Основание Никитского монастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    2. Основание Никитского монастыря.

    «Капища разрушались, а церкви возводились; идолы сокрушались, а иконы святых являлись; бесы убегали - крест грады освятил... монастыри на горах встали, черноризцы явились» (из «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона (ум. после 1053), митрополита Киевского и всея Руси).

    Там, где ныне находится Никитский монастырь, обитали с I века н.э. выходцы из Приуралья, промыслово-охотничьи племена угро-финской группы меря и весь. «На Ростовском озере меря и на Клещине озере меря же», - повествует преподобный Нестор Летописец (ум. ок. 1114) об этом народе. Клещино (ныне Плещеево) озеро - ледникового происхождения. Берет свое название от славянского «клещать» - плескать, но, возможно, и от названия рыбы «лещ», которая до сих пор еще водится в озере. Озеро имеет овальную форму, длина его около десяти, а ширина около пяти километров, глубина до 25 метров, береговая линия 25 километров. По впадающей в озеро реке Трубеж и по вытекающей из него реке Вёксе в былые времена можно было попасть в Волгу (древний путь «из варяг в арабы»). Первые поселения человека на берегах озера относятся к каменному веку. В конце VIII - начале IX веков в Залесье появляются славяне из Новгорода, Смоленска и Киева. Смоленцы-кривичи укрепляют поселение мерян, превратив его в городок Клещин - свой торгово-административный пост. С мерянами сосуществуют мирно, обучая коренных жителей земледелию и скотоводству, постепенно ассимилируя их. Последнее летописное упоминание о мерянах относится к началу X века: меряне участвуют в походе Олега на Царьград. По сказанию того же Нестора, религиозным культом мерян являлось обожествление камней, деревьев, источников. К культовым животным относился медведь, а также птицы и крупная рыба. Холмы и насыпные курганы были местами языческих ритуалов, иногда весьма жестоких и кровавых.

    В 990 году, заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех ее пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру, что на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещенными ранее, великий князь Киевский крестил и часть местного населения.

    В 992 году великий князь Владимир вместе с первым митрополитом Киевским, святителем Михаилом, крестил население Ростова Великого. Тогда же в Ростове был поставлен первый епископ - Феодор Грек и основан первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преемник святого Феодора, также грек, Иларион после непосильной борьбы с язычеством, центром которого являлся в ту пору Ростов, удалился в Царьград. Но труды этих подвижников не пропали даром. При поддержке князя Ростовской земли святого благоверного князя-страстотерпца Бориса христианство постепенно проникало в сердца и сознание простого народа.

    Икона равноапостольного великого князя Владимира (в центре) и святых благоверных князей Бориса и Глеба
    Икона равноапостольного великого князя Владимира (в центре) и святых благоверных князей Бориса и Глеба.

    Когда же свет истинной веры коснулся и земли Переславля-Залесского? Точной даты обращения ко Христу населения древнего сторожевого городка Клещина и поселения в устье реки Трубеж, будущего Переяславля (в XV в. из названия город , по традициям местного говора, выпадает буква «я»), мы не имеем. Да скорее всего такого одномоментного и массового крещения как в Ростове, здесь, на Плещеевом озере, и не было. Вероятно, Православие постепенно распространялось среди местного населения по мере утверждения духовной и княжеской власти в Ростове Великом и Суздале. По сказанию Степенной книги, святой великий князь Владимир, назначая уделы сыновьям, отдал Ростово-Суздальскую область своему любимому сыну и верному помощнику духовному преемнику - благоверному князю Борису, справедливо полагая, что тот не преминет посеять семена христианской веры в своей области, населенной грубыми идолопоклонниками.

    И действительно, святой благоверный князь - страстотерпец Борис, рожденный, как и брат его святой князь Глеб, от матери христианки - византийской принцессы Анны, и будучи от рождения не тронут заразой язычества, получив от отца в удел город Ростов, со всем возможным усердием распространял святую веру в своей «отчине» и вместе с епископом Иларионом обошел с Евангелием все ее населенные пункты. По сказанию той же Степенной книги, «святой князь Борис, благочестно властвуя, обращал неверных к святой вере». Следовательно, он не мог не быть и на Переславской земле, потому что предшественник Переславля, городок Клещин, был в то время важным торговым, транспортным, промысловым и военно-административным пунктом княжеской власти.

    Предание доносит, что на месте княжеской резиденции святого Бориса, после мученической гибели его в 1015 году и прославления (в 1020 г.), был основан Переславский Борисо-Глебский Надозерный монастырь.

    То, что действительно проповедь о Христе среди мерян во время пребывания у них святого князя Бориса имела успех, наглядно видно из раскопок. В одном из курганов вблизи городища Клещина была найдена монета конца XI - начала XII вв. и остовы человеческие, лежащие лицом на восток с крестообразно сложенными на груди руками и с находящимися при них металлическими крестами и образами Спасителя и Божией Матери. Раскопки мерянских курганов в районе Переславля-Клещина впервые проводились в 1853 году. Ее результаты описаны в книге графа А.С. Уварова «Меряне и их быт по раскопкам курганов».

    Плод апостольского усердия святого благоверного князя Бориса мы можем видеть в Переславле-Залесском и сегодня. Это Никитский мужской монастырь - древнейший из четырех ныне существующих в городе. Наиболее вероятной датой основания святой обители нынешние её насельники считают 1010 год.

    Известно, что святой князь Владимир послал сыновей своих - Бориса в Ростов, а Глеба в Муром - в 1010 году и, конечно, дети князя не замедлили с отъездом. Именно в это время ставили святой Борис с епископом Иларионом первые церкви на Плещеевом озере. Вероятно, одна из них стала основанием скита и будущего монастыря, а возможно, и сразу была основана монашеская обитель. Церковные уставы святого князя Владимира и Ярослава Мудрого (ум. 1054) упоминают об игуменах, чернецах и черницах, и потому столь древнее происхождение Никитского монастыря хотя и удивительно - на 15-20 лет раньше Киево-Печерской Лавры! - но имеет под собой прочное историческое основание.

    И само название монастыря во имя германского святого Никиты (Никита в переводе с греческого - победитель) косвенно подтверждает вероятность названия обители самим благоверным князем Борисом или епископом-греком Иларионом. Известно, что святой князь особо чтил память святого великомученика воина Никиты, «почасту услаждаясь чтением его жизнеописания». «Помышляет же мучение и страсть святого Никиты», - писал о святом князе Борисе Иаков Мних, известный писатель XI века. Первый русский митрополит Киева и выдающийся просветитель Древней Руси святитель Иларион не имел ли в виду и Никитскую обитель, когда говорил: «Капища разрушались... монастыри на горах встали, черноризцы явились».

    «Много монастырей поставлено от князей, от бояр и от богатства, но не таковы они, каковы поставленные слезами, лощением и молитвой», - писал преподобный Нестор. В данном случае княжеская воля была подкреплена и слезами, и постом, и молитвой, и кровью... Потому, наверное, и отпустил Господь славной Никитской обители хотя и трудный, но столь долгий век.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100