Литература Ленинграда.

Дата публикации или обновления 21.02.2021
  • К оглавлению: Ленинград

  • История новой русской литературы тесно связана с Петербургом — Петроградом — Ленинградом. Здесь жили и творили крупнейшие русские писатели дореволюционного, а затем и советского времени, здесь возникла и развивалась русская журналистика, зарождались и оформлялись литературные направления и организации. В течение всего дооктябрьского периода Петербург как столица России сохранял литературную гегемонию, т. к. в 18 в. и начале 19 в. литераторы большей частью состояли на государственной службе в центральных учреждениях страны, а с середины 19 в. Петербург становится средоточием как разночинно-демократической, так и буржуазно-либеральной интеллигенции. Здесь находились важнейшие журналы и издательства. Обилие государственных и частных театров способствовало развитию в столице драматургии. Ее первенствующее значение сохранялось вплоть до второй половины 19 в., когда стала усиливаться театральная жизнь Москвы (Малый театр, Московский Художественный театр; драматургия А. Н. Островского). В Петербурге, ставшем в 19 в. центром революционно-демократической мысли, литературная критика (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев) приобрела большое значение в общественной жизни и стала формой пропаганды передовых идей.

    Социальные противоречия бюрократически-самодержавного режима, также как и противоречия между правительственным «европеизмом» 18—19 вв. и русскими национальными традициями, более заметные в Петербурге, чем в Москве, содействовали тому, что именно здесь возникла и развивалась сатирическая литература (А. Д. Кантемир, сатирические журналы 1769—1774 гг., Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин). Наконец, в Петербурге сложились революционные традиции русской литературы (А. Н. Радищев, декабристы, революционные демократы, пролетарская журналистика).

    Руководящее значение в русской литературе Петербург приобрел не сразу. В течение первых десятилетий после возникновения новой столицы Москва сохраняла свое значение литературного центра, деятели которого группировались вокруг крупнейшего культурного учреждения страны — Славяно-греко-латинской академии; из нее вышло большинство стихотворцев того времени и авторов «школьных драм». Перенесение столицы в Петербург (1712 г.), организация Санктпетербургской типографии, а затем и других, перевод издания газеты «Ведомости» из Москвы в Петербург, вызов Петром I из Киева Феофана Прокоповича, выдающегося церковного и общественного деятеля, поддержи павшего просветительную политику царя, — все это создало условия, при которых стал складываться литературный центр в Петербурге.

    Создание в новой столице семинарии при Александро-Невском монастыре (1721 г.), Академии наук (1725 г.), Сухопутного шляхетского корпуса (1731 г.) — в каждом из этих учреждений появлялись свои стихотворцы — благотворно сказалось на развитии литературы. Первыми крупными литературными деятелями этого периода были Феофан Прокопович (1681—1736) и Д. Д. Кантемир (1708—1744). В трактатах Феофана Прокоповича «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» впервые в русской литературе проводились прогрессивные идеи «просвещенного абсолютизма»; в его творчестве впервые сделана попытка изобразить Петербург как «град Петров». Кантемир создал свои сатиры частью в Москве, частью в Петербурге, положив начало критическому направлению в русской литературе. С 1730 г. до конца жизни в Петербурге работал крупный филолог и поэт В. К. Тредиаковский (1703—1769). С 174'» г. до кониа жизни в Петербурге жил великий русский ученый и поэт М. В. Ломоносов (1711—1765). По его инициативе в 1755—1764 гг. Академией наук издавался первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», родоначальник русских «толстых журналов».

    С Петербургом связана многолетняя литературная деятельность А. П. Сумарокова (1717—1777; умер в Москве), талантливого лирика, сатирика и драматурга, первого директора Российского театра (1756— 1761), издателя первого русского частного журнала «Трудолюбивая пчела» (1759). В творчестве названных писателей оформилось характерное для всего 18 в. в России литературное направление — классицизм. Ими же было разработано учение о силлабо-тоническом стихосложении. В начале 60-х гг. 18 в. в Петербурге писал В. И. Лукин (1737— 1794), пропагандист национальных традиции в русской драматургии. Тогда же там находилась группа молодых даровитых писателей, выходцев из Московского университета, во главе с Д. И. Фонвизиным (1744—1792) и Н. И. Новиковым (1744—1818); они были главными деятелями сатирической журналистики 1769—1774 гг.; крупнейшие журналы этого направления «Трутень» (1769—1770) и «Живописец» (1772—1773), издававшиеся Новиковым, своими нападками на самодержавие Екатерины II, крепостное право, развращенность государственного аппарата способствовали формированию общественного мнения.

    Все журналы Новикова были закрыты по распоряжению Екатерины II и явились первыми жертвами цензурных гонений на периодическую печать. В Петербурге была написана комедия Фонвизина «Недоросль» (1782 г.), вершина русской сатиры 18 в. В 1788 г. распространялся в списках запрещенный цензурой журнал Фонвизина «Друг честных людей, или Старо дум». Продолжателем сатирического направления был И. А. Крылов (1769—1844), живший в Петербурге с 1782 г. до смерти, сначала выступавший как драматург, журналист (журналы «Почта духов», 1789, «Зритель», 1792, «Санкт-Петербургский Меркурий», 1793), затем как баснописец.

    Соредактором Крылова по «Зрителю» и «Санкт-Петербургскому Меркурию» был А. И. Клушин (1763—1804). Товарищем Крылова но изданию «Зрителя» был выдающийся русский актер и даровитый драматург, москвич по происхождению, П. А. Плавильщиков (1760—1812), который жил в Петербурге в 1779—1793 гг. и написал там ряд драматических произведений, в том числе свою лучшую пьесу — комедию «Бобыль» (пост. 1790). В Петербурге жпл в 1769—1782 гг. и баснописец И.И. Хемницер (1745-1784).

    Под влиянием политических событий — внутренних (крестьянское восстание 1773—1775 гг. под руководством Е. Пугачева) и внешних (борьба североамериканских колоний Англии за свою независимость, назревание буржуазной революции во Франции) формируются взгляды русских просветителей конца 18 века, деятельность которых протекала в Петербурге (Новиков, Фонвизин, Радищев), а также усиливаются оппозиционные настроения дворянских либералов, к числу которых принадлежал Я. Б. Княжнин (1742—1791), автор сожженной цензурой трагедии «Вадим Новгородский», комедий «Хвастун», «Чудаки»; В. В. Капнист (1758—1823), автор обличительной комедии «Ябеда» (издана в Петербурге в 1798). В 70-е гг. в Петербурге развивалась деятельность М. М. Хераскова (1733—1807), написавшего эпическую поэму «Росснада» (изд. 1779), и И. Ф. Богдановича (1743—1803), автора поэмы «Душенька», в известном смысле подготовившей поэзию К. Н. Батюшкова и юношескую лирику А. С. Пушкина. Творчество Г. Р. Державина (1743—1816) знаменовало новый этап развитии русского классицизма. В поэзии Державина уже появились новые тенденции, способствовавшие развитию романтических и реалистических элементов в русской литературе.

    С Петербургом связана литературная деятельность А. Н. Радищева (1749—1802), вершиной которой — и в то же время вершиной русской политической мысли 18 в.— было его «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Если другие писатели 18 в. боролись лишь с злоупотреблениями в системе крепостного права и отклонениями самодержавия от идеала «просвещенного абсолютизма», то Радищев отвергал и крепостное право и самодержавие, видя в крестьянской революции единственный выход для русского народа. По возвращении из ссылки Радищев жил с 1801 г. в Петербурге и здесь покончил жизнь самоубийством.

    В начале 19 в. в Петербурге возникает ряд литературных организации прогрессивного направления; среди них — «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», объединявшее передовых писателей из среды разночинцев во главе с И. П. Пниным (1773—1805), в некотором отношении близких к взглядам Радищева. Автор прогрессивного «Опыта просвещения относительно России» (1804) п создатель «Санкт-Петербургского журнала» (1798) (совместно с А. Ф. Бестужевым, отцом декабристов Бестужевых), Пнин представляет в известном смысле соединительное звено между Радищевым и декабристами. К названному обществу примыкали К. Н. Батюшков (1787—1855) и А. X. Востоков (1781 —1864), поэт и выдающийся филолог-славяновед (впоследствии академик). В первом десятилетии 19 в. в Петербурге протекала деятельность весьма популярного в свое время драматурга В. А. Озерова (1769— 1816), сочетавшего черты классицизма и сентиментализма.

    Рост передовых идей в русском обществе вызвал в реакционных литературных кругах столицы попытку объединиться для защиты эстетических и политических принципов отживавшего классицизма. С этой целью было организовано литературное общество «Беседа любителей русского слова» (1811—1816), возглавлявшееся адмиралом А. С. Шишковым (1754—1841) и собиравшееся в доме поэта Г. Р. Державина (Фонтанка, ныне д. 118), не вполне, впрочем, разделявшего взгляды руководителей «Беседы». Еще с начала века Шишков резко нападал на языковые новшества сентименталиста Карамзина, позднее его сторонники — на романтическую поэзию Жуковского. В противовес «Беседе» молодые, более передовые писатели образовали литературное содружество «Арзамас» (1815— 1818), куда входили Жуковский, Батюшков, Вяземский, юный Пушкин и др.

    Крупным явлением литературы первой четверти 19 в. была поэзия В. А. Жуковского (1783—1852), виднейшего представителя романтизма, отличавшегося умением раскрыть внутренний мир человеческих чувств. Необычайной для того времени была и музыкальность его стиха. Замечательными этапами в развитии русской литературы по пути реализма были комедии и басни И. А. Крылова и завершенная в Петербурге комедия А. С. Грибоедова (1795—1829) «Горе от ума». Зародившееся после Отечественной войны 1812 г. движение дворянских революционеров—декабристов — привлекло многих петербургских литераторов: А. А. Бестужева-Марлинского (1797— 1837), беллетриста и критика, в творчестве которого даны картины Петербурга; поэтов К. Ф. Рылеева (1795—1826), соиздателя А. А. Бестужева по альманаху «Полярная звезда» (1823—1825), казненного в числе пяти главнейших деятелей декабрьского восстания 1825 г. в Петербурге; В. К. Кюхельбекера (1797—1846) (жил в Петербурге в 1817—1820 и 1825 г.); А. И. Одоевского (1802—1839), литературная деятельность которого протекала в основном в ссылке.

    Творческая деятельность А. С. Пушкина (1799—1837), за исключением нескольких лет ссылки и поездок в Болдино и Москву, целиком связана с Петербургом (включая и пребывание поэта в Царскосельском лицее).

    Пушкин был первым из писателей, в творчестве которого образ Петербурга дан в его сложном историческом содержании. Петербургом навеяны первая и восьмая главы «Евгения Онегина», «Медный всадник», «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого», «Пиковая дама». В сознании Пушкина Петербург являлся символом новой, «неколебимой», могучей России. В то же время поэт видел противоречия «города пышного, города бедного», царящий в нем «дух неволи», пробивающийся сквозь его «стройный вид». Петербург после поражения восстания декабристов 1825 г. представлялся Пушкину как «скука, холод и гранит». Тем не менее он любил «Петра творенье» и создал изумительно поэтичный образ великого города. Пушкин принимал живое участие в петербургской журналистике, в особенности в издававшейся его лицейским товарищем А. А. Дельвигом (1798—1831) «Литературной газете» (1830—1831), и сам издавал журнал «Современник» (1836). Литературная деятельность Пушкина, в которой сочетались все достижения русской литературы предшествовавшего и современного поэту периодов и в которой проявилось его гениальное новаторство, окончательно утвердила господство реализма в русской художественной литературе и вывела ее в первый ряд мировой литературы (текстиль иваново).

    В Петербурге жили и творили многие поэты т. н. «пушкинской плеяды», в той или иной форме развивавшие художественные искания великого поэта: А. А. Дельвиг, «поэт-партизан» Д. В. Давыдов (1784—1839) (жил в Петербурге в 1801—1804), П. А. Вяземский (1792—1878), Е. А. Баратынский (1800—1844) (жил в Петербурге в 1811—1820 гг., с перерывом; здесь началась его поэтическая деятельность).

    Творчество М. Ю. Лермонтова (1814—1841) и И. В. Гоголя (1809—1852) также связано с Петербургом. Лермонтов учился здесь в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (в 1832—1834) и находился на военной службе до 1837 г., когда он был выслан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта», вызванное гибелью Пушкина. В столице им были написаны поэмы «Хаджи-Абрек», «Боярин Орта», роман «Княгиня Лиговская», драма «Маскарад» и др. Вторичное пребывание Лермонтова в Петербурге (1838—1840) ознаменовано окончанием поэмы «Демон», работой над романом «Герой нашего времени», созданием поэмы «Мцыри» и стихотворений «Дума» и др. В последний приезд Лермонтова в Петербург (1841) им были написаны «Родина», «Последнее новоселье», «Прощай, немытая Россия» и др.

    Н. В. Гоголь жил в Петербурге в 1829—1836 гг. до отъезда за границу. В его творчестве окончательно укрепилось направление критического реализма, крупнейшим выразителем которого он и становится со времени появления «Миргорода»» петербургских повестей, «Ревизора». Кроме этих произведении, в Петербурге написаны «Вечера на хуторе близ Дикапькн», «Женитьба» и др.

    «Печать Петербурга, — писал В. Г. Белинский, — видна на большей части его (Гоголя. — Ред.) произведений, не в том, конечно, смысле, чтоб он Петербургу обязан был своею манерою писать, но в том смысле, что он Петербургу обязан многими типами созданных им характеров». Действительно, образы «Невского проспекта», «Шинели», «Портрета» и др. навеяны художнику впечатлениями петербургской жизни.

    Отводя петербургской теме значительное место в своем творчестве, Гоголь создал образ Петербурга — «ловкого европейца», «щеголя», «разбитного малого», «аккуратного человека», до крайней степени прозаического города. Но именно на почве этой прозаичности в Петербурге совершаются «необыкновенно странные происшествия», «все дышит обманом», все «лжет во всякое время», «все не в настоящем виде», приобретает «фантастическое направление». Здесь люди сходят с ума («Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект»), кончают жизнь самоубийством, гибнут от нравственных унижений и потрясений («Шинель»). Гоголь открыл русским писателям последующего периода пути изображения внутренней социально-психологической жизни огромного капитализирующегося города.

    Критический реализм, основы которого заложены в творчестве Пушкина и Лермонтова и который получил свое полное выражение в творчестве Гоголя, нашел глубокое истолкование и утверждение в литературно-критических работах В. Г. Белинского (1811—1848). В Петербурге протекал второй, важнейший период его деятельности, время разработки им материалистической эстетики, идеи «социальности» и народности искусства. Здесь были им написаны 11 статей о Пушкине, «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и др. Здесь же особенно широко было распространено известное его «Письмо к Гоголю». Работа Белинского в качестве критика в «Отечественных записках» и «Современнике» на долгие годы определила общественное значение литературной критики в России и, помимо того, что закрепила за критическим реализмом ведущую роль в русской литературе, явилась дальнейшим шагом в развитии мировой эстетической мысли. Сознавая значение Петербурга в формировании своих взглядов, Белинский неоднократно останавливается на выяснении его «идеи». Для Белинского Петербург «есть новый город в старой стране, следовательно, есть новая надежда, прекрасное будущее этой страны». По мнению великого критика, Петербург «имеет необъятно великое значение для России... есть необходимое и вековечное явление, величественный и крепкий дуб, который сосредоточит в себе все жизненные соки России». Белинский ценил в Петербурге реалистический, практический характер жизни этого города: «Словам Петербург не верит, а требует дела». Вкладывая революционный смысл в слово «дело», критик раскрывал свое понимание будущей «идеи Петербурга» как возможного горнила русской революции: «Кто не сидел сложа руки и тогда, когда нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время».

    С мая 1840 г. по начало июля 1841 г. в Петербурге жил А. И. Герцен (1812—1870), принимавший в это время участие в «Отечественных записках», где в 1840—1841 гг. были напечатаны его «Запискп одного молодого человека». Кратковременное пребывание Герцена в столице оставило значительный след в сознании писателя-революционера. Видя в Петербурге одно только выражение «неприязненного и угрюмого характера» правительства, Герцен, в отличие от полемизировавшего с ним по вопросу об «идее Петербурга» Белинского, считал столицу «городом без истории в ту и другую сторону, городом настоящего». В то же время Герцен ценил северную столицу за то, что она способствует пробуждению отрицательного, революционного отношения к действительности: «Нигде я не предавался так часто, так много скорбным мыслям, как в Петербурге. Задавленный тяжкими сомнениями, бродил я, бывало, по граниту его и был близок к отчаянию. Этими минутами я обязан Петербургу, и за них я полюбил его». Герцен признавал, что «в судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное и величественное», помнил, что передовые русские деятели—он имел в виду декабристов — «отправляются отсюда прямо в каторжную работу или на Кавказ». Все это заставляло Герцена признаваться: «Петербург любить нельзя, а я чувствую, что не стал бы жить ни в каком другом городе России».

    Около этого же времени в Петербурге жил и Н. П. Огарев (1813—1877), друг Герцена. Впечатления, полученные поэтом в Петербурге, отразились в поэме «Юмор», отрывки которой, по свидетельству Герцена, восходят к 1840— 1841 гг., ко времени пребывания Огарева в столице. Встреча поэта с «Медным всадником» заставляет его задуматься над искажением просветительных идей Петра I его преемниками. Все же Огарев верит в революционное будущее: перед ним «всадник», «все так же горд и вдохновлен, все вдаль с простертою рукою», «смеялся горько», как бы символизируя судьбу родной страны; неизбежность революции Огарев формулирует в строках, обращенных к Зимнему дворцу: «Грозит бедой народный стоп. Падешь ты, гордый Вавилон».

    С 40-х гг. 19 в. в Петербурге сосредоточиваются наиболее прогрессивные литературные силы тогдашней России, группировавшиеся вначале вокруг Белинского: И. С. Тургенев (1818—1883), И. А. Гончаров (1812—1891), Н. А. Некрасов (1821 — 1878), Ф. М. Достоевский (1821—1881). Позднее в Петербурге поселяются М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889), Н. Г. Чернышевский (1828—1889), Н. А. Добролюбов (1836— 1861), Д. И. Писарев (1840-1868), Г. И. Успенский (1843-1902). С 1844 г. в Петербурге жил Ф. И. Тютчев (1803—1873).

    С середины 50-х гг. 19 в., с приходом в редакцию «Современника» Чернышевского и Добролюбова начинается усиление революционно-демократических идей в русской литературе. Лучшие произведения литературы того времени печатаются в «Современнике» (романы Тургенева, Гончарова, лирика и поэмы Некрасова, пьесы А. Н. Островского и пр.) либо получают идейно-художественное истолкование па страницах «Современника» в критических статьях Чернышевского и особенно Добролюбова («Что такое обломовщина», «Когда же придет настоящий день?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и др.). Журнал становится трибуной революционно-демократической пропаганды. Литературные приложения к «Современнику», «Ералаш» и в особенности сатирический «Свисток», где принимают участие Добролюбов, Некрасов и вымышленный поэт Козьма Прутков (псевдоним братьев А. М, В. М. и А. М. Жемчужниковых и А. К. Толстого), как и идейно примыкавший к «Современнику» сатирический журнал «Искра», издававшийся В. С. Куроч-кнным, борются с реакционным направлением «чистого искусства» и буржуазно-дворянским либерализмом, который враги «Современника» пытались противопоставить его революционной пропаганде.

    С Петербургом связана в главных своих чертах литературная и общественная биография Чернышевского. Здесь была им написана и защищена (в Петербургском университете) диссертация «Об эстетических отношениях искусства к действительности» (1855), созданы почти все его литературно-критические, экономические и философские произведения; в Петербурге он был арестован и в Петропавловской крепости написал роман «Что делать?». На Мытной площади над Чернышевским был совершен обряд гражданской казни, после чего он был отправлен в ссылку.

    В Петербурге целиком прошла литературно-крптнческая деятельность Добролюбова. В 1853—1857 гг. он обучался в Главном педагогическом институте, в 1857— 1861 гг. заведовал критико-библиографическим отделом «Современника». В литературно-критических статьях Добролюбова и Чернышевского получила наиболее законченное выражение революционно-демократическая эстетика, имеющая исключительно важное значение для развития советского искусства и литературы.

    Вся литературная и журнально-общественная деятельность Н. А. Некрасова также связана с Петербургом. От первого сборника его стихотворений «Мечты и звуки» до последних произведений — все было или написано, или напечатано в Петербурге. Некрасов издавал лучшие и наиболее влиятельные русские журналы середины 19 в. — «Современник» и «Отечественные записки», вокруг которых сумел сплотить прогрессивные литературные силы тех лет. Он издал также альманах «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), в которых разносторонне отражена петербургская тематика. Образ Петербурга многократно возникал в произведениях Некрасова. Поэт также развивал мысль Белинского о прогрессивном значении Петербурга.

    В Петербурге в 40-е гг. начал литературную деятельность М. Е. Салтыков-Щедрин, высланный в Вятку (1848—1855) за свои первые повести. По возвращении в столицу Салтыков перешел к политической сатире, ставшей его основным жанром. Бюрократический Петербург дал писателю обильный материал для сатиры, созданной почти полностью в Петербурге («Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Пестрые письма», «Современная идиллия», «Мелочи жизни» и др.).

    Творчество Ф. М. Достоевского, москвича по рождению, особенно тесно связано с Петербургом. Здесь, за исключением периода сибирской ссылки и нескольких поездок за границу, в Старую Руссу, Москву, прошла вся жизнь писателя. Его литературная деятельность началась в Петербурге повестью «Бедные люди» (1846), здесь были созданы почти все его романы; здесь он издавал, вместе с братом М. М, Достоевским, журналы «Время» и «Эпоха», здесь он выступил с речью на похоронах Некрасова. Достоевский видит в Петербурге «смесь чего-то чисто фантастического, горячо идеального и вместе с тем... тускло прозаического и обыкновенного, чтобы не сказать до невероятности пошлого».

    Эту мысль он настойчиво проводит в ряде своих произведений: «Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим». «Мечта» и «идеал» Петербурга не представляются Достоевскому возвышенными, он не чувствует «общей всесоединяющей мысли в толпе... все врознь». Он отрицает значение Петербурга как центра прогрессивной мысли, противопоставляя ей иные силы: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!». Поэтому для Достоевского Петербург — «самый отвлеченный и умышленный город». Подобное восприятие Петербурга отразилось в дальнейшем в творчестве русских символистов.

    В середине 19 в. и позже в Петербурге жили видные писатели-реалисты: А. Ф. Писемский (1821—1881), Н. С. Лесков (1831—1895), Д. В. Григорович (1822—1899) и др. Здесь развивалась так называемая поэзия «чистого искусства», представителями которой являлись: А. Н. Майков (1821—1897), А. А. Фет (1820—1892; в Петербурге жил в 1853—1854), А. К. Толстой (1817—1875), Я. П. Полонский (1819—1898) и др.

    В последней четверти 19 — начале 20 вв. в Петербурге жили и творили прогрессивные демократические писатели: В. М. Гаршин (1855—1888), В. Г. Короленко (1853—1921), поэты С. Я. Надсон (1862—1887), П. Ф. Якубович (1860—1911). Здесь жил видный критик, идеолог народничества Н. К. Михайловский (1842—1904), редактировавший совместно с Салтыковым-Щедриным «Отечественные записки» в последний период их существования и затем влиятельный орган народничества — журнал «Русское богатство».

    В разное время на короткие периоды приезжали в Петербург Л. Н. Толстой (1828—1910), выступивший в «Современнике» со своими первыми произведениями, А. Н. Островский (1823—1886), сотрудничавший в «Современнике» н «Отечественных записках», и А. П. Чехов (1860—1904), часто посещавший Петербург в связи с постановками его пьес в Александрийском театре и сотрудничавший в петербургской прессе, и др.

    В 90-х гг. 19 в. Петербург, как один из крупнейших центров русского рабочего движения, становится и центром пропаганды марксизма. Наряду с враждебными марксизму буржуазно-либеральными журналами («Вестник Европы») возникают народнические и другие демократические издания («Русское богатство», «Мир божий», «Журнал для всех», «Жизнь» и др.). группирующие вокруг себя передовых писателей и критиков» В эти годы и в начале 20 в. в Петербурге поселяются В. В Beресаев (1867—1945), написавший здесь «Без дороги» (1895) и «Записки врача» (1901), И. А. Бунин (1870—1953; умер в эмиграции), Н. Г. Гарин-Михайловский (1852— 1906; в Петербурге жил с большими перерывами), А. И. Куприн (1870—1938), Л. Н. Андреев (1871—1919; умер в эмиграции) и ряд других писателей, группировавшихся позднее вокруг издательства «Знание», которое возглавлял М. Горький (1868—1936). В 90-е гг. в петербургских журналах печатались отдельные произведения Горького, а в 1897 г. были изданы 2 тома его «Очерков и рассказов».

    С Петербургом — Ленинградом связано развитие марксистского литературоведения. В период первой русской революции 1905—1907 гг. в легальной большевистской ежедневной газете «Новая жизнь» (№ 12 от 13 ноября 1905 г.) была напечатана статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», в которой сформулирован ленинский принцип партийности литературы, являющийся основой советской эстетики. В «Новой жизни» работал В. В. Боровский—партийный публицист и марксистский литературный критик, выступавший против декадентских течений, за идейность в литературе.

    В конце 19—начале 20 вв. в Петербурге формируется русское декадентство (журнал «Северный вестник») и позднее — символизм. С Петербургом связана литературная деятельность Д. С. Мережковского (1865—1941; умер в эмиграции), 3. Н. Гиппиус (1869— 1945; умерла в эмиграции), К. Д. Бальмонта (1867—1942; умер в эмиграции), Ф. Сологуба (Ф. К. Тетерников) (1863—1927), Вяч. И. Иванова (1866—1949; умер в эмиграции), Андрея Белого (Б. Н. Бугаев) (1880—1934; в Петрограде жил в 1916—1921). В романе А. Белого «Петербург» (1911—1913; отдельное изд. 1916, переработанное изд. 1923) с декадентских позиций изображается судьба Петербурга в период перед революцией 1905—1907 гг. и во время нее.

    В творчестве выдающегося русского поэта А. А. Блока (1880—1921) тема Петербурга занимает большое место. В поэме «Возмездие» (1910—1921) Блок характеризует Петербург конца 19 в. как город, в котором, при кажущейся мощи самодержавия, уже зреют неодолимые силы революции.

    В. Я. Брюсов (1873—1924), москвич, неоднократно посещавший Петербург, посвятил ему несколько стихотворений, из которых важнейшие — «Петербург)) (1912) и «Три кумира» (1913); в последнем поэт стремится осмыслить историю самодержавия, воплощенную в трех петербургских памятниках царям.

    В Петербурге зародились и быстро отцвели литературные течения, в разной форме связанные с СИМВОЛИЗМОМ И пришедшие ему на смену: акмеизм (И. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам), эгофутуризм (И. Северянин), футуризм (В. В. Хлебников, первоначально и В. В. Маяковский), имажинизм (в начальный период творчества С. А. Есенин). В Петербурге былп издапы два выпуска сборника футуристов «Садок судей» (в 1910 и в 1913 гг.).

    С 1913 г. в Петрограде по возвращении из Италии поселился М. Горький. До этого Горький бывал в Петербурге в 1901 и 1904 гг. В 1905 г. оп явился свидетелем расстрела демонстрации 9 января, о чем написал свой очерк «9 января». В этом же году был заключен в Петропавловскую крепость за написанное им воззвание. Он возглавляет издательство «Знание», объединявшее крупнейших демократических писателей-реалистов той поры, а также издательства «Парус», «Всемирная литература», организует журнал «Летопись», выпускает сборники национальных литератур — армянской, латышской, финской. Под редакцией М. Горького выходит «Сборник пролетарских писателей» (1914). В Петрограде М. Горьким были написаны «В людях» (1916), воспоминания о писателях, «Русские сказки» (1912— 1917), статья «В. И. Ленин» (1924), изданы «Статьи 1905—1916 гг.» (1916; 2 изд., 1918).

    После революции 1905—1907 гг. в Петербурге возникают легальные большевистские издания («Звезда». «Правда», «Просвещение»), вокруг которых группируются передовые литераторы. С 1904 г. в Петербурге жил поэт Д. Бедный (1883—1945), участник «Правды» с первого ее номера. Новый этап в литературной жизни Петрограда начался после Великой Октябрьской социалистической революции. Некоторое время после переезда правительства в Москву (март 1918) Петроград сохранял свое прежнее положение главного центра литературы. Активную роль в литературной жизни в это время играл А. В. Луначарский. Здесь жили и творили Горький, Блок, Маяковский, Есенин. Постепенно многие писатели переселяются в Москву. В то же время в Петрограде начинают занимать значительное место О. Д. Форш, А. П. Чапыгин, В. В. Шишков, М. М. Пришвин и др. Заметным литературным явлением начала 20-х гг. было содружество «Серапионовы братья», в которое входили В. И. Иванов, В. А. Каверин, И. Н. Никитин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко и др. В 20-х гг. в Петрограде — Ленинграде выступили молодые прозаики и поэты Б. А. «Лавренев, В. А. Рождественский, М. Л. Слонимский, Ю. Н. Тынянов и др., переводчик М. Л. Лозипский, литературные критики И. А. Груздев, И. А. Оксенов и др. В 1922 г., по возвращении из эмиграции, поселился в Петрограде А. Н. Толстой (1883—1945).

    Здесь же в это время жили переехавшие потом в Москву крупнейшие мастера детской литературы К. И. Чуковский, выступавший также как литературовед и переводчик, С. Я. Маршак, известный также и как переводчик. В этот период в Петрограде выходят периодические издания «Вестник литературы» (1919— 1922), «Летопись Дома литераторов» (1921—1922), критико-библиографический журнал «Книга и революция» (1920—1923). С 1924 г. в Ленинграде издается большой литературно-общественный журнал «Звезда». Тогда же стал выходить журнал «Резец» (1924—1939). Позднее издавались: газета «Литературный Ленинград» (1933— 1937), журнал «Литературная учеба» (1930—1935; затем в Москве), литературно-общественные журналы «Ленинград» (1930—1932), «Литературный современник» (1933—1941). В 30-е гг. активно выступали частично печатавшиеся и раньше О. Ф. Берггольц, Л. И. Борисов, Н. Л. Браун, Ю. П. Герман, Г. С. Гор, М. Э. Казаков, Л. В. Канторович, В.К.Кетлинская,А. Г.Лебедеико, А.И.Пантелеев, А. А. Прокофьев, Л. И. Раковскнй, Л. II. Рахманов, В. И. Саянов, Б. И. Тимофеев, Е. А. Федоров, М. Ф. Чумандрин; детские писатели В. В. Бланки, Б. С. Житков, М. Ильин, Е. Л. Шварц и Е. И. Чарушин; литературные критики и литературоведы А. Горелов, А. Л. Дымшнц, Е. С. Добин, В. П. Друзин, Б. О. Костелянец, Р. Д. Мессер, Т. Ю. Хмельницкая.

    Героическая защита Ленинграда (1941—1944) вызвала большой творческий подъем оставшихся в осажденном городе писателей. Теме обороны Ленинграда посвящено огромное количество худоягественных произведении, частично собранных в сборнике «Город славы боевой (Ленинград). Стихи п поэмы 1941—1945» (1945) и в литературно-художественном и документальном сборнике «Девятьсот дней» (1957). В Ленинграде и на Ленинградском фронте в этот период писали: И. К. Авраменко («Ночь накануне бессмертия»), В. Б. Азаров, А. А. Ахматова, О. Ф. Берггольц («Ленинградский дневник», «Они жили в Ленинграде», пьеса, совместно с Г. П. Макогоненко), Н.Л. Браун («Военная весна»), А. И. Гитович («Фронтовые стихи»), М. А. Дудин («Военная Нева»), В. М. Инбер («Пулковский меридиан»), В. А. Каверин («Мы стали другими»), Е. И. Натерли, В. К. Кетлинская («Рассказы о ленинградцах»), В. А. Лифшиц («Клятва. 1941—1943»), Б. М. Лихарев («Ярость»), А. А. Прокофьев («Атака», «Россия»), Е. А. Решетов («В строю»), В. А. Рождественский («Голос Родины»), В. М. Саянов («В боях за Ленинград»), Н. С. Тихонов («Ленинградские рассказы», «Киров с нами», «Огненный год», «Слово о 28 гвардейцах»), А. А.Фадеев («Ленинград в дни блокады. Из дневника»), А. Т. Чивилихин, В. С. Шефнер («Защита»), 3. К. Ши-шова («Блокада») и др. Во все время блокады в Ленинграде продолжали выходить журналы «Звезда» и «Ленинград». Образ города-героя в большей части этих произведений раскрывается в связи с героическими подвигами его защитников в период блокады. Философское осмысление «идеи Ленинграда» представляет стихотворение Тихонова «Ленинград». Берггольц воспевает беспримерную стойкость и бессмертное мужество ленинградцев.

    Постановление ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), содержавшее глубокую критику этих журналов, определило деятельность ленинградского Союза советских писателей в последующее десятилетие. В послевоенные годы среди писателей Ленинграда выдвинулись С. М. Бытовой, С. А.Воронин, Э. Грин («Ветер с юга», «Последний стог сена»), Д. А. Гранин («Искатели»), П. Л. Далецкий («На сопках Маньчжурии»), М. И. Жестев, Б. А. Кежун, В. А. Кочетов («Под небом Родины», «Журбины»), Е. М. Мин, А. М. Минчковский, С. С. Орлов («Третья скорость», «Радуга в степи»), Г.В. Пагирев, В.Ф. Панова («Кружилиха», «Ясный берег», «Сережа»), Л. И. Хаустов, Г. К. Холопов, А. Н. Чепуров и др., а также выступившие после войны критики П. П. Громов, Д. М. Молдавский, В. А. Назаренко. Продолжают плодотворно работать писатели старшего поколения: О. Берггольц («Первороссийск»), Ю. Герман («Россия молодая»), Г. Гор («Ошибка профессора Орочева»), В. Кетлинская («Дни нашей жизни»), Б. Лавренев («За тех, кто в море!», «Голос Америки»), Н. Никитин («Северная Аврора»), Л. Пантелеев, А. Прокофьев, В. Саянов и др. С 1955 г. выходит новый ежемесячный литературно-художественный журнал «Нева». Продолжает издаваться «Ленинградский альманах» (с 1945 г.).

    Петербург — Ленинград занимает важное место в развитии отечественного литературоведения, в изучении русской литературы, литературы народов Востока и Западной Европы. В 18 в. здесь появились первые русские работы историко-литературного и теоретического характера: В. К. Треднаковского — «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735 г., и «О древнем, среднем и новом стихотворении российском», 1755 г.; М. В. Ломоносова — «Краткое руководство к красноречию», 1748 г., «Российская грамматика», 1755 г., «Предисловие о пользе кпиг церковных» [1757 г.]; Н. И. Новикова — «Опыт исторического словаря о российских писателях», 1772 г., и др. Создание Екатериной II Российской академии (1783) положило начало планомерной разработке «Словаря русского языка». Работа над ним продолжается в Ленинграде по настоящее время («Словарь современного русского литературного языка», 5 тт., 1948—1956...). В Петербурге были напечатаны первые опыты исторических обзоров русской литературы («Краткое руководство к российской словесности», 1808, Ив. Бориа; «Опыт краткой истории русской литературы», 1822, Н. И. Греча). С 1819 г. в новооткрытом Петербургском университете читались курсы словесности, а с 1835 г. — курсы истории русской литературы (П. А. Плетнев, А. В. Никитенко, впоследствии оба академики).

    В 1842 г. Российская академия вошла в состав Академии наук в качестве Второго отделения (позднее Отделение русского языка и словесности — ОРЯС). Отделение первоначально занималось славяно-русской филологией и отчасти историей древнерусской, позднее и новой русской литературы (академики А. X. Востоков, II. II. Срезневский, Я. К. Грот, П. П. Пекарский, М. И. Сухомлинов, А. Н. Веое-ловский, PL В. Ягпч, Л. Н. Майков, А. А. Шахматов, А. Н. Пыипн, И. Н. Жданов, В. И. Ламанскпй, А. И. Соболевский, В. М. Истрин, В. Н. Перетц и др.)- Среди членов-корреспоидептов находились многие русские писатели: И. С. Тургенев, II. А. Гончаров, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. К. Толстой (позднее почетный академик), Ф. М. Достоевский, Я. П. ПОЛОНСКИЙ, А. А. Фет, Д. В. Григорович, польский писатель Г. Сенкевич и др. В 1900 г. в ознаменование столетия со дня рождения Пушкина был образован при ОРЯС Разряд изящной словесности, почетными академиками которого были Л. Н. Толстой, В. В. Стасов, А. В. Сухово-Кобылин, П. И. Веннберг, И. А. Бунин, А. П. Чехов, В. Г. Короленко (последние два отказались в 1902 г. от звания академика в связи с отменой Николаем II выборов в почетные академики М. Горького) и др. ОРЯС выпускал научные издания сочинений Г. Р. Державина (под редакцией Я. К. Грота), М. В. Ломоносова (под редакцией М. И. Сухомлинова и др.), А. С. Пушкина (под разными редакциями), М. 10. Лермонтова (под редакцией Д. И. Абрамовича), А. С. Грибоедова (под редакцией Н. К. Пиксанова) и др., а также «Известия ОРЯС» (1896—1927) и «Сборники ОРЯС» (1867—1928). В 1905 г. при Академии наук было открыто научно-исследовательское учреждение — Пушкинский Дом. Его предшественниками были Пушкинский музей при Александровском лицее (бывшем Царскосельском, переведенном в Петербург), основанный в 1879 г., и Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, основанный в 1893 г. С 1930 г. Пушкинский Дом был преобразован в крупнейшее научно-исследовательское учреждение — Институт русской литературы (Пушкинский Дом). В него влились указанные выше музеи, а также Толстовский музей, существовавший в Петербурге с 1912 г. В 1929 г. был открыт Некрасовский музей, позднее перешедший в Музей-квартиру Н. А. Некрасова. Помимо указанных музеев, в Ленинграде имеются Музей-квартира А. С. Пушкина и Всесоюзный музей А. С. Пушкина.

    Заметную роль в развитии русской филологической науки сыграл историко-филологический (ныне филологический) факультет Петербургского (Ленинградского) университета, выпускавший в досоветский период «Записки историко-филологического факультета», в советское время — «Ученые записки». На этом факультете до 1917 г. преподавали почти все упомянутые выше академики, а также С. А. Венгеров, П. О. Морозов, А. И. Незеленов, И. А. Шляпкин. В советское время в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Ленинграда работали или работают многие выдающиеся советские лингвисты и литературоведы: В. М. Алексеев, М. П. Алексеев, С. Д. Балухатый, А. П. Баранников, Н. С. Державин, В. М. Жирмунский, И. Ю. Крачковскнй, Д. С. Лихачев, С. Е. Малов, А. С. Орлов, Н. К. Пиксанов, И. И. Толстой, Б. В. Томашевский, В. Ф. Шишмарев, Л. В. Щерба, Ф. И. Щербатской и другие.

    Далее: Художественная жизнь Ленинграда.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос