Балет в Ленинграде.

Дата публикации или обновления 22.03.2021
  • К оглавлению: Ленинград

  • Оперно-балетный театр в Петербурге возник в 30-е гг. 18 в. при дворе Анны Иоанновны. Первыми исполнителями были итальянские артисты (во главе с знаменитым танцовщиком А. Фоссано). В балетных спектаклях принимали участие также воспитанники петербургского Шляхетского корпуса.

    В мае 1738 г. в Петербурге была создана школа для подготовки русских артистов балета (руководил школой танцмейстер Шляхетского корпуса Ж. Ланде). Выпускники этой школы достигли: высокого мастерства исполнения и заняли ведущее положение в петербургском балете. Первой выдающейся русской балериной была А. Сергеева; к началу 60-х гг. выдвинулся замечательный танцовщик Т. С. Бубликов.

    В Петербурге работали знаменитые мастера французского, австрийского и итальянского балета 18 века — Ж. Ланде, Ф. Гильфердинг, Г. Анджолини, Дж. Капцнани, К. Лепик, популяризировавшие достижения западно-европейского балетного искусства.

    К концу 18 в. возрастает интерес к национальной тематике, балетное искусство приобретает широкую популярность, в связи с открытием в Петербурге в 1783 г. общедоступного Каменного (Большого) театра. Крупнейшие деятели русского балета конца 18 — начала 19 вв. артисты, педагоги и балетмейстеры — А. Тукманова, А. П. Берилова, В. М. Балашов, И. И. Вальберх и др. В первой четверти 19 вв. в балетную труппу входили замечательные русские артисты М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, А. А. Лихутина, Е. А. Телешева, А. П. Глушковский, Я. Люстих, Н. О. Гольц и др.

    Среди педагогов выделялись Е. Сазонова [Беккер], Е. И. Колосова и др.

    Возглавлял петербургский балет в 1801 — 30 гг. (перерыв 1811—16 гг.) выдающийся балетмейстер Ш. Л. Дидло, создавший оригинальный романтический репертуар и воспитавший несколько поколений замечательных русских артистов. Среди спектаклей, поставленных Дидло, «Зефир и Флора» (1808), «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (1819 г.), «Кавказский пленник, или Тень невесты» (1823 г.) К. Кавоса, «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Бенуа (1817 г.), «Хепзи и Тао» А. Антонолини (1819 г.).

    В 30—50-е гг. на балетной сцене Петербурга ставятся главным образом произведения западно-европейского балетного искусства, выступают преимущественно иностранные гастролеры, порывается связь с русскими музыкантами и литераторами.

    К этому времени относится постановка в Петербурге лучших французских балетов романтического направления, получивших в России глубокое истолкование: («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, «Дева Дуная», «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни. Успехи петербургского балета этого времени связаны с творчеством балерин Е. И. Андреяновой, Т. П. Смирновой, М. С. Суровщиковой (Петииа) и др., балетмейстера Ж. Перро, а также с расцветом искусства кордебалета. С 1860 г. балетная труппа стала выступать также в Марнинском театре.

    Во 2-й половине 19 в. русский балет, во главе с петербургским, занял ведущее положение в мировом балетном искусстве. С 60-х гг. свыше полувека его возглавлял балетмейстер М. И. Петииа, ближайшими помощниками которого были артисты и педагоги П. А. Гердт, X. П. Иогансон и балетмейстер Л. И. Иванов. В эти годы были поставлены балеты «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1864 г.), «Дон Кихот» (1871 г.) и «Баядерка» (1877 г.) Л, Минкуса, и др. Новый период расцвета петербургского балета связан с постановкой в 90-е гг. 19 в. балетов П. И. Чайковского («Спящая красавица», 1890 г., «Щелкунчик», 1892 г., и «Лебединое озеро», 1895г.), А. К. Глазунова («Раймонда», 1898г. и «Времена года», 1900г.). Использование симфонической музыки, разработка различных сложных форм танца, пантомимы способствовали созданию целостного художественного образа; все компоненты спектакля (включая декорационное оформление) были подчинены раскрытию идеи произведения.

    Русская школа классического танца получает блестящее развитие в творчестве балерины А. П. Павловой, танцовщиков В. Ф. Нижинского, Н. Г. и С. Г. Легат и др. Постановки, осуществленные петербургским балетмейстером М. М. Фокиным — «Половецкие пляски» (в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1909 г.), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1908 г.), «Шоненпана» (на музыку Ф. Шопена, 1907 г.), «Карнавал» Р. Шумана (1910 г.), а также балеты, созданные Л. И. Ивановым и М. И. Петипа, вошли в репертуар театров всех стран мира. С 1909г. артисты петербургского балета принимают участие в т. н. русских сезонах за границей, демонстрируя высокую исполнительскую культуру, лучшие достижения русского балетного искусства (simi.kiev.ua).

    Однако распространение упадочнического, модернистского искусства накануне п в годы первой мировой войны пагубно сказалось на состоянии русского балета, в том числе и петербургского.

    После Великой Октябрьской социалистической революции начинается новый этап в истории русского балета. В борьбе за осуществление новых идейно-творческих задач в области балетного искусства объединяются мастера старшего поколения — А. Я. Ваганова, Е. И. Билль, Е. П. Гердт, Е. М. Люком, В. К. Иванова, А. В. Ширяев, Ф. В. и А. В. Лопуховы, Б. В. Шавров, А. И. Чекрыгин, А. М. Монахов, Л.С. Леонтьев, В. И. Пономарев, В. А. Семенов, Н. А. Соллянников, Н. П. Ивановский и молодые артисты — воспитанники балетного отделения театрального училища.

    В 1920 г. Мариинский театр был включен в группу академических театров и получил наименование Государственного академического театра оперы и балета (в 1935 г. театру присвоено имя С. М. Кирова). В 20—30-е гг. в труппу этого театра вступили молодые артисты, позже — крупные мастера советского балета: М. Т. Семенова, О. Г. Иордан, Г. С. Уланова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Ф. И. Балабина, A.Я. Шелест, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукнани, К. М. Сергеев, С. С. Каплан, Н. А. Зубковскпн, С. Г. Корень и др. В эти годы была осуществлена реорганизация балетного отделения театрального училища, ведущего свое начало от школы, созданной в 1738г., в самостоятельное Хореографическое училище. В 30-х гг. в училище начинается подготовка артистов балета для республик Советского Союза, создаются специальные курсы, готовящие педагогов и балетмейстеров.

    В 20—30-е гг. в работе над постановками реалистических балетов на сценах Ленинградских театров формируются кадры советских балетмейстеров — В. И. Вайнонен, В.А. Варковпцкий, Р.В. Захаров, Л.М. Лавровский, Ф.В. Лопухов, B.М. Чабукиани. К созданию этих балетов привлекаются композиторы: Б. В. Асафьев, А. М. Баланчивадзе, А. А. Крейн, С. С. Прокофьев, М. И. Чулаки, художники: C.Б. Вирсаладзе, В. В. Дмитриев, А. А. Коломойцев и др.

    Среди наиболее значительных постановок, осуществленных на сцене театра имени С. М. Кирова в 20-е — начале40-х гг.: «Ледяная дева» Э. Грига (1927 г.), «Пламя Парижа» (1932 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1934 г.) и «Партизанские дни» (1937 г.) Б.В.Асафьева, «Сердце гор» А. М. Баланчивадзе (1938 г.), «Лауренсня» А. А. Крейна (1939 г.), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1940 г.), «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1942 г.) и др. К началу 30-хгг. складывается балетная труппа в Ленинградском Малом оперном театре (бывший Михайловский). Здесь были поставлены балеты «Фадетта» Л. Делиба (1936 г.), «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1938 г.), «Сказка о попе и его работнике Балде» М. И. Чулаки (1940 г.), и др.

    Послевоенные годы ознаменованы созданием спектаклей: «Золушка» С.С. Прокофьева (1945 г.), «Али-Батыр» Яруллина (1950 г.), «Семь красавиц» К. Караева (1953 г.), «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седова (1955 г.), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1956 г.), «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1957 г.) в театре имени Кирова; «Мнимый жених» (1947 г.) и «Юность» (1949 г.) М. И. Чулаки в Малом оперном театре. В эти годы выдвинулись балетмейстеры — Н. А. Анисимова, 10. Н. Григорович, П. А. Гусев, К. М. Сергеев, Б. А. Фенстер, Л. В. Якобсон и др., балерины и танцовщики — Б. Я. Брегвадзе, Л. И. Войшнис, А. И. Грибов, В. С. Зимин, И. В. Зубковская, Г. И. Исаева, Г. Н. Кириллова, И. А. Колпакова, Г. П. Лнтвиненко, М. П. Мазун, А. А. Макаров, О. П. Моисеева, А. Е. Осипенко, Н. А, Петрова, Г. Н. Пирожная, В. М. Розенберг, К. В. Шатилов, С. К. Шеина, Н. Б. Ястребова и др.

    К оглавлению: Ленинград.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос