Колокольни Мурома

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Города
  • История Троицкого монастыря
  • История Благовещенского монастыря
  • Колокола звонницы Успенского собора Ростова Великого
  • Колокола и звонницы Ростовского музея
  • Колокольные звоны Ростова Великого
  • Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
  • Звонница Борисоглебского монастыря
  • Колокольни усадьбы "Коломенское"
  • Звонницы Спасо-Евфимиева монастыря
  • Колокольни Благовещенского и Троицкого монастырей города Мурома.

    Муром - один из древнейших городов северо-востока Руси. Первые храмы и монастыри здесь построены еще в XI-XII веках. Постройки того далекого времени были деревянными, и не сохранились до нашего времени. Монастырские строения, которые украшают город сейчас, относятся к более позднему времени - XVI-XVII векам. Мы расскажем о колокольнях Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря.

    Начало активного каменного строительства в Благовещенском мужском монастыре связано с именем царя Иоанна IV Грозного. Именно в Муроме он останавливался во время казанского похода и дал обет: в случае благоприятного исхода построить в монастыре каменный храм. Действительно, уже в 1553 году летопись отмечает начало работы: "…И пришед к Москве и того же году на лето прислал государь…царь в Муром каменьщиков…И совершив церковь каменную Благовещение…царь прислал в Муром образы и книги и колокола и все церковное строение и присла с Резани". Как выглядел храм в это время мы не знаем, т.к. через сто лет после своей постройки (в 1664 году) он был практически целиком перестроен.

    Хотя с самого начала при церкви существовала колокольня, и сам государь позаботился об устройстве церковного звона, нынешняя колокольня была возведена только в середине XVII века. Очевидно, это связано с перестройкой самого храма. Ни одного из колоколов XVI века не сохранилось до нашего времени. Самый известный колокол монастырского подбора весил 110 пудов. Его пожертвовал князь Михаил Иванович Львов в 1692 году. По своей архитектуре колокольня XVII века напоминает московские шатровые колокольни этого времени: церкви Троицы в Никитниках и церкви Святителя Николая в Пыжах. Однако колокольня Благовещенского монастыря имеет и ряд своеобразных особенностей. Четырехъярусная колокольня довольно высока. При этом восьмигранный ярус звона относительно невелик. Гораздо большую высоту занимают три нижних яруса - четверики. Нарядно украшенная паперть соединяет колокольню с собором. Ее убранство довольно скромно, хотя уже становится заметным стремление мастеров-каменщиков, или, как их тогда называли "муролей", к украшению своих творений причудливой белокаменной резьбой наличников и карнизов.

    В полной мере любовь к искусному узорочью проявилась в создании строений Троицкого женского монастыря. Его главный собор был возведен в 1642 году по образцу собора Благовещенской обители. Пятью годами позже закончилось строительство храма Казанской иконы Божией Матери и рядом с ней - шатровой колокольни. Строительство велось на вклады муромского купца Богдана Цветного. Колокольня и храм очень нарядно, даже вычурно украшены. Если колокольню и храм Благовещенского монастыря сравнивают с церковью Троицы в Никитниках, то облик колокольни и Казанского храма Троицкого монастыря скорее напоминает храм Рождества Богородицы в Путинках.

    Муром, Свято-Троицкий женский монастырь, колокольня, Казанская церковь

    Колокольня как бы "вырастает" из монастырской стены. Ее первый и второй ярусы представляют с ней единое целое. Восьмигранный ярус звона довольно велик. Белокаменная резьба, украшающая арки звона и наличники окошек-слухов шатра настолько пластичны, что производят впечатление не резьбы, а лепки.

    Муром, Свято-Троицкий женский монастырь, колокольня

    Возможно, любовь местных мастеров к пышному белокаменному "узорочью" объясняется или сильным влиянием рязанской архитектурной школы, или тесным общением с ремесленниками южнославянских стран, которые издревле приезжали в Муром по торговым делам. Так или иначе, "муромские зодчие мастера-муроли, воспитанные на государевом дворе, славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до прихотливого узора".

    К началу ХХ века колокола занимали шесть из восьми арок. Самый большой из них весил около 100 пудов, как свидетельствует о том надпись на нем: "Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муром в Новодевичь монастырь в Дом Живоначальной Троицы гостиные сотни муромец торговый человек по реклому Богдан Борисов сын Цветной по родителех своих и по своей души а весу в нем 100 пудов". Изображений на колоколе не было. Сейчас на колокольне находятся колокола гораздо меньшего веса.

    Наверх Материал взят с сайта http://www.zvon.ru
    В начало

     
    Rambler's Top100