Святой благоверный князь Михаил Черниговский

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    8. Святой благоверный великий князь Михаил Черниговский.

    Исцеление и благословение, данное преподобным Никитой Столпником Переславским Черниговскому князю - семилетнему тогда отроку-конечно же, не могло быть случайным. Святой Михаил Черниговский получил от Бога исцеление и укрепление всех членов своих, а прежде всего - духа, ради предстоящего ему подвига исповедничества и мученической смерти за веру православную в ставке свирепого Батыя.

    На исходе лета 1245 года из ворот полуразрушенного Чернигова, еще не оправившегося после опустошительного Батыева погрома, выехал небольшой конный отряд. В центре его выделялась группа из трех человек в более богатых одеяниях: пожилого уже Черниговского князя Михаила Всеволодовича, его внука - юного Ростовского князя Бориса Васильковича, и многолетнего советника, убеленного сединами мудрости, приближенного боярина Феодора. Их сопровождали несколько слуг и охрана. Всадникам предстоял неблизкий путь через выжженные солнцем степные пространства в ставку хана Батыя на Нижней Волге. Грустный, с недобрым предчувствием, Михаил Всеволодович покидал свой родной город, и за долгую дорогу у него было достаточно времени вспомнить всю прожитую жизнь...

    Святой благоверный князь Михаил Черниговский с детства отличался благочестием и кротостью, но имел очень слабое здоровье. По молитвам преподобного Никиты Столпника князь получил исцеление. С 1223 года после гибели на реке Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил, также принимавший участие в этой жестокой битве, стал князем Черниговским. С 1235 года он занимает Киевский великокняжеский стол. В 1238 году Батый разоряет черниговский «злой город» Козельск, а в 1239 году и сам Чернигов. Но великий князь Михаил в это время находился в Киеве. В 1240 году Батый прислал своих татар и в Киев, и те были поражены богатством и великолепием города. Тогда Батый прислал послов к киевлянам с предложением добровольно покориться его власти. Благоверный князь Михаил понял, что ордынцы хотят коварством взять город и опустошить его, и потому повелел умертвить послов Батыя. В ответ ордынцы двинули 600-тысячное войско к столице Киевской Руси, все уничтожая на своем пути. Понимая, что сопротивление бесполезно, оставив город опытным воеводам, князь Михаил вместе с боярином Феодором отправился в Венгрию, Польшу и Германию в надежде поднять европейские христианские страны на борьбу с монголами-язычниками. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, а позже пришел черед Венгрии и Польши. В Германии же князь Михаил был беззастенчиво ограблен и, не получив ничьей поддержки, возвратился в разрушенный Киев. Некоторое время он жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

    Однако благоверный князь не терял надежды на возможность объединения христианской, как ему казалось, Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Но католическая Европа в лице своих главный духовных вождей - римского папы и германского императора - предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором и сам приложил немало усилий, чтобы повернуть лавину степняков на север, на православную Русь, и тем отвести удар от себя. Немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

    В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение приобретает исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. В 1243 году великокняжеский киевский ярлык был отдан Ярославу Второму Всеволодовичу (отцу Александра Невского). Но князь Михаил должен был подтвердить в ставке Бату-хана свое право на Черниговское княжение, засвидетельствовав прежде свою полную покорность власти жестоких завоевателей. Видя бедственное положение Руси, слыша, что многие из русских князей поклонялись идолам и истуканам языческим, благочестивый князь Михаил сильно об этом скорбел. Возревновав о Господе Боге, он решился идти к царю неправедному, неустрашимо исповедовать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа.

    В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. И когда в 1245 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали пройти через костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам благоверный князь твердо сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. В случае же полного повиновения Михаила ждали ханская милость и ярлык на княжение. Его внук и бояре стали уговаривать князя подчиниться. Лишь Феодор Призывал Михаила Всеволодовича оставаться непреклонным, вынести все муки, но сохранить в чистоте русскую православную веру.

    И отвечал князь своим товарищам: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый». На предложения Батыя последовал решительный ответ святого князя: «Я готов поклониться царю, так как ему вручил Бог судьбы земных царств, но, как христианин, не могу кланяться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Палачи схватили благоверного князя и долго жестоко избивали его. Наконец один из них отсек ножом голову святому мученику. Последнее слово его было: «Я христианин!». Святой боярин Феодор последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых мучеников были брошены псам на съедение, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. (14/27 февраля 1572 года по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония мощи были перенесены в Москву, в храм, посвященный имени святых мучеников, а с 1774 года они пребывают в Архангельском соборе Московского Кремля, где их положили в новую серебряную раку.)

    Память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, совершается 14/27 февраля и 20 сентября/3 октября (день мученической кончины).

    Исповеднический подвиг русских мучеников поразил даже их палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, ордынские ханы не решились впредь испытывать терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась. И Православная Церковь в результате этой борьбы пополнилась новыми мучениками и исповедниками. Был отравлен великий князь Ярослав Всеволодович (в 1246 г.; в рукописных Святцах включен в число святых), замучены святой Роман Рязанский (ум. 1270), святой Михаил Тверской (ум. 1318) и его сыновья святой Димитрий (ум. 1325) и святой Александр (ум. 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого благоверного князя Михаила Черниговского. Вспомним и о том, что подвигом, кровью и молитвами у Престола Божия святого князя Михаила был помилован Батыем святой благоверный князь Александр Невский, в точности повторивший перед свирепым властелином исповеднический подвиг Михаила Черниговского, и над растерзанной землей Русской вновь взошло солнце надежды на пусть не скорое, но обязательное освобождение и возрождение.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100