Архитектура и строительство в Петербурге.

Дата публикации или обновления 18.01.2021
  • К оглавлению: Ленинград

  • За два с половиной столетия Ленинград сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Ленинград и его пригороды — Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Ленинград представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей — площадей, улиц, набережных, парков.

    Со времени своего основания город развивался как новая столица и новый морской порт выходящего на мировую арену крупнейшего государства, что и предопределило его быстрый рост и создание в нем крупных ансамблей.

    Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и др. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у водного зеркала Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения.

    Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве.

    Так, уже в первой половине 18 в. сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трехлучевая система проспектов Невского, Вознесенского (ныне Майорова) и Гороховой улицы (ныне Дзержинского).

    Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава — Большую Неву и Малую Неву,— комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей — Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и др. Все эти ансамбли и выдающиеся памятники архитектуры, созданные напряженным трудом народа и лучшими зодчими России, являются предметом законной гордости советских людей, которые бережно хранят это культурное наследие своего исторического прошлого.

    Прогрессивные творческие традиции лучших зодчих Петербурга 18 — начала 19 вв. и, прежде всего, принцип ансамблевой застройки получают дальнейшее развитие и применение в современной градостроительной практике в Ленинграде. В годы Советской власти широко развернулось жилищное и культурно-бытовое строительство в новых районах города, где, несмотря на ряд существенных различий в приемах застройки и в архитектурных формах сооружений нашего времени и исторического прошлого, можно увидеть конкретное выражение преемственности многих лучших архитектурных и градостроительных традиций.

    На планировку Ленинграда и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.

    Город расположен на ровной низменной поверхности.

    Это позволило в условиях государственного регулирования строительства до середины 19 в. осуществить сравнительно ровную по высоте застройку города, акцентируемую местами высотными композициями. Некоторые из них — шпиль Петропавловского собора, «Адмиралтейская игла», купол Исаакиевского собора — сверкают золотом, доминируя над городом, и хорошо видны с больших расстояний — с моря, с Пулковских высот и других точек, находящихся за пределами города.

    Типичны для Ленинграда широко раскрывающиеся величественные перспективы Невы, больших парадных площадей — Марсова поля, Дворцовой площади, прямых, просторных проспектов — Невского, Московского, проспекта Стачек и др. Вместе с тем в городе часто встречаются и более скромные по размерам, но по-своему прекрасные площади, скверы, улицы, набережные каналов, — такие, как пл. Искусств, пл. Островского, ул. Петра Лаврова, Пушкинская ул. и многие другие улицы города, как правило, прямые и в большинстве своем достаточно широкие. В этом одно из его отличий от многих европейских городов, сложившихся не только в средние века, но и в более позднее время. Облик города во многом определяют мощная полноводная река Нева, многочисленные малые реки и каналы, гранитные набережные, разнообразные мосты.

    Солнечных дней в Ленинграде немного и продолжительность сияния солнца, особенно осенью и зимой, невелика. К тому же солнце не поднимается высоко над горизонтом. Большую часть года небо над городом закрыто облаками, часты дожди; утром, даже в летние солнечные дни, город обволакивает легкая дымка, смягчающая очертания отдаленных зданий. Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Ленинграда расцветки зданий для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов — желтых, бирюзово-голубых, зеленых, тёмно-красных и др. — и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

    Неизгладимое впечатление производит Ленинград в «белые ночи», когда

    Одна заря сменить другую

    Спешит, дав ночи полчаса.

    (А. С. Пушкин).

    Прозванный в старину «Северной Пальмирой», Ленинград красив и зимой, когда снег толстым пушистым слоем лежит на карнизах его замечательных зданий, а серебристый иней покрывает гранит монументов.

    Естественные условия города глубоко понимали л умели хорошо использовать в своей архитектурно-градостроительной деятельности лучшие зодчие, осуществлявшие застройку города в 18 — первой половине 19 вв., а некоторые и в последующее время.

    В развитии дореволюционного Петербурга, с архитектурной точки зрения, можно различить два периода. Первый период, продолжавшийся с основания города до середины 19 в., отмечен высоким уровнем градостроительной культуры (преимущественно в застройке нейтральных районов), смелостью и шпротой в решении крупных проблем планировки и строительства города, созданием замечательных произведений русской и мировой архитектуры, исключительных по красоте архитектурных ансамблей. Но уже тогда наряду с созданием парадного центра города происходила бессистемная застройка неблагоустроенных окраин, в чем проявился противоречивый, классовый характер градостроительства того времени.

    Второй период — с середины 19 в. до Великой Октябрьской социалистической революции — совпадает с периодом развития капитализма в России. Уровень градостроительства резко упал, ансамблевый принцип застройки был предан забвению, в архитектуре воцарился буржуазно-мещанский эклектизм. Город стал развиваться стихийно, беспорядочно; противоречия между парадным центром и неблагоустроенными окраинами все более обострялись.

    Вскоре после закладки на Заячьем острове Петропавловской крепости (внутри которой тогда же приступили к строительству деревянной церкви Петра и Павла) началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для «работных людей», был создан первоначальный административный и торговый центр города со зданиями Сената и учрежденных позднее коллегий, таможней, торговыми рядами и с Троицким собором.

    Там же был построен в 1703 г. скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого, сохранившийся и поныне. На первых порах (1703 г.) Петропавловская крепость представляла собой земляной вал со рвом. В 1706—1787 гг. крепостные стены куртин и бастионов были перестроены, сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д. Трезини и др.).

    Прочие петербургские постройки того времени — жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения — были вначале деревянными; примерно с 1711 г. (когда стало развиваться строительство мазанковых зданий) многие из них были перестроены. Почти одновременно с закладкой Петропавловской крепости па противоположном берегу Невы осенью 1704 г. было начато строительство Адмиралтейства, которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и крепостью.

    Вслед за тем развернулась и застройка прилегающего района — т. н. Адмиралтейского острова, куда постепенно к 30-м гг. 18 в. переместился городской центр. После победы в Полтавской битве (1709 г.) и освобождения Выборга от шведов (1710 г.), когда безопасность Петербурга упрочилась, город застраивался значительно быстрее; в нем стали появляться и первые здания из камня и кирпича. С новой силой развернулись работы по застройке города после победы над шведской эскадрой у мыса Гангут (27 июля 1714 г.). Для ускорения строительства новой столицы был издан указ от 9 октября 1714 г., запрещавший возведение новых каменных зданий по всей России, кроме Петербурга. Большую роль в застройке города сыграл также указ от 24 октября 1714 г. о доставке каждым приезжающим в Петербург определенного количества камней. Застройка города шла главным образом по берегам Невы и ее рукавов.

    Уже к 1716 г. от башни Адмиралтейства расходились радиальные направления новых улиц, легших в основу будущей трехлучевой системы планировки центральной части города. После 1709 г. началось строительство и на берегу Васильевского острова. Там были построены дворец Меншикова (1710—1716 гг., архитектор Дж.-М. Фонтана, закончен архитектором Г.-И. Шеделем), Кунсткамера (1718—1734 гг., архитекторы Г.-И. Маттарнови, затем Г. Кьявери; завершил строительство здания, придав ему дошедшие до нас формы, М. Г. Земцов), здание Двенадцати коллегий, ныне университет имени А. А. Жданова (1722—1742 гг., архитектор Д. Трезини), и ряд особняков.

    На Адмиралтейском острове был в 1704 г. разбит Летний сад (архитектор И. Матвеев и садовый мастер Ян Розен), в котором в 1710—1714 гг. возник каменный Летний дворец Петра I (архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер и др.).

    В Петропавловской крепости по проекту Д. Трезини при участии И.Устинова, М. Г. Земцова и др. был возведен Петропавловский собор (1712—1733 гг.) с высоким шпилем на колокольне, сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым и др. В 1710-х гг. по проекту Д. Трезини началось строительство ансамбля Александро-Невской лавры, завершенного к 1790-м гг. И. Е. Старовым.

    Архитектура Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративных элементов. Хотя Петр I мечтал сделать из Петербурга город, напоминающий Амстердам или Венецию, и в формировании его архитектуры участвовали не только русские, во и иностранные мастера, она имеет вполне самобытный характер.

    Застройка города и строительство многих отдельных сооружений после 1710 г. велись под непосредственным руководством и по указаниям Петра I. Первоначально техническим руководителем всех построек был Д. Трезнни, возглавлявший вместе с У. А. Сенявиным созданную для руководства основными строительными работами в Петербурге в 1706 г. «Канцелярию городовых дел» (с 1723 — «Канцелярия от строений»). Ближайшими помощниками Петра I в строительстве города были также русские зодчие Иван Матвеев, Федор Васильев, Григорий Устинов и Михаил Земцов. Один из первых планов Петербурга был создан в 1716 г. Д. Трезини. Этот план, по которому город намечалось разместить преимущественно на Васильевском острове (с прямоугольной сеткой улиц и каналов), был Петром I в основном одобрен.

    В 1716—1717 гг. приглашенный Петром I в Петербург французский архитектор Ж.-Б. Леблон предложил свой план города, разработанный по предвзятой геометрической схеме, в форме эллипса, без учета реальных условий строительства и оказавшийся нежизненным. Этот план не был утвержден.

    В период после смерти Петра I наиболее выдающимися зодчими были П. М. Еропкин, И. К. Коробов, капитально перестроивший в 1727—1738 гг. Адмиралтейство, М. Г. Земцов, по проектам которого было построено в Петербурге много жилых домов, две церкви и первоначальное здание Аничкова дворца (1741—1750 гг., перестроено в 1778—1779 гг. И. Е. Старовым). В 1737 г. после опустошительных пожаров 1736 г. и лета 1737 г. была создана «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», на которую было возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством. В нее вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей своего времени П. М. Еропкин, разработавший в 1737—1740 гг. вполне реальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга, по которому продолжалась застройка города в течение нескольких следующих десятилетии. В основу его была положена трехлучевая планировочная система центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени, в соответствии с которой в 1738 г. была проложена между уже существовавшими проспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским (ныне Майорова) Гороховая улица (ныне Дзержинского). Основные элементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом, были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени. В 1730—1750-х гг. в Петербурге развернулось большое строительство дворянских дворцов, особняков и дач. Середина 18 в. была ознаменована созданием многочисленных архитектурных ансамблей в столице и пригородах. По проектам С. И. Чевакинского (ученика И. К. Коробова) застраивался район западнее Вознесенского проспекта — между Мойкой и Фонтанкой; там же был им сооружен Никольский военно-морской собор (1753—1762 гг.); позднее С. И. Чевакинским и Ж.-Б. Валлен-Деламотом было осуществлено строительство ансамбля «Новая Голландия» (1765— 1780 гг.); вместе с Ф. С. Аргуновым С. И. Чевакинский является автором Шереметевского дворца на Фонтанке (1750—1755 гг.).

    Выдающуюся роль в истории русской архитектуры в середине 18 в. сыграл В. В. Растрелли. Крупнейшими сооружениями Растрелли в Петербурге, в композиции которых во многом были использованы традиции русской архитектуры 17 в., являются Зимний дворец (1754—1764 гг.), ансамбль Смольного монастыря (1748—1764 гг., закончен в 1831-1836 гг. В. П. Стасовым), Воронцовский дворец на Садовой ул. (1749—1757 гг.), дворец Строганова на Невском проспекте (1752—1754 гг.). Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных ему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративного убранства, имеют ярко выраженный торжественно-репрезентативный характер. Их самобытный архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко, является своеобразным сочетанием переработанных классических архитектурных форм и национального русского декоративного искусства.

    В 1762 г. была учреждена «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» (существовала до 1796 г.). Архитектурную часть комиссии возглавлял до 1772 г. Алексей Квасов, при котором в 1763—1769 гг. был разработан составлявшийся по частям план Петербурга. В 1772—1774 гг. главным архитектором комиссии являлся И.Е. Старов. Новый план Петербурга предусматривал регулярную планировку города, парадное решение центральных районов, учитывая природные условия, но вместе с тем он не решал вопросов планировки и благоустройства окраин Петербурга.

    Развитие экономики, политическое укрепление русского государства, успехи в области культуры, рост национального самосознания и прогрессивных освободительных идей во второй половине 18 в. нашли отражение и в области архитектуры в России и ее столице — Петербурге. Началось обширное строительство гостиных дворов, учебных заведений, правительственных зданий, бирж, театров и других общественных сооружений. Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки.

    Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этане развития этого стиля сделали ого основоположники — великий русский зодчий В. И. Баженов, по проекту которого арх. В. Ф. Брениа построил Михайловский (Инженерный) замок (1797—1800 гг.), и И. Е. Старов, создатель Таврического дворца (1783—1789 гг.) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778—1790 гг.). Крупными представителями архитектуры раннего классицизма, сохранившими в ряде своих построек некоторые черты барокко, были А. Ф, Кокорннов, по проекту которого (в соавторстве с Баллен-Деламотом) воздвигнуто здание Академии художеств (1764—1788 гг.); Ж.-Б. Баллен-Деламот — строитель Большого Гостиного двора (1761—1785 гг.), Малого Эрмитажа (1764—1767 гг.); А. Ринальди — строитель Мраморного дворца (1768—1785 гг.); Ю- М. Фельтен — строитель Старого Эрмитажа (1771—1784 гг.) и решетки Летнего сада (1770—1784 гг., совместно с П. Е. Егоровым).

    В развитии классицизма в русской архитектуре большую роль сыграл в конце 18 — начале 19 вв. Дж. Кваренги: им построены главное здание Академии наук (1783—1789 гг.), здание б. Ассигнационного банка (шлне Финансово-экономический институт) на Садовой ул. (1783—1790гг.), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783—1787 гг.), Смольный институт (1806—1809 гг.), здание «Кабинета» (ныне учебный корпус Дворца пионеров имени А. А. Жданова, 1803—1806 гг.). Малый Гостиный двор (1790-е гг.) и другие сооружении. Е. Т. Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой ул. (1796 — 1801 гг.).

    Наивысшего расцвета градостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети 19 в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведении русской и мировой архитектуры — монументальных общественных зданий и дворцов, были завершены главнейшие, начатые еще в 18 в. ансамбли в центре города. Вопросами планировки и благоустройства города ведал с 1802 г. «Комитет для управления городских повинностей».

    В 1808 г. был создан «Комитет городских строении», на который были возложены строительство и ремонт всех казенных зданий.

    В 1816 г. был организован «Комитет для строений и гидравлических работ», ведавший до 1842 г. регулированием всей застройки города. Руководящую роль играли в нем К. И. Росси, В. П. Стасов, А. Л. Михайлов, председателем комитета был видный инженер А. А. Бетанкур.

    В этот период А. Н. Воронихин построил здание Казанского собора (1801 — 11 гг.) у Невского проспекта и здание Горного института на набережной Невы (1806 —1811 гг.); Л. Д. Захаров, капитально перестроив коробовское здание Адмиралтейства, создал один из наиболее замечательных шедевров русской и мировой архитектуры (1806—1823 гг.). На Биржевой стрелке Васильевского острова (ныне Пушкинская площадь) архитектором Тома де Томоном были возведены величественное здание Биржи (1804—1810 гг., ныне Центральный военно-морской музей) и две ростральные колонны (1806 г.). В. П. Стасов построил на Марсовом поле Павловские казармы (1817—1820 гг., ныне здание Ленэнерго).

    Весьма важное для города значение имели ансамбли и отдельные здания, созданные между L818 и L834 гг. К. И. Росси: Елагин дворец с парком, павильонами и службами (1818—1822 гг.); ансамбль площади Искусств со зданием Михайловского дворца (1819—1825 гг., ныне Русский музей) и Михайловской (ныне Бродского) улицы; здание Главного штаба (1819—1829 гг.) с монументальной аркой, перекрывающей Морскую (ныне Герцена) улицу, завершившее ансамбль Дворцовой площади; ансамбль Александрийского театра (1828— 1832 гг., ныне Театр драмы имени А. С. Пушкина), нового здания Публичной библиотеки (1828—1832 гг.), пристроенного с большим художественным тактом к уже существовавшему угловому корпусу архитектора Е. Т. Соколова, Театральной (ныне зодчего Росси) улицы и Чернышевой (ныне Ломоносова) площади (1828— 1834 гг.) и др. Из других зодчих первой половины 19 в, следует отметить А. А. Монферрана, построившего с помощью выдающихся русских архитекторов и инженеров монументальный Исаакиевский собор (1818— 1858 гг.) и создавшего замечательную своими пропорциями и строгой красотой Александровскую колонну (1830—1834 гг.) на Дворцовой площади, А. И. Брюллова, построившего на той же площади здание штаба Гвардейского корпуса (1837—1840 гг.); видными архитекторами этого времени были также А. И. Мельников, А. А. Михайлов 2-й, С. Л. Шустов, И. И. и Л. И. Шарлемань, В. А. Глинка, П. С. Плавов и др.

    Большую роль в архитектуре Ленинграда, в формировании его замечательных ансамблей играет декоративная и в особенности монументальная скульптура. Лучшие зодчие Петербурга и прежде всего архитекторы второй половины 18 и первой половины 19 вв. в композиции многих своих сооружений, площадей, парков применяли скульптуру в органическом единстве, в синтезе с архитектурой, достигая этим большой выразительности идейно-художественного образа отдельных зданий, ансамблей и города в целом. Наиболее значительные скульптурные монументы устанавливались с большим пониманием особенностей окружающей архитектуры и входили в архитектурный ансамбль как его неотъемлемая часть.

    В качестве ярких примеров синтеза архитектуры и скульптуры в создании архитектурно-художественного образа можно привести здание Адмиралтейства (архитектор А. Д. Захаров, скульпторы И. И. Теребенев, Ф. Ф, Щедрин, В. И. Демут-Малитовский, С. С. Пименов и др.), здание Публичной библиотеки (архитектор К. И. Росси, скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и др.), арку Главного штаба (архитектор К. И. Росси, скульпторы С, С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский), портик Горного института (архитектор А. Н. Воронихин, скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский), Александровскую колонну (архитектор А. А. Монферран, скульптор Б. И. Орловский, бронзовые барельефы постамента отлиты по моделям П. В. Свинцова и И. Леппе) и многие другие произведения, относящиеся в основном к периоду расцвета классицизма.

    Весьма интересны примеры использования скульптуры в композиции инженерных сооружении: Львиный мост через канал Грибоедова с установленными при входе на него фигурами львов (1825—1826 гг.) и Банковский мост с фигурами грифонов (1825 — 1826 гг., авторы обоих мостов инженер Г. Треттер, скульптор П. П. Соколов), конные группы на Аничковой мосту (1838 — 1850 гг., скульптор П. К. Клодт) и др. Наиболее замечательными скульптурными монументами, воздвигнутыми на площадях и перед крупными общественными зданиями Ленинграда, являются памятники Петру I на площади Декабристов и на Кленовой аллее (перед Инженерным замком), памятник А. В. Суворову на Суворовской площади, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли на площади перед Казанским собором и ряд др. Со временен классицизм стал как бы официальным стилем, в котором строились все казенные, в особенности военные здания; с усилением николаевской реакции началось насильственное насаждение псевдонационального, искусственного «русско-византийского» эклектического стиля. Проникнув вначале в церковное строительство, «русско-византийский» стиль (возникновение которого было связано с фальшивым лозунгом «православие, самодержавие, народность»), а затем и многочисленные другие виды эклектизма распространились во второй половине 19 в. и на частное строительство.

    К ранним проявлениям эклектизма в русской архитектуре середины 19 в. относятся произведения А. И. Штакеншнейдера: Мариинский дворец (построен в 1839—1844 гг., ныне здание Ленинградского городского совета), особенно в его внутренней отделке, Николаевский дворец (1853—1861 гг., ныне Дворец труда), дворец Белосельских-Белозерских (1846—1848 гг., ныне здание Куйбышевского РК КПСС).

    Механическое заимствование и широко практиковавшееся эклектическое смешение архитектурных форм разных исторических эпох не могли привести к созданию сколько-нибудь выдающихся произведении архитектуры.

    К середине 19 века в Петербурге заметно упал и уровень градостроительства.

    В городской застройке тем временем происходили серьезные изменения, связанные, в частности, с развитием и размещением капиталистической промышленности. Большинство петербургских предприятий создавалось па водных артериях. После издания «Положения о размещении и устройстве частных заводов в С.-Петербурге» (1833), а также в связи с повышением земельной ренты ранее существовавшие в центральных районах промышленные предприятия стали перемещаться на периферию, особенно в южные районы города, где в 1835 г. было закончено строительство Обводного канала, а в 1851 г. — Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Стоимость земли там была ниже, чем в других районах города. Сооружение фабрик и заводов, осуществлявшееся без всякого плана, стихийно, сопровождалось беспорядочным строительством бараков, лачуг и рабочих казарм, возникавших вокруг промышленных предприятий, преимущественно на окраинах. Находившиеся за кольцом промышленных предприятии предместья стали, в свою очередь, сливаться с городом. Головные участки железных дорог вошли в глубь городской территории, разрезав при этом левобережную часть города на несколько клиньев. Наличие крупных промышленно-транспортных и складских территорий сильно усложнило условия дальнейшего развития города и создало значительные трудности при последующем решении градостроительных задач.

    В дореволюционном Петербурге жилищное строительство имело ярко выраженный классовый характер. Существовало два полюса: с одной стороны, — богатый, благоустроенный центр — дворцы и особняки, обширные площади, просторные проспекты, прекрасные ансамбли лучших произведений русской архитектуры, а с другой,— трущобы неблагоустроенных окраин, жалкие лачуги, сырые подвалы, где ютился трудовой народ. С развитием капитализма в России противоречия между центром города и его окраинами, зародившиеся еще в 18 в.. значительно обострились. Первоначальный усадебный характер застройки центральных районов Петербурга, характерный особенно для середины 18 в., с начала 19 в. все более уступал место сплошной (фронтальной) застройке улиц. С середины 19 в. жилищное строительство окончательно стало на капиталистический путь развития. Из-за высокой стоимости земли земельные участки стали застраиваться до предела; это вело к переуплотнению населения, особенно в центральных районах, где плотность застройки достигала нередко 75—85%.

    Так называемые «световые дворы», представлявшие собой дворы-колодцы с застоявшимся нездоровым воздухом, пропускали внутрь здании лишь незначительное количество света. В Петербурге было огромное количество «угловых» в «коечных» жильцов. Первых насчитывалось в 1912 г. 150 тыс. чел., вторых — 63 тыс. чел. На каждого «коечного» жильца приходилась площадь всего 1,5—2,0 м 2. Широко были распространены «коечно-каморочные» квартиры; кровати в них нередко устраивались в два яруса. Одну и ту же койку часто занимали два жильца, работавшие в разное время суток.

    Смертность на окраинах была чрезвычайно высокой. Число умерших на 1000 чел. населения в 1910— 1912 гг. составляло на окраинах 25,9, а в центре города 13,5. В то же время в городе пустовали тысячи свободных квартир, не находивших спроса.

    Несмотря на блестящий облик центральных районов дореволюционного Петербурга, благоустройство города в целом, его городское хозяйство и инженерное оборудование были чрезвычайно отсталыми. Хотя в это время в Петербурге были отдельные прекрасные сады и парки, озеленение города в целом было недостаточным. Рабочие кварталы тонули в грязи, были лишены дорог, канализации и нередко водопровода, электричества и других видов благоустройства.

    Петербургская архитектура второй половины 19 в - начала 20 вв., характер которой в значительной степени определяла безвкусица заказчика (капиталиста, купца), измельчала и пришла в упадок. Появилось множество невыразительных, безликих фасадов «доходных домов» с небольшими, узкими, близко друг к другу расположенными окнами. Попытки вновь ввести в моду «русский стиль», а также насадить в начале 20 в. декадентский стиль «модерн» с его неопределенными, вялыми формами привели к появлению даже в самом центре города претенциозных, вычурных фасадов. Помимо этого, капиталистическая застройка города доходными домами нанесла ущерб и ряду замечательных исторических архитектурных ансамблей Петербурга — Адмиралтейству (застройка вдоль Адмиралтейской набережной), Театральной (ныне Островского) площади, Чернышевой площади, ансамблям Таврического дворца, Инженерного замка, Биржи и др.

    Наиболее талантливые и передовые архитекторы начала 20 в. (некоторые из них стали впоследствии ведущими мастерами советской архитектуры — В. А. Щуко, И. А Фомин, Л. А. Ильин и другие) создали ряд отличных по своим архитектурным качествам сооружений, использовав приемы композиции и архитектурные формы классики: жилые дома на Каменноостровском (ныне Кировском) проспекте — Щуко, особняки на Мойке и Каменном острове — Фомина и др. Все эти здания вместе с тем являются примерами высокой строительной культуры. Но это были лишь единичные явления на фоне всеобщего упадка архитектуры накануне Великой Октябрьской социалистической революции.

    Далее: Архитектура и строительство в Ленинграде.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос