Городское управление Ленинграда

Дата публикации или обновления 13.01.2021
  • К оглавлению: Ленинград

  • Ленинград — город республиканского подчинении: выделен в самостоятельную административно-территориальную единицу. Городской Совет депутатов трудящихся и его Исполнительный комитет работают под непосредственным руководством Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР.

    В Ленинграде имеется 15 районов, возглавляемых районными Советами депутатов трудящихся: Ждановский, Сталинский, Калининский, Петроградский, Свердловский, Василеостровский, Октябрьский, Куйбышевский, Дзержинский, Смольнинский, Ленинским, Фрунзенским, Кировский, Московский, Невский.

    Кроме того, Ленинградскому горсовету подчинены города: Колпино, Петродворец, Павловск, Пушкин, Сестрорецк и Курортный район, в которых расположены исторические дворцы-музеи и парки, многочисленные дома отдыха, санатории и пионерские лагери.

    В административном подчинении как городских, так и пригородных районных Советов депутатов трудящихся Ленинграда находится ряд населенных пунктов: Кировскому районному Совету подчинены город Урицк и рабочий поселок Лигово; Московскому районному Совету — Среднерогатский поселковый Совет; Невскому районному Совету — рабочий поселок Рыбацкое; Сталинскому районному Совету — рабочие поселки Парголово и Левашево; Колшшскому районному Совету — рабочие поселки Понтонный, Усть-Ижора, Петро-Славянка; Петродворцопому районному Совету — рабочие поселки Володарский, 'Стрельни; Пушкинскому районному Совету — сельские Советы Кузьминский, Московско-Славянский, Тярлевский; Сестрорецкому районному Совету — рабочие поселки Лахтинский, Лисин Нос, Песочный (с населенным пунктом Белоостров).

    В соответствии с Конституцией РСФСР, Советы депутатов трудящихся г. Ленинграда, являясь на своей территории полномочными органами государственной власти, руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством, деятельностью подчиненных им органов управления, устанавливают местный бюджет, обеспечивают охрану общественного порядка, прав граждан, соблюдение законов. Городской и районные Советы руководят деятельностью предприятий городской местной промышленности, коммунальных в социально-культурных предприятий, учреждений городского значения, обслуживающих хозяйственно-бытовые и социально-культурные запросы и потребности населения, содействуют работе учреждений и организаций республиканского и союзного подчинения, расположенных па их территории.

    Местные Советы депутатов трудящихся образуются демократическим путем: они избираются на основе всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. В выборах принимают участие все граждане, достигшие 18 лет.

    Положение о выборах в местные Советы депутатов трудящихся предусматривает следующие нормы представительства трудящихся: каждый депутат в Ленинградский городской Совет избирается от 6 тыс. человек, депутат районного Совета - от 500 человек населения (по не более 250 депутатов).

    Для проведения выборов во все местные Советы Ленинграда шестого созыва, происходивших в 1957 г., было образовано 7087 окружных и участковых избирательных комиссии, в состав которых общими собраниями трудящихся предприятий, учреждений, учебных заведений, а также от общественных организаций и обществ трудящихся было избрано более 40 тыс. трудящихся.

    В 1957 г. в выборах в Ленинградский городской Совет приняло участие в голосовании 99,89% избирателей. За кандидатов блока коммунистов и беспартийных: было подано 99,09% всех голосов избирателей. В итоге выборов в Ленинградский городской, районные, Павловский городской и в поселковые Советы депутатов трудящихся избрано 5510 депутатов, в том числе: 2252 женщины, 3317 членов и кандидатов в члены КПСС, 135 членов ВЛКСМ. В Ленинградский городской Совет избран 551 депутат, в том числе 206 женщин; среди депутатов — 218 рабочих, 293 — с высшим образованием, 447 — награждены орденами Советского Союза, 92 — имеют ученые степени и звания.

    Сессии местных Советов созываются исполнительными комитетами городского и районных Советов в сроки, установленные Конституцией РСФСР. Сессии Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся созываются не реже 1 раза в 3 месяца, сессии районных Советов — не реже 1 раза в 2 месяца. На сессиях утверждаются и подводятся итоги выполнения планов развития городского хозяйства и бюджета г. Ленинграда, обсуждаются и принимаются решения по вопросам выполнения наказов избирателей, благоустройства города, улучшения обслуживания населения учреждениями, организациями и предприятиями городского хозяйства, соблюдения социалистической законности и общественного порядка; заслушиваются отчеты о деятельности Исполнительного комитета и важнейших отделов и управлении, а также постоянных комиссий Совета. Городскому и районным Советам депутатов трудящихся принадлежит решающая роль в подборе, расстановке и использовании руководящих кадров во всех подконтрольных и подотчетных им органах. Советы избирают своп исполнительные комитеты, утверждают заведующих отделами и начальников управлении исполнительных комитетов.

    К подготовке сессии местных Советов широко привлекаются депутаты и актив. что позволяет глубоко изучать вопросы, рассматриваемые на сессиях. Связь депутатов с избирателями дает возможность депутатам своевременно выявлять нужды и запросы трудящихся, учитывать их пожелания и практические предложения. Социалистический демократизм обеспечивает развитие острой и принципиальной критики и самокритики па сессиях Советов. Исполнительные комитеты местных Советов обобщают критические замечания и практические предложения, высказанные депутатами, и принимают необходимые организационные меры но улучшению работы отделов и управлении.

    О выполнении мероприятий по критическим замечаниям депутатов, так же как и о выполнении решении Советов, исполкомы докладывают на сессиях Советов.

    В соответствии со ст. 142 Конституции СССР депутаты местных Советов Ленинграда систематически отчитываются перед избирателями.

    В 1955 и 1956 гг. из 540 депутатов городского Совета пятого созыва отчитались 447 и из 4 223 депутатов районных, городских и сельских Советов отчиталось свыше 4 000 депутатов. Случаев отзыва депутатов не было.

    Важнейшей организационной формой деятельности депутатов между сессиями Совета являются постоянные комиссии. Ленинградский городской Совет шестого созыва образовал постоянные комиссии по отраслям хозяйства: бюджетную, топливно-энергетическую, жилищного хозяйства, по жилищному строительству, городскому транспорту и связи, коммунальному хозяйству, благоустройству, промышленности, торговле и общественному питанию, промышленности строительных материалов, здравоохранению, культуре, народному образованию, социальному обеспечению, физкультуре и спорту. В состав каждой комиссии на первой сессии Совета избрано от 11 до 19 депутатов. При организации комиссий учитывается специальность депутата с тем, чтобы оп был использован в знакомой ему отрасли городского хозяйства. В постоянные комиссии вошел 251 депутат. Комиссии проверяют деятельность отделов и управлений Исполнительного комитета и подведомственных им учреждений и предприятий, выявляют недостатки, разрабатывают практические предложения по улучшению работы, ставят вопросы на рассмотрение Совета и его Исполнительного комитета, дают заключения и предложения по вопросам, выносимым Исполнительным комитетом на рассмотрение сессий Совета.

    На первой сессии Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся шестого созыва избран Исполнительный комитет в составе председателя, 7 заместителей, секретаря и 14 членов. Исполнительный комитет обеспечивает коллегиальное обсуждение и решение стоящих перед ним задач. Заседания Исполнительного комитета проводятся два раза в месяц. Все члены Исполнительного комитета пользуются одинаковыми правами в обсуждении и принятии решений.

    Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета действует на основе решений городского Совета и вышестоящих государственных органов через следующие отраслевые отделы и управления: отделы — финансовый, здравоохранения, народного образования, сельского хозяйства, социального обеспечения; управления — по делам строительства н архитектуры, водопроводного и канализационного хозяйства (Водоканал), газового хозяйства, дорожно-мостового хозяйства (Дормост), жилищного, капитального ремонта жилых домов, капитального строительства, культуры, метрополитена, местной промышленности, торговли, предприятий коммунального обслуживания, промышленности строительных материалов, садово-паркового хозяйства и зеленого строительства, топливно-энергетическое, трамвайно-троллейбусное. Созданы также плановая комиссия, комитет по физической культуре и спорту и отделы — общий, организационно-инструкторский и кадров. Отделы и управления Исполнительного комитета городского Совета находятся в двойном подчинении: они подчиняются городскому Совету и соответствующему министерству РСФСР. При исполнительных комитетах районных Советов созданы отделы и управления: финансовый, здравоохранения, народного образования, торговли, социального обеспечения, жилищного управления, коммунальный, жилищный, культуры, общий отдел, сектор кадров при председателе исполкома, плановая комиссия н районный комитет физкультуры и спорта. Права и обязанности отделов и управлений определены в соответствующих положениях. 13 нюне 1957 на основании закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» был создан Ленинградский экономический административный район во главе с Совнархозом, подчиненным непосредственно Совету Министров РСФСР. В ведении Совнархоза находятся основные промышленные предприятия Ленинграда.

    Основным звеном судебной системы являются народные суды, которые избираются гражданами района па основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. На территории г. Ленинграда действуют 129 участков народных судов. Все суды рассматривают дела с участием народных заседателей, которые, так же как и народные судьи, избираются населением района. Народные судьи г. Ленинграда периодически отчитываются в своей работе перед избирателями, разъясняют трудящимся демократические принципы организации и деятельности советского суда, знакомят их с работой народного суда данного участка по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

    Ленинградский городской суд рассматривает отнесенные законом к его ведению уголовные и гражданские дела, действуя как суд первой инстанции. Кроме того, ленинградский суд рассматривает уголовные и гражданские дела но кассационным жалобам и протестам на приговоры и решения по делам, рассмотренным народными судами. Президиум городского суда, являясь (с августа 1952 г.) надзорной судебной инстанцией, рассматривает протесты в порядке надзора па вступившие в законную силу приговоры и решения народных судов и определения судебных коллегий ленинградского суда. Руководство ленинградским городским судом осуществляет его председатель и три заместителя, один из которых (первый заместитель) руководит народными судами г. Ленинграда, остальные являются председателями судебных коллегий по уголовным делам и по гражданским делам.

    Городская прокуратура в соответствии с «Положением о прокурорском надзоре в СССР» (1955 г.) осуществляет надзор за точным исполнением законов всеми учреждениями и предприятиями г. Ленинграда, исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся н общественными организациями, а также должностными лицами и гражданами, надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов г. Ленинграда. В каждом административном районе действует районная прокуратура, подчиненная прокурору г. Ленинграда. Прокурор Ленинграда имеет право опротестовывать противоречащие закону приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и иные акты в орган, издавший эти акты, или в вышестоящий орган.

    Специальный отдел прокуратуры осуществляет надзор за законностью в расследовании уголовных дел органами государственной безопасности.

    Далее: Основание Петербурга.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос