Святыня поруганная и возрожденная

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    14. Век XX. Святыня поруганная и возрожденная.

    Большие испытания выпали на долю древнего русского монастыря после Октябрьской революции. С 1919 года по стране покатились, как грязные волны, циничные акты вскрытия и осквернения святых мощей. И остается в очередной раз благоговейно изумиться Промыслу Божию, сокрывшему и сохранившему до наших дней святые мощи преподобного Никиты Столпника на протяжении 800 лет!

    В 1923 году Никитский монастырь в числе всех остальных монастырей Переславля новой властью закрывается, имущество его реквизируется, монахи изгоняются. Судьба их неизвестна. Все здания и хозяйственные постройки монастыря были переданы различным учреждениям и колхозу. С 1948 по 1953 годы в нем размещался лагерь МВД, а с 1953 по 1959 годы - воинская часть.

    В 1956 году начались первые работы по реставрации монастыря. С 1959 года монастырские постройки были переданы в аренду совхозу «Троицкая слобода», в келлиях устроены склады и жилые помещения. В 1977 году в Благовещенском храме, занятом автошколой, случился сильнейший пожар, уничтоживший все, что могло гореть, и даже то, что не могло: металлические связи из кованого железа оборвались и упали, словно были сделаны из воска. В своде и стенах образовались сквозные диагональные трещины. Реставраторы, работавшие не торопясь в монастыре в течение сорока лет, стремились превратить его в туристический «культурный центр». На месте полуразрушенного монастырского колодца они устроили свалку строительного мусора, в результате чего колодец безвозвратно утрачен для нас. В 1984 году, на Ильин день - 2 августа, в результате грубых просчетов реставраторов обрушился центральный купол Никитского собора, проломив при падении и своды храма. Это была утрата мирового масштаба, поскольку собор являлся одним из древнейших и уникальных памятников русского зодчества. После этого интерес советских руководителей к монастырю пропал, и собор, как и весь монастырь, долгое время был брошен на произвол судьбы, подвергаясь неумолимому разрушительному действию внешних стихий. Источник преподобного Никиты, некогда украшенный часовней, куда совершались торжественные крестные ходы и куда приходили и приезжали за исцелением паломники со всех концов православной России, был совершенно заброшен и превратился в неприглядную заболоченную лужу.

    Началом возрождения Никитского монастыря можно считать 1990 год. По инициативе верующих в день Святой Троицы был совершен молебен. Накануне общими усилиями многих людей среди невообразимой разрухи, царившей на территории обители, было расчищено и оборудовано место для проведения молебна. Из единственного служившего тогда в Переславле храма Покрова Пресвятой Богородицы был приглашен протоиерей Иоанн Беляков. Народу собралось великое множество. В искреннем единодушном порыве вознесены были ко Господу и Его преславному угоднику Никите Столпнику горячие молитвы о возрождении древней православной обители. Здесь же был начат сбор пожертвований на это благое дело.

    Официально монастырь был передан Церкви в 1993 году. Тогда же в монастыре появились и первые послушники и монахи. В Благовещенском храме началось регулярное богослужение. В 1995 году был восстановлен колодец преподобного Никиты на Студеном потоке. Над ним была построена красного кирпича часовня, а рядом купальня. В монастыре хранятся вериги преподобного Никиты Столпника, чудесным образом вернувшиеся, вторично за свою 800-летнюю историю, в родную обитель. Об этом особый рассказ.

    Сохранностью вериг преподобного Никиты Столпника (больших и малых) мы обязаны отцу Феофану - последнему настоятелю находящегося поблизости от Никитской обители храма Живоначальной Троицы. Он жил со слепой женой Клавдией и больным от рождения сыном Борисом в Борисоглебской слободе. Из-за трудных семейных обстоятельств новая власть его некоторое время щадила - не арестовывала. Но в 1939 году Троицкий храм был все же закрыт (последним из храмов Переславля), и в октябре этого же года отец Феофан был арестован, несмотря на свой преклонный возраст: ему тогда было далеко за восемьдесят. Его сын Борис был отправлен в интернат для психических больных, а матушка Клавдия умерла через три месяца после ареста мужа.

    Отец Феофан знал, что после закрытия Никитского монастыря вериги хранились у последнего монастырского сторожа. Предчувствуя приближающийся арест, отец Феофан просил двух знакомых монахинь, Алфею и Глафиру, взять вериги к себе, и они, с риском для жизни, берегли эти святыни. В это жестокое богоборческое время небывалого гонения на Православную Церковь монахиням приходилось скитаться, скрываясь днем у разных знакомых. Ночевали же они в маленькой келлии - «сторожке», устроенной под колокольней Троицкого храма. Вериги, тщательно завернутые, благоговейно хранились в особом, плетенном из ивняка коробе, запиравшемся на замок. Верующие люди, тайно приходившие к монахиням, имели возможность приложиться к этим святыням. Скромные приношения этих людей были основным источником пропитания монахинь.

    В 1942 году монахиня Алфея была убита кузнецом, который работал в кузнице, устроенной в Троицком храме. Он убил ее, чтобы завладеть продовольственными хлебными карточками. Вериги продолжала хранить монахиня Глафира.

    Но вскоре вериги были переданы на хранение в Покровский храм, по благословению его настоятеля, протоиерея Алексия Громова, так как он посчитал, что здесь вериги будут сохраннее.

    Монахиня Глафира, оставшаяся одна, вскоре также была убита при невыясненных обстоятельствах и похоронена рядом с монахиней Алфеей возле Троицкого храма. В ее келлии поселилась монахиня Мисаила, возвратившаяся из ссылки. Несмотря на страшные события, происходившие в этой келлии, монахиня Мисаила решила поселиться здесь, так как другого пристанища после ссылки найти было невозможно. В 1945 году возле могилок монахинь Алфеи и Глафиры появился третий холмик: монахиня Мисаила упокоилась здесь, рядом со своими предшественницами. При каких обстоятельствах погибла она, установить не удалось.

    В Покровском храме вериги преподобного Никиты хранила монахиня Антония. Покровский храм никогда не закрывался, все же остальные храмы города и его окрестностей были закрыты и многие из них уничтожены (за годы советской власти в Переславле из 40 храмов было взорвано более 20 церковных зданий, остальные приведены в «нецерковный вид»).

    Покровский храм уцелел, видимо, потому, что его настоятель, отец Алексий, присоединился к обновленческой церкви, в то время поддерживаемой советской властью. Он был прислан из города Владимира, у него была большая семья (матушка Антонида и трое сыновей) и, вероятно, ради спасения своей семьи он проявил малодушие и присоединился к «Живой» лжецеркви. Служил священник Алексий Громов практически в пустом храме: православные жители Переславля не признавали обновленческой церкви. Монахиня Антония, профессиональный регент, ради святых вериг согласилась служить с отцом Алексием. Со временем весть о веригах преподобного Никиты стала привлекать в Покровский храм богомольцев, ищущих духовного укрепления по молитвам преподобного Никиты.

    Постепенно богослужебная жизнь в Покровском храме становилась все более интенсивной, но это было вызвано скорбными обстоятельствами: все чаще стали приходить жителям города «похоронки» с фронта, и люди шли отпевать своих погибших родственников в единственный действовавший тогда Покровский храм.

    В 1949 году отец Алексий публично принес церковное покаяние, был прощен и уехал с семьей во Владимир. Впоследствии все его трое сыновей: Павел, Борис и Олег - стали православными священниками. После него в Покровском храме служили священники, которых присылала Троице-Сергиева Лавра из числа молодых людей, окончивших семинарию. В начале 50-х годов умерла монахиня Антония и вместо нее прислуживала в храме монахиня Евлампия (умерла в конце 50-х годов).

    В 1953 году в течение нескольких месяцев настоятелем Покровского храма был архимандрит Таврион (Батозский). К этому времени большие вериги преподобного Никиты уже были переданы в Переславский музей: тогдашний его директор К.И. Иванов, хотя и был человеком неверующим, но сумел заполучить в музей вериги, понимая, что они имеют большую историко-культурную ценность. Малые вериги оставались в Покровском храме, но хранение их было рискованно. Вскоре отец Таврион был переведен в Елгаву, под Ригой, в Спасо-Преображенскую пустынь. Перед отъездом отца Тавриона из Переславля у него побывал его знакомый, летчик из Риги, которому было поручено увезти малые вериги в Елгаву. Многие верующие люди знали об этом и ездили в Спасо-Преображенскую пустынь приложиться к веригам.

    К отцу Тавриону ездил из Ярославля его духовный сын иеромонах Севастиан, который был секретарем Ярославской епархии. Впоследствии отец Севастиан по состоянию здоровья покинул Ярославскую епархию и обосновался в Спасо-Преображенской пустыни возле своего духовного отца. Ежегодно отец Севастиан приезжал в Ярославль на могилу своей матери и заезжал в Переславль навестить своих друзей. Когда Никитский монастырь был возвращен Церкви, отец Севастиан позаботился о том, чтобы вериги вернули на свое исконное место, и один из послушников отца Севастиана привез их в Никитский монастырь. Впоследствии этот послушник Владимир принял священнический сан.

    Большие вериги, находившиеся в музее, все время хранились в запасниках и были недоступны для верующих. После возобновления богослужений в Никитском монастыре тогдашний директор музея Михаил Михайлович Семенов, верующий, благородный человек, передал вериги в монастырь.

    Так Никитский монастырь вновь обрел одну из своих главных святынь.

    Основные ремонтно-восстановительные работы в монастыре начались в 1999 году, когда наместником древней обители был назначен архимандрит Димитрий (Храмцов).

    У обители наконец появляются помощники и благотворители - восстановительные работы разворачиваются профессионально и полномасштабно. В первую очередь были выполнены исследования состояния фундаментов Никитского собора, шатровой колокольни, Благовещенского теплого храма с трапезной, а также верхней части колокольни. Фундаменты были укреплены инъекциями специальных растворов. Затем был составлен проект восстановления утраченной купольной части собора и сразу вслед за тем начато осуществление этого проекта. Параллельно велись работы по восстановлению братских корпусов, строились необходимые новые здания и помещения.

    Отец Димитрий показал себя достойным преемником Никитских настоятелей и продолжателем лучших традиций обители. В первую очередь заботится он о возрождении и правильном устроении монашеской жизни, утраты и разрушения которой в советское время оказались еще более катастрофическими, чем разрушения стен, куполов и зданий монастыря.

    С Божией помощью монашеская жизнь в монастыре налаживается, крепнет, а вместе с тем растет и известность обители. Не только жители Переславля, но и многочисленные группы паломников из разных концов России приезжают сюда, чтобы восстановить душевный мир и физическое здоровье, получить духовный совет, помолиться и утешиться у святых мощей преподобного Никиты Столпника, чистосердечно исповедаться и причаститься Святых Тайн у гроба великого угодника Божия.

    В 2000-м юбилейном году в жизни древнего монастыря совершилось великое и важное событие: по благословению Святейшего Патриарха Алексия были начаты работы по обретению мощей преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца. Компетентная комиссия обнаружила все признаки, подтверждающие истинность святых мощей: следы травмы на костях черепа, камни, положенные под голову и в ноги святому как символ монашества и столпничества, следы описанного в Житии раскопа и другое. Работы на могиле преподобного продолжались три дня: с 29 по 31 мая. Непрерывно шла молитва, совершались молебны, читались акафисты. И Господь даровал нам, современным православным христианам, утешительные и цельбоносные мощи Своего угодника, сохранив их и от татарских погромов, и от польского разорения, и от советских осквернителей-богоборцев.

    Теперь мощи Никиты Столпника почивают в Благовещенском храме, возле раки находятся и вериги преподобного.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100