способа звона. Датировка строительства звонницы основана на времени отливки самых больших колоколов ее нынешнего подбора. Второй и третий по величине колокола "Полиелейный" и "Лебедь" были отлиты в 1682 году известным мастером Филиппом Андреевым, вероятно, специально для этой звонницы. Можно предположить, что около этого времени и возвели трехпролетную звонницу. Руководил строительными работами талантливый зодчий - Петр Иванович Досаев. По всей вероятности, он принимал участие и в строительстве особой "башни" для огромного колокола "Сысой", отлитого в 1688 году московским литейщиком Флором Терентьевым. Ее пристроили к уже существующей звоннице. При близком рассмотрении хорошо заметен небольшой зазор между первоначальной звонницей и "башней" для "Сысоя". Таким образом, примерно к 1689 году ростовская звонница приобрела тот облик, который мы видим сейчас.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Среди колоколов Ростовской звонницы выделяются размером и весом «Сысой» (32 тн), «Полиелейный» (16 тн) и «Лебедь» (8 тн).
    Колокола на ростовской звоннице.

    Архитектурный облик соборной звонницы сформировался под влиянием нескольких факторов. Во-первых, наличие огромных колоколов в подборе потребовало сооружения звонницы именно "палатного" типа. Именно в это время (вторая половина XVII века) они получили наибольшее распространение. Во-вторых, нижний ярус звонницы был предназначен для церкви Входа Господня в Иерусалим. Церковь с таким посвящением существовала на соборной площади по крайней мере с середины XVII века (данные организации cifroteh.com , анализ сайта, мошенники, мнения).

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Колокола на ростовской звоннице.
    Колокола на ростовской звоннице.

    При строительстве новой звонницы было решено средний объем ее нижнего яруса отвести под церковь, что существенно повлияло на внешний облик сооружения. Здание звонницы было выстроено с особым пониженным, прямоугольным объемом алтаря. С запада в средней части было устроено подобие лоджии, перекрытой широкой аркой, которая выделяла вход в храм. Таким образом, соборная звонница представляет собой один из вариантов сооружений "иже под колоколы".

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Колокола на ростовской звоннице.
    Колокола на ростовской звоннице.

    Вероятно, и боковые помещения нижнего яруса изначально тоже предназначались для каких-то церквей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся пазы для крепления иконостасов.

    Внешний облик звонницы должен был соответствовать оформлению Успенского собора начала XVI века. Действительно, ее стены украшают декоративные пояса, напоминающие архитектуру собора, сходно по архитектуре оформление окон и закомар-кокошников, завершающих ярус звона. Однако, ряд элементов напоминает, что звонница является памятником своего времени. Целый ряд архитектурных деталей находит аналоги в оформлении храмов и светских зданий Ростова этой эпохи: Введенской церкви Араамиева Богоявленского монастыря (1650-е годы), Георгиевского храма Белогостицкого монастыря (1680-е годы), церкви Спаса на Песках (конец XVII века), Белой столовой палаты Ростовского Кремля (1670-е годы), Водяной башни и др. Сама же конструкция звонницы имеет прямые аналоги среди построек, относящихся к кругу деятельности ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Исследователи справедливо сравнивают звонницу Ростова Великого с аналогичными сооружениями в Борисоглебском монастыре близ Ростова (1680 год) и в Воскресенском монастыре в Угличе (1674-1678 годы). В частности, северные фасады всех трех звонниц решены одинаково. Характерно, что все они относятся к одному типу звонниц "палатных иже под колоколы".

    Немаловажное значение имело и символическое значение звонницы. Подобно собору Покрова на Красной площади в Москве, ростовская звонница, благодаря престолу Входа Господня в Иерусалим, становилась символом этого города. Особенно очевидно это сравнение становилось в день престольного праздника храма, когда из Успенского собора к звоннице совершался крестный ход или "шествие на осляти". Четыре главы звонницы символизировали четырех евангелистов и указывали на четыре стороны света, куда "всем народам" несли благую весть двенадцать апостолов, символом которых являлись двенадцать колоколов звонницы. Звон колоколов, таким образом, знаменовал апостольскую проповедь. В наше время подбор на звоннице состоит уже из пятнадцати колоколов.

    Далее    Наверх
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100