Колокольни усадьбы "Коломенское"

Дата публикации или обновления 01.11.2017
  • К оглавлению: Города
  • Колокола звонницы Успенского собора Ростова Великого
  • Колокола и звонницы Ростовского музея
  • Колокольные звоны Ростова Великого
  • Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
  • Звонница Борисоглебского монастыря
  • Колокольни Благовещенского и Троицкого монастырей города Мурома
  • Звонницы Спасо-Евфимиева монастыря
  • Святой источник Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, г.Москва.

  • Усадьба "Коломенское", расположенная на высоком берегу Москвы-реки в южном районе Москвы, традиционно представляла собой особый интерес для исследователей русской архитектуры. Наше внимание Коломенское привлекает, прежде всего, многообразием своих колоколен. Одна из самых интересных - это церковь св. вмч. Георгия - давнишняя загадка Коломенского. В 1380 году на этом месте великий князь Димитрий Донской построил деревянную церковь. Она могла быть освящена во имя св. вмч. Георгия: возможно, ее построили в честь победы на Куликовом поле. Можно предположить и другой вариант. На месте нынешней Вознесенской площади когда-то находилось большое поселение, возле которого был древний погост с деревянной церковью.

    В XVI веке на месте деревянной церкви возвели каменный храм "иже под колоколы". Мы не можем точно назвать ни даты строительства, ни даже первоначального названия храма и имени архитектора. Можно только сказать, что мастер, возводивший этот храм, был хорошо знаком с итальянским зодчеством. Существует несколько предположений относительно строительства. По одной из версий, церковь задумывалась в качестве колокольни для шатровой церкви Вознесения, освященной в 1533 году. Первоначально для Вознесенской церкви соорудили временную звонницу, следы которой были обнаружены на галерее храма. По другой версии, Георгиевскую церковь возвели через несколько лет после храма Вознесения, в честь рождения второго сына у Василия III, Великого Князя Московского. Наконец, по третьей версии, каменный храм был первоначально освящен во имя Архангела Гавриила. В "Ладанной книге" 1585 года упоминается храм Архангела Гавриила, сооруженный при храме Вознесения, и нет никаких упоминаний о храме св. Георгия. Местные предания сохранили имя некоего храма Архангела Михаила - возможно, это искаженное народное название того самого храма Архангела Гавриила.

    Каким бы ни было первоначальное посвящение и предназначение Георгиевского храма, уже с XVI века звон его колоколов сопровождал богослужения в церкви Вознесения. Из записей Петра Дмитриевича Барановского мы знаем, что первоначально звон происходил "по католическому" способу, т.е. звон, по всей вероятности, был очепным. Еще до недавнего времени в кладке яруса звона можно было видеть "седловидные" гнезда для крепления очепного вала. К сожалению, они были уничтожены при последней реставрации. Тогда же несколько колоколов XVI века, находившихся на колокольне, были перенесены в фондохранилище музея-заповедника "Коломенское".

    О колоколах, первоначально находившихся на Георгиевской колокольне, известно мало. Первое упоминание о них относится к 1640 году, "когда на каменную звонницу были повешены колокола к церкви Вознесения Господня". Точное их количество неизвестно. Очевидно, в этот период Георгиевская церковь, использовалось только как колокольня. В 1678 году к ней пристроили деревянную трапезную, а в нижнем ярусе колокольни был освящен престол храма. Впервые точное количество колоколов на ярусе звона упоминается в 1765 году: "В правой стороне (от церкви Вознесения) колокольня с пятью колоколами, под тою колокольней церковь Святого Великомученика Георгия, трапеза деревянная".

    В 1843 году возле колокольни соорудили каменную пристройку по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. При этом и облик самой колокольни был изменен согласно вкусам того времени. Пристройка стала собственно церковью св. Георгия, алтарь которой находился в нижнем ярусе колокольни. Вход на ярус звона осуществлялся с крыши церкви. Все эти новшества изменили облик церкви XVI века почти до неузнаваемости. Первоначальный облик ей был возвращен благодаря реставрации 1927-1929 годов, происходившей под руководством П.Д. Барановского. Но увы, при последней "реставрации" (во время которой колокольня была лишена всех исторических приспособлений для очепного звона) облик Георгиевского храма был вновь искажен с возобновлением обширной эклектичной пристройки-трапезной.

    Еще один храм XVI столетия, который до сих пор вызывает множество вопросов у исследователей - храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково, некогда расположенного рядом с усадьбой Коломенское. Очень необычная архитектура храма, который как бы составлен из пяти столпов, композиционно напоминает церковь Покрова на Рву на Красной площади. Такое архитектурное решение пока не позволяет определить имя и происхождение зодчего. Остается нерешенным вопрос и о времени строительства. Специалисты считают наиболее вероятным период постройки храма - 1550-е - 1570-е годы. В конце XVI столетия, вероятно, возвели крытые галереи и двухпролетную звонницу над западной папертью: в строительстве храма были перерывы. Для того, чтобы построить звонницу, потребовалось даже перестроить западный притвор. Звонница-стена Иоанно-Предтеченского храма - это единственное подобное сооружение XVI века, сохранившееся в Москве. Звонница предназначалась для очепного звона. По своему облику она напоминает новгородские звонницы, но украшена гораздо скромнее. Мы не располагаем сведениями о колоколах, находившихся на звоннице первоначально. Сейчас на ней размещен подбор из нескольких небольших колоколов. По свидетельству прихожан, один из колоколов храма - западноевропейского литья - довольно стариный и украшен надписью на латинском языке.

    Передние ворота в Коломенском были возведены в 1660-е годы как парадный въезд на Государев двор. Две проездные арки ворот, по традиции XVII века, имеют разный размер. Во втором ярусе ворот находится "Органная палата", где в старину располагался механизм для "львиного рыка" и для управления фигурами львов, стоящих возле ворот. Часовая палатка занимает третий ярус. Часовой механизм некогда соединялся с двумя "указными кругами", выходившими к церкви Вознесения и в Казанский сад. Колокола размещены в открытых проемах яруса звона. Они тоже соединены с часовым механизмом и должны были отбивать часы, получасья и четверти часа. Часовой механизм и подбор колоколов XVII века не сохранились до нашего времени. Сейчас в Часовой палатке находится механизм часов XIX века с Сухаревой башни и колокола, отлитые в том же столетии на заводах Оловянишникова и Самгина.

    Один из них долгое время находился на Георгиевской колокольне. Вес этого колокола около 105 пудов, первоначально его отлили в XVIII веке, в царствование Елизаветы Петровны. В 1828 году этот колокол был поврежден - во время благовеста от слишком сильного удара в нем образовалась трещина. В том же году колокол перелили на московском заводе Самгина с прибавкой веса до 150 пудов и вновь подняли на колокольню. Колокол украшен пространной надписью и литыми изображениями. Один из рельефов изображает икону св. вмч. Георгия Победоносца. Во время работ 1840-х годов все колокола с Георгиевской колокольни временно переместили на Часовую башню. По каким-то причинам, после завершения работ, большой колокол так и остался на открытом ярусе Передних ворот.

    Рядом с ним находятся еще два колокола меньшего веса, отлитые тоже на заводе Самгина. Один из колоколов украшен литыми изображениями святых в круглых медальонах, а другой - сложным орнаментом, образующим два широких пояса. В глубине яруса звона, незаметно для взгляда извне, находятся пять небольших колоколов, отлитых на заводе Оловянишникова. Эти колокола должны были бы звонить четвертной перезвон часов. К сожалению, в настоящее время часовой механизм в Часовой палатке не действует, и колокола остаются безгласными.

    Шатровая колокольня церкви Казанской иконы Божией Матери - это замечательный образец зодчества XVII века. Сведений об обстоятельствах ее постройки сохранилось немного. Сама церковь была сооружена в честь победы русских войск над польскими интервентами в 1612 году. Ее строительство началось в 1640-е годы, а завершилось в 1651 году. Вероятно, сразу после этого возвели и колокольню. В архитектурном решении колокольни и ее расположении относительно Казанского храма есть ряд примечательных особенностей. Колокольня шатровая, "восьмерик на четверике". Нижний ярус четверика соединен с северным крыльцом храма и имеет сквозную арку для прохода - это очень редкий случай для московских колоколен. Восьмерик колокольни имеет непропорционально маленькую высоту, что придает ей несколько необычный облик. Мы не располагаем сведениями о первоначальном колокольном подборе Казанской церкви. Сейчас на ней находятся колокола из музейной коллекции, собранные из разрушенных в 1930-е годы московских храмов. Они оказались в музее стараниями первого директора музея - Петра Дмитриевича Барановского.

    Звон Казанской колокольни не представляет собой ничего выдающегося в плане звучания. Один из колоколов украшен двумя орнаментальными поясами. Верхний пояс представляет собой очень тщательно прорисованный трилистник. Нижний пояс гораздо шире. Его узор образован переплетенными стеблями растений и маскаронами в виде львиных морд. Снизу его обрамляет тонкий фриз из трилистника. Особенности орнамента позволяют датировать колокол XVII веком. Другой колокол, скорее всего, был отлит в XIX столетии. На колоколе отчетливо заметны повреждения - пробитые сквозные отверстия. Колокол украшен двумя поясами причудливого геометрического орнамента. Нижний, широкий пояс, по своему рисунку напоминает восточную вязь. Под этим поясом расположена литая надпись с указанием веса колокола. Еще один старинный колокол, по-видимому, сильно поврежден, т.к. звучание его довольно неприятно для слуха. Время его отливки пока не установлено.

    Источник: сайт о колоколах, звонарях и церковном звоне в России

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос